УДМУРТСКИЕ НАРОДНЫЕ УЗОРЫ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ НАЗВАНИЙ С. Н. Виноградов

Mar 09, 2019 15:34



3.     Толэзь -луна
4.     Толэзь кукъёс - лунные лучи (букв, лунные ноги)
5.      Кизили - звезда
6.      Кыз - ель
7.      Пужым - сосна
8, 9   Кыз йыл - макушка ели
10.    Легезьпу - шиповник
11.    Боры куар - клубничный лист
12.    Азэн син; азэм син; кый син - змеиный глаз
13.    Зöк ӝакы - большая ронжа
14.    Жакы - ронжа
15.    Ӵöж - утка
16.    Ӵöж бурд - утиные крылья
17.    Курег пыд -куриные лапки
18.    Ӟазег пинь - гусиные зубки
19.    Юсь - лебедь
20.    Юсь пуз - лебединое яйцо
21.    Дуӵес - ястреб
22.    Уӵы - соловей
23.    Вало-вало-кони
24, 25. Така сюр - бараньи рога
26.    Ош кизям - мокрый след быка
27.    Тыло пужы - огненный узор (возможно узор деревни Тыло)
28.    Кыӵкыскон, жильы - узор петлями или цепочкой
29.    Тэркы пыдэс - дно тарелки
30.    Кенер - прясло (изгородь)
31.    Торокан - таракан
32.    Вукарнан - стрекоза
33.    Зу - щетина
34, 35, 36 - Адями - человек
37, 38, 39  Уар (вар) - раб, слуга
40.    Калмез пужы - узор калмезов (удмуртов, живущих по реке Кильмезь)
41.    Кирос - крест
42, 43. Тэрэг - простейший вид берда
44.    Чаг возён - светец
45.    Замоко - замком
46.    Кырыж тыш - стоптанные пятки
47.    Зарни пужы - узор из золота
48.    Бичам пужы - браная вышивка
49.    Дур вурет - контурный шов
50.    Кечат шырем - каёмка пересекающимися прямыми
51.    Кеӵевыл бинем - узор, вышитый наискось наматывая
52.    Сёртэм - узор с куничьен шер стыо
53.    Трет пужы - укладка из серебряных ниток
54.    Гадь котыртэм - грудная «ограда»
55.    Калык пужы - узор, вышиваемый на девичьем колпаке (шапочке)
56.    Зуак - полоской
57, 58, 59. Куско - выемками
60.    Гадь куэм - тканый грудной узор
61.    Кезиен - клеточками
62.    Дур пужы - контурный узор
63.    Кечато-кечато - сдвоенный крестик
64.    Йылам баур - верхний баур
65.    Питтылыса куэм пужы - вид тканного узора
66.    Пичи печет -- маленькая печать (клеймо)
67.    Куско печет - приталенная печать (клеймо)
68.    Сюро печет - печать (клеймо) с рогами
69.    Мушко пыдэс пужы - дно лукошка
70.    Шанга - ватрушка
71.    Комо -комья
72.    Уддяди пужы - узор деревни (рода) Уддяди (Карамас-Пельга)
73.    Баяр пужы - боярский узор
74.    Зольгыри пытьы - след воробья
75.    Преник пужы - пряничный узор
76.    Четчаса куэм пужы - узор для повязки передника (букв, узор, вытканный вприпрыжку)
77.    Шакмако - шахматный узор
78.    Ого-кыкто - узор из чередования одной полоски с двумя полосками
79.    Кочыш пытьы-кошачьи следы
80.    Огазе карем кочыш пытьы - строенные кошачьи следы
81.    Карнан - коромысло
82.    Усо пужы - узор рода (деревни) Усо
83.    Быськы - пила
84.    Куз герд - узор получающийся при пересечении четырёх полос основы с четырьмя перпендикулярными полосами
85.    Ляли пужы-узор рода (деревни) Ляли
86.    Дюрыг Сюрмо пужы-узор деревни Дюрыг Сюрмо
87.    Ситьпужы - веснушка
88.    Бубыли - бабочка
89.    Кенэм тӥш - след конопляных семечек
90.    Вуюись - радуга
91.    Шадра - рябой
92.    Пул - доска
93.    Чутыри - витиеватый узор
94.    Менчей пужы - узор Менчея (Менчей - имя мастерицы из деревни Усо - Муважн - Алнашско-го района УАССР)

Настоящая публикация состоит из 94 образцов удмуртских узоров с их названиями и сведениями об их содержании и практическом назначении. При делении материала на отдельные группы автор стремился учитывать два основных момента: а) мотив или тему узора и б) предположительное время появления узора.
Космические мотивы
Стилизованные изображения космических тел известны всем археологическим культурам, относящимся к древней истории удмуртского народа.
Космическим образам и мотивам значительное место принадлежит и в произведениях фольклора.
Соответствующее отражение космические образы нашли в произведениях удмуртского народного изобразительного искусства.
Солярный мотив использован, например, в узоре «питыри» или «питырес» (окружность, круг). В этом убеждает наличие стилизованных лучей на узоре «питырес».
Узор «питыри» встречается на свадебном платке невесты, «питырес» - на головном полотенце женщины.
Почему не что-то другое, а изображение солнца считалось украшением женского наряда? Наши информаторы не дали ответа на этот вопрос. В данном случае мы, видимо, имеем дело с фактом времен матриархата. Впоследствии, в связи с изменением производственных и общественных отношений, этот знак потерял свое раннее широкое символическое значение. В новых условиях осталась лишь одна функция узора - оберега. Позже это изображение удмуртками было сохранено благодаря приписываемому ему магическому значению и наличию в нем эстетического содержания.
Это предположение в известной мере подтверждает помещаемое здесь изображение лупы - «толэзь пужы». По сообщению наших информаторов, в основном женщин пожилого возраста, девушке-удмуртке обычай не разрешал выходить замуж без нагрудника с этим узором. Следует заметить, что сохранившийся до наших дней традиционный свадебный ритуал ни одному из узоров столь серьезного значения не придавал. По всей вероятности, древние люди посредством «толэзь пужы» на нагруднике утверждали то положение женщины, в котором она оказалась после того, как, по словам Ф. Энгельса, домашняя работа ее утратила свое значение по сравнению с промысловым трудом мужчины.
Возникшее в условиях патриархата уподобление: отец (мужчина) - солнце, мать (женщина)-луна сохранилось и в многочисленных произведениях удмуртского фольклора, в частности в замечательной волшебной народной сказке «Шунды эмеспи» («Зять солнца»), записанной в 1885 году венгерским ученым Б. Мункачи от удмуртов деревни Старый Сентек бывшего Сарапульского уезда.
В резьбе по дереву, вышивке и узорном ткачестве удмурты почти повсеместно применяют «кизили пужы» (узор «звезда»).
Растительные мотивы
В народной словесности удмуртов наиболее популярны ель, сосна и шиповник.
Изображения этих деревьев широкое распространение получили и в резьбе по дереву, и в узорном ткачестве и вышивке.
Стилизованные изображения ели удмурты называют «кыз пужы» (узор «елочка») и «кыз йыл пужы» (узор «макушка ели»). Древнее утилитарное назначение их забыто. Они, как правило, украшают грудь праздничной девичьей одежды - "гадь котыртэм" (букв, «ограда грудей»).
«Пужым пужы» - узор «сосна» является украшением подола женской будничной одежды.
«Легезьпу пужы» - узор «шиповник» или «цветок шиповника» чаще встречается на коврах и «катанчи» (занавеска), а также на полоске женского платья - рубахи- над оборкой.
На полотенцах позднейшего времени обнаружен узор «боры куар» («листья клубники»).

Зооморфные мотивы
Охота и скотоводство с древнейших времен играли ведущую роль в жизни удмуртского народа. Оттого и зооморфные мотивы в его узорах представлены шире, чем космические и растительные мотивы.
Один из узоров, относящихся к этой группе, называется «азэн син» или «азэм син пужы». Эти названия являются метонимиями и означают выпученный или воспаленный глаз. Более поздний вариант этого узора - «кый син пужы» (узор «змеиный глаз»). Предшествовавшие ему два названия, по всей вероятности, являются результатом древней табуации. Сам орнамент фактически воспроизводит естественный узор на поверхности змеиной шкурки.
О стремлении удмуртов подмечать красивое в природе свидетельствует «ӝакы пужы» или «ӝакыё пужы» (узор «ронжа»). Северные удмурты крыльями ронжи вплоть до настоящего времени украшали передний угол избы. Образ ронжи часто употребляется в свадебных и лирических песнях.
Есть ряд узоров, в основу которых положены мотивы отдельных частей птичьего тела: крыльев, перьев и т. д.
Девушка в народных удмуртских песнях нередко сравнивается с улетающей птицей: «Лобӟод, кошкод тылобурдопи сямен» («Встрепенешься, полетишь, словно дикой птицы птенец»). Именно такой смысл угадывается в принципе украшения девичьего свадебного платья - рубахи - узором «ӵöж бурд пужы» - утиные крылья. Тот же узор используется па ушках «котырмач» - девичьей нарукавной вышивки. Основной рисунок «котырмач» выполняется узором «курег пыд» - куриные лапки.
Известны также узоры «ӟазег пинь» - гусиные зубки, «юсь» - лебедь и «юсь пуз» - лебединое яйцо.
Птицы, названия которых мы перечислили, считались священными и употреблялись в качестве обрядовой пищи. Из названий этих птиц образованы многие древне удмуртские женские имена. Часть из них связана была с тотемистическими представлениями и приняла на себя функции наименований матриархальных родовых групп, узоры же, названные этими «птичьими» именами, служили своеобразными отличительными знаками, указывающими на родовую принадлежность того или другого индивида.
Такую же функцию, функцию тотемного или родового знака, наряду с чисто декоративной, выполняли, по всей вероятности, и узоры, являющиеся художественной переработкой реальных образов хищных птиц, например «душес пужы» (узор «ястреб»), так широко и ярко представленных в пермском зверином стиле.



финноугры

Previous post Next post
Up