Во второй половине XX века понятие «коммуникации» стало системообразующим для многих гуманитарных теорий. Concepture публикует небольшую статью, посвященную концепции социальной коммуникации Никласа Лумана.
04.08.2016
Алибек ШариповАвтор статьи
Немецкий социолог Никлас Луман был учеником Толкотта Парсонса, у которого он перенял ориентацию на системность в построении теории. Системная социологическая теория Никласа Лумана была сформулирована в 80-е годы XX века, когда резко возросла сложность социальных процессов, которые не могли быть объяснены со старых позиций. Среди них - усиление роли информации и, как следствие, возникновение новых способов социального взаимодействия.
Именно поэтому Луман определяет общественную систему как коммуникацию, которую он понимает в качестве процесса сотворения, сохранения и преобразования социальных реальностей. Коммуникация включает в себя 3 элемента: сообщение, информацию и понимание. Адресант что-то сообщает. Адресат извлекает из сообщения информацию. Различение сообщения и информации и есть понимание.
Например, продавец сообщает покупателю о своем товаре. Покупатель извлекает из всего сообщения лишь ту информацию, которая ему нужна о конкретном товаре. Слушая сообщение и вычленяя из нее определнную информацию, покупатель понимает, что именно ему нужно (вот это и вот это). Теперь уже очередь покупателя посылать сообщение: он задает вопросы о свойствах нужного ему товара, продавец понимает, чем именно интересуется покупатель.
Важно понять, что любой акт коммуникации всегда порождает новую коммуникацию. Этот атрибут коммуникации Луман называет «аутопоэзис», заимствуя термин у чилийских ученых Матураны и Варелы, которые обнаружили у живых существ способность к самовоспроизводству («ауто» - сам, «поэзис» - производить). Луман пишет:
«Понятие аутопоэзиса первоначально было найдено в биологии и опиралось на эмпирическую основу биохимии. Оно применялось к клеткам, способным самовоспроизводить себя. Дело в том, что химические условия жизни постоянно обновляются в самой клетке, а не вносятся извне. Электрические сигналы мозга создаются самим мозгом, а не вносятся из окружающей среды через органы зрения или слуха. Такова биологическая концепция аутопоэзиса, я лишь полагаю, что то же самое можно сказать и о коммуникации. Коммуникация всегда предполагает, что была предшествующая коммуникация и что всегда возможна дальнейшая коммуникация, иначе говоря, коммуникативная система сама воспроизводит себя при помощи слов, языка, постоянной активности коммуницирующих».
То есть после акта коммуникации между продавцом и покупателем о качестве и свойствах товара, как правило, следует коммуникация о цене, затем - коммуникация покупки и платежа, потом же продавец рассказывает, как он удачно продал товар, а покупатель - какую хорошую вещь он купил. Таким образом коммуникация бесконечно множится и самовоспроизводит себя, образуя социальную реальность. В теории Лумана понятие коммуникации становится решающим фактором для определения понятия общества.
В зависимости от того, как определяют коммуникацию, определяют и общество, а определение понимается здесь в точном смысле этого термина как определение границ. По Луману, общество состоит не из личностей, а из коммуникаций между ними. Не человечество, а система коммуникаций выборочно интегрирует физический, химический, органический и психический потенциал людей. Эта система обладает собственной реальностью и собственной автономией. Нетрудно увидеть в социологических идеях Лумана влияние постмодернистской методологии, постулирующей «смерть субъекта».
Если классики социологии, несмотря на все различия в их концепциях, так или иначе исходили из субъекта и его деятельности, то Луман прямо говорит:
«Некоторые люди являются не частью общества, а частью его окружающей среды. Недостаточно того, что один человек видит или слышит другого, даже если он наблюдает его поведение с помощью различения сообщения и информации. Если о ком-то говорят или пишут, этого также еще недостаточно для того, чтобы отношение к нему считалось социальным отношением. Социальной операцией является лишь сама коммуникация».
Даже такие нормативные понятия социологии, как «институты», Луман понимает как подсистемы коммуникации. Для того, чтобы система продолжала коммуницировать, она порождает структуры для поддержки коммуникации - институты, нормы и роли. Развитие систем происходит благодаря процессам вариации, отбора и стабилизации воспроизводимых в коммуникациях элементов системы. Благодаря этим механизмам системы развиваются: усложняется их организация, появляются функциональные подсистемы.
В теории Лумана понятие «коммуникации» настолько абсолютно, что он, перефразируя Декарта, с чистой совестью мог бы сказать: «Коммуницирую, следовательно, существую». Если мы зададим резонный вопрос: «Можно ли усомниться в коммуникации?», Луман ответит нам: «Усомниться в коммуникации можно только в ходе самой коммуникации». С точки зрения Лумана, коммуникация охватывает весь универсум человеческого бытия, а все остальное - в том числе сознание - служит лишь условием возможности коммуникации, как физиологические процессы служат условиями возможности жизни.
Рекомендуем:
- Никлас Луман - «Общество общества»
- Никлас Луман - «Общественная структура и семантика»