Гегель и Энгельс vs гравитация Ньютона

Jun 05, 2020 11:25




Андрей Козлов

Они тоже задумывались, что что-то у ньютонов не очень стройно.
Слово Гегелю (Гегель . Об орбитах планет. Философская диссертация. 1801 г.) :
  «Знаменитое разложение сил» у Ньютона свидетельствует «о полном отсутствии чувства природы»
«…если Ньютон хотел говорить о математических отношениях, то непонятно, почему он вообще употребляет слово «силы»: ведь математика занимается только количественными отношениями явлений, исследование же силы относится в область физики. Но Ньютон, вполне уверенный, что он всюду определяет соотношение сил, возвел полуфизическое, полуматематическое здание, в котором не так-то легко различить, что относится к физике и действительно является шагом вперед в этой науке» [13, 239-240].

«…законы, выдаваемые за законы обеих этих сил (центростремительной и центробежной - Л.Ф.), суть на самом деле математические законы движения, лишь получившие несвойственное им обличие и название физических сил» [13, 251].
«…все эти различные силы - только пустые названия, без которых лучше было бы обойтись, ибо из пустоты этого различения и возникли вся путаница и нелепость в объяснении явлений» [13, 245].
«…нельзя смешивать то, что относится к свойственным математике формальным принципам познания, с физическими точками зрения, нельзя приписывать физическую реальность тому, что обладает реальностью только в области математики» [13, 239].
«Притяжение так соотносится с отталкиванием, что имеет его своей предпосылкой» [12, 242].

Энгельсу это показалось интересным и правильным. Некий Л.Е. Федулаев (котрого можно погуглить на просторах интернета поясняет:
- Мысли эти так и пылятся на гегелевских страницах, - неоцененные, и  даже не востребованные. Вот уже 200 лет. Лишь однажды я встретил, - другой гениальный диалектик оставил на листочках заметки для так и не завершенной им «Диалектики природы»:
«Притяжение и отталкивание столь же неотделимы друг от друга, как положительное и отрицательное, и поэтому уже на основании самой диалектики можно предсказать, что истинная теория материи должна отвести отталкиванию такое же важное место, как и притяжению, и что теория материи, основывающаяся только на притяжении, ложна, недостаточна, половинчата» [35, 210-211].
Энгельс.
И, еще:
«Гегель гениален даже в том, что он выводит притяжение как вторичный момент из отталкивания как первичного» [35, 211].
И как просьба к естествоиспытателям будущего, - вернитесь еще раз к этим мыслям….
«Превращение притяжения в отталкивание и обратно у Гегеля мистично, но по сути дела он здесь предвосхитил позднейшие естественно научные открытия» [35, 211].
Энгельс.
Но Гегель, - замечает Энгельс, - писал в то время, когда естествознание не давало в этом вопросе никакого материала, а «мы можем познавать только при данных нашей эпохой условиях и лишь настолько, насколько эти условия позволяют» [35, 208]. Если бы, - вздыхает Энгельс, - Гегелю «пришлось писать «Философию природы» теперь (это 1858-й год-то! - Л.Ф), то доказательства слетались бы к нему со всех сторон» [36, 275].
То есть, гравитация, закон всемирного тяготения не выдерживают. Они абсурдны. Имеено это говорит замысловатые Гегель длинными профессорскими предложениями, и Энгельс уже попроще его растолковывает.

Отсутствие гравитации, конечно, разрушает львиную долю аргументации плосковеров.

Энгельс, физика, Гегель, Ньютон, наука, природа

Previous post Next post
Up