Константин Васильевич Зицерман

Jul 28, 2013 15:05

Константин-самый младший в большой купеческой семье Зицерманов .





После Гимназии поступает в Томский Университет на юридический факультет,но в связи с переездом матери в Москву,переводится в ИМУ (Императорский московский университет) в 1907 году.
Окончил юрфак ИМУ в 1910 году и был зачислен в помощники присяжного поверенного округа Московской судебной палаты.


В 1914 жил на ул. Пятницкой, в доме 9, с женой-Зицерман Варварой Ерофеевной.


Единственный снимок Константина хранился в семейном фото-альбоме.На снимке, датированным 1912 годом, он принимает участие в судебном процессе.





С установлением советской власти в стране,самый первый из семьи Зицерман,он попадает под репрессии,будучи
арестованным в 1920 году отделом В.Ч.К.
На удивление быстро и без всяких выяснений УФСБ по Омской области прислало дело К.В.Зицермана для ознакомления,видимо пройден срок хранения 75 лет. Однако дело выглядело не в лучшем виде(было потрёпаное) и работница ФСБ удивилась,что мне его выдали,так что есть ещё одна причина отказа. Это уже не первая толстая папка с документами моих родственников,исчезнувших бесследно,но следующих арестовывали позже.
Знакомлюсь с делом репрессированного К.В.Зицермана 1885 г.р.
Арестован в г.Канске 28.07.20 Особым отделом В.Ч.К. при 5 Армии.Уроженец г.Иркутска. Русский,православный,беспартийный.Семейное положение-разведён.Окончил юридический факультет МГУ в 1910г. Получил специальность-юрист(присяжный поверенный)
 Из допроса:
В 1914 году по мобилизации,во время войны с Германией призван из запаса на военную службу простым солдатом-офицером.Назначен был в 9-ый Сибирский стрелковый батальон,находящийся в Иркутске,оттуда вскоре переправлен был в 11 Сибирский стрелковый батальон,который в начале января 1915г.был отправлен в действующую Армию в 27 Сибирский стрелковый полк на  Западный фронт,где всё время служил солдатом и по признанию комиссией врачей не годным к строю,был переведён в полковую канцелярию.
Февральская революция.
Меня солдаты 27 Сиб.стр.полка выбрали в члены полкового комитета,а затем председателем дивизионного комитета 7 Сиб.стр.дивизии.Таковым я оставался и во время Октябрьской революции.Как председатель дивизионного комитета я на общем собрании комитета объяснял сущность Октябрьской революции,как пролетариат революции -истинный защитник трудового народа и было послано приветствие правительству с готовностью всегда его поддерживать.
Как старослужащий я был в декабре уволен в отпуск в г.Иркутск,где по демобилизации был уволен со службы вовсе.
Проживал в Иркутске и чувствовал себя усталым и не достаточно здоровым.В политической жизни не принимал никакого участия.В конце 1918 года уехал в г.Барнаул заниматься адвакатурой,так как в Иркутске не было суда с присяжными заседателями,а в Барнауле был,что давало возможность адвакату по уголовным делам больше деятельности.Но заняться там адвакатурой не пришлось ,так как интеллигент я был мобилизован в 1919 году в 11Сиб.стр. артиллерийский дивизион,который был в г.Барнауле. там именовался молодым солдатом и по признанию комиссией врачей негоден к строю  был назначен на нестроевую должность,а затем меня перевели в качестве писаря в Управление барнаульского начальника Гарнизона ,где как нестроевой переведён в чиновники военного времени заведовать расквартированием войсковых частей,каковую должность занимал до получения приказа об эвакуации.Эвакуация Управления произошла в д.Николаевка,откуда Управление разбрелось одиночными группами.Я сначало решил ехать в Иркутск на постоянное место жительства,но добравшись до г.Красноярска за неделю до прихода Красных войск, прочёл в газете,что Красные войска победоносно преследуют отступающие колчаковские банды,решил в Красноярске ожидать прихода Красных войск,затем явился в одну из частей,сказал,что бывший чиновник военного времени,служивший в Армии Колчака,намерен приносить пользу правительству.Меня приняли и назначили на службу в Богоявленский полк на нестроевую должность в хозяйственную часть канцелярии.Затем с разрешения военного комиссара полка по просьбе сформированного Канского Уездног Военного Комиссариата был переведён на службу в Канский УВК на должность делопроизводителя канцелярии,каковую занимал до июля месяца сего года.
В Канске прошёл регистрацию и фильтрацию через Особый отдел В.Ч.К. при 5-ой Армии и военным следователем т.Поболотным.Мне было выдано удостоверение,что препятствий к заниманию должностей в учреждениях не воспрещается. Был переведён на должность секретаря информационно-инструкторского политотдела Канского Уревкома. Публиковал свою статью "Труженики" в газете "Красная Звезда".
Знакомых офицеров на Дальнем Востоке нет.
С т.Лукояновым познакомился при сформировании В.Комиссариата в день отъезда из Красноярска в Канск.Лукоянов был назначен начальником Канского Комиссариата.Мы жили в г.Канске в одной квартире,затем в одной комнате на ул.Большой дом 91.
Лукоянов пользовался симпатией всех товарищей,как неутомимый работник.При мне он писем с Дальнего Востока не получал и связи с офицерами ,находящихся на Дальнем Востоке не имел.

Приговор:Окончательного решения по делу не принято. Реабилитирован 19 ноября 1993 года.

Из-за обилия скрытой информации в деле так и осталась под вопросом его судьба.


Фото К.В.Зицермана из удостоверения,находящегося в деле арестованного.


Улица Большая в г.Канск переименована в Краснопартизанскую. Вот дом 91(если верить той нумерации)


Канский Городской Государственный Архив.


Рядом по адресу Краснопартизанская д.105.Дом Теряевых.
Немного окунёмся в глубь тех событий.

Здесь с 1919 года жил Владимир Яковлевич Зубцов (Зазубрин), больше всего известный как автор первого советского романа "Два мира" (написан именно в этом доме), а также повести "Щепка" - о ЧК и красном терроре. Повесть написана в 1923 г., опубликована только в 1989 г.!! Зазубрин женился на Варваре Теряевой.
В лютый сибирский мороз в огромной шубе, в папахе с красной лентой он появился на пороге дома Теряевых. Хозяйка дома выделила ему комнату. Через два дня постояльца свалил тиф. Анна и Варя (одна учительница, другая студентка Омской сельской академии) хлопотали возле него. В последствии Варвара Теряева стала женой Зазубрина.
Несколько раз больной находился на грани смерти. В бреду, он воевал. Ему виделись страшные картины - выжженные дотла деревни. Сибиряки уже давно поделились на белых и красных. Никому не удавалось отсидеться. Кто-то успел побывать на одной и на другой стороне. За полтора года в Сибири Зубцов видел много крови, кругом витала смерть, убивали не только бойцов, но женщин, детей, стариков. Особенно зверствовали колчаковцы в Тасеево. После боя под Канском он видел горы трупов белых и красных. Партизаны кровью смывали кровь. Об этом он напишет в своей книге «Два мира».
Здесь начинается писатель Зазубрин. В 1921 году закончен роман «Два мира». Напечатан он был в военной походной типографии ПУАРМ-5 в Иркутске с пометкой « без цены». Вместо гонорара выдана премия 5млн. руб. на них куплено три воза дров. В предисловии к 5-у изданию книги М. Горький писал (со слов В.И. Ленина): «Очень страшная, жуткая книга, конечно, не роман, но хорошая, нужная книга».
Previous post Next post
Up