Россия как квазипериферия

Jul 08, 2019 22:42


Россия как квазипериферия


У Б. Кагарлицкого есть книга "Периферийная  империя". Периферийная империя у Кагарлицого это Россия.  Книга местами вполне интересная, но название (и, стало быть, основной тезис)  "подозрительны". Не знаю осознаёт Кагарлицкий суть термина, или у него это нечаянно, но смысл звучит как страна на обочине, отстающее, догоняющее государство. В какой-то степени явно абсурдное, если задуматься. Империя и вдруг "периферийная".  То есть, явно концепция Б. Кагарликого подернута "западоцентризмом".

1. Кагарлицкий видит в России периферию Западной Европы. В политическом отношении этого никогда не было . Но если за центральный тренд принять философию, науку, систему образования, развития техники, промышленности, то факт, что Россия очень часто вынуждена было догонять. Но тут следует обратить внимание на ряд моментов.


а) западная культура (нам тут важным кажется развитие науки техники) , её институты образования действительно приходили в России с некоторым опозданием, но  при этом "наука и техника" приходила в уже сформировавшимся, выверенном виде и очень быстро становилась в России паритетной Западу.
б) западная культура в виде научно-технического "модерна" , приходя в Россию, в той или иной мере сохраняла местные традиции и уклады, так что получалось нечто новое, и нередко более эффективное чем на Западе. Видимо тому причиной были и неизбежное творчество  российского освоения образцов, иные масштабы производственных мощностей, некий "эффективный" тип менталитета российских "наладчиков".
в) стремление догнать и перегнать в купе с амбивалентностью  социальной структуры (то есть, распад общины не был обязательным условием развития технического прогресса) делало русские научно технические достижения паритетным или даже нередко  обгоняющими западную культуру. Вспомним Лобачевского, Менделеева, Попова. Вспомним победу русской армии над Наполеоном. Вспомним русскую литературу  19-20 века (Толстой, Достоевский, Чехов, Горький).
У России (потом СССР) немало причин считать термин "периферия" абсолютно неуместным. России - самое крупное по территории государство в мире (даже после распада СССР). Россия - родина "социализма", то есть, общественно ориентированного государственного устройства. Родина космонавтика и государство с самыми сильными вооруженными силами.

2. Наконец, западо-центричный почитатель Коперника и Галилея забыл, что земля-то шарообразная (даже если она при этом по гипотезе советского Кифы Васильевича вогнутый шар) . То  есть, Россия также и периферия  азиатских государств? Индии, Ирана, Тюркского каганата, Китая.
   Россию некоторые наши и западные аналитики называют Евразия. И потому что часть России -это Европа, а часть Азия, но также и потому что  в семье российских народов множество азиатов, а сами русские (а видимо и праславяне в целом) метисы белой и желтой рас. Блестящее исследования В. Стасова показывает, что русские былины и сказки есть упрощенные копии восточных эпосов.  Стасов настаивает на том, что русские эпические тексты во многом упрощенные и ухудшенные сравнительно с первоисточниками. Но мы тут обратим внимания, что не факт , что "ухудшенные". Во -первых, как и с заимствованьем западной культуры,  восточная культура на Руси обретала иной вид чем дома в восточных  древних "полноценных империях" . Древний эпос на Руси  не был столь скрупулёзным и "жестко-серьёзным", то есть, неся с собой восточный традиционализм на российской почве, тут этот традиционализм смягчался, и носители  этого  восточного по происхождению традиционализма даже называлась "скоморохами", что в сущности почти противоположность традиционалистскому пафосу.

3. Та же история получилось и с южным влиянием в качестве греческого православия. Историки даже ввели для древнего русского православия термин "православно-языческий компромисс". Помимо множество фактов такового синтеза можно привести и факт собственно церковного раскола, когда "не совсем православное" русское православия стали подтягивать к более строгим "греческим образцам". Но если обратить внимание на исследования В. Пыжикова, то так и не подтянули, почти половина крестьян оставались староверами (в основном беспоповцами). Причем эти "староверы" с момента раскола довольно сильно модернизировали свое православие, многие из староверов заняли прочные позиции в российском бизнесе и очень активно влияли на революционные процессы в России (и Степан Разин, и Емельян Пугачев ,были связаны со староверами, и как показывает Пыжиков большевицкие активисты также во многом происходили из староверческой среды.

4. Та же история произошла и с марксистским влиянием на Россию.    Уже до Ленина русские марксисты заставили Маркса согласиться с коммунистическим характером русской крестьянской общины, хотя это совсем не коррелировала с марксовой теорией.  Ленин внес в марксистскую теорию немало принципиальных добавок. В реальном социализме появились принципиальные изменения. Например, так называемый "социалистический реализм", который по факту был параллельной советской идеологией. Появилась в СССР разветвленная система традиций, которая была своеобразной советской религией и даже своеобразными идеологиями вроде мифологии Бажова, мифами советских героев.  ТО есть, наряду с покорением космоса, передовой наукой, системой образования,  блестящим кинематографом в СССР существовала по сути дела мифология, традиционалистская "античная" культура.

5. Демократическая модернизация времен "перестройки" также выглядит как экспансия Запада. Но  если присмотреться внимательнее, то не всё так просто. Во-первых сама западная демократия не такая уж "демократичная". В США официальна расовая дискриминации сохранялась до 80-х годов 20 века, а латентно существует и до сих пор. Такие явления как колониализм и неоколониализм не являются не демократическим, ни даже формой так называемого экономического принуждения (капитализмом), не говоря уж о мировых войнах, инициированных "демократическим Западом" и фашизмом, пришедшим к в Германии к власти путем "демократических процедур".  И Когда СССР перешёл на демократические формы политического существования, то Запад тут же скатился к так называемому "неолиберализму", где в центре оказывались  забота об ЛГТБ, ювенальная юстиция, информационно-медийные манипуляции общественным мнением, русофобия, гибридная легализация фашизма и нацизма.

То есть, та функция или операция с культурными влияниями в России - это никак не операции "периферии".  Во всех случаях, это похоже на многополярную, планетарную сборку, на идеологию-стиль творчества, неформата, принципиально более легкое и эффективное преодоление идеологической капсулированности, догматизма, схоластики, консерватизма, косности, массовых психозов, в которые погружаются многие слои в  стран Запада и особенно их реально "периферийных" протеже. .  То есть, предрасположенность к новаторству и т.п.

география, история, Восток, этнография, геополитика, Европа, Россия

Previous post Next post
Up