Алёнка Блюз.

Apr 20, 2014 14:41

Бог пытается достучаться до нас (и в том числе до нашего внутреннего эстетического сенсора) совпадениями и узором всепроникающих взаимосвязей. Про это я всю жизнь пишу книгу. Не написал пока, потому что не могу выбрать тональность. Например, писать от первого лица или от двух третьих? Мой друг питерский поэт Дима Григорьев, например, написал однажды роман про нас всех от третьего лица. В романе куча реальных персонажей, но сквозной сюжет - путешествие главного героя - абсолютно надуман-выдуман. Мне в результате интересно читать только про реальных персонажей. На такой вот мысли я себя во время чтения поймал. При этом, у Димы есть сестра, которая тоже писатель. Пишет детективные романы. Прославилась первым из них. Про то, как девушка, случайно попадает в беду, сталкивается с организованной преступностью, жуткой бандой, которая её жутко шантажирует, берёт в плен и продаёт в рабство. Девушка пытается собрать деньги, которые у неё вымогают бандиты и забегает к своему брату-писателю, а там в квартире большая хипповая коммуна и все такие благостные, что никто даже не понимает, что девушка попала в жуткую беду, а люди с ней - это бандиты. Всё кончается подозрительно хорошо, девушка в одиночку побеждает банду, все злодеи побиты, унижены и сидят в тюрьме, а героиня решает написать роман про свои приключения. Какой нелепый сюжет, сказал я Диме. Какой безумной фантазией надо обладать, чтобы такое придумать! - Это всё чистая документальная правда - отвечал Дима. Это всё реально случилось с ней. Она реально тогда попала ровно вот в такую беду и смогла победить жуткую криминальную банду. Такие бывают русские женщины. В честь русской женщины мне и хочется назвать свою книгу. Но не только в честь женщины, ещё в честь реки, фестиваля, татарского языка, моего советского шоколадного детства, викторианской идиомы, музыкального стиля, невероятных взаимосвязей и совпадений всего вышеперечисленного. Книга будет называться - Алёнка Блюз. Книга будет вся такая. Сплошной гон с перескакиванием с темы на тему и несколько шизофреническими связями всех сюжетных линий. Основная линия будет проходить через мифологическую страну с севера на юг. В основном по рекам. Москва-Ока-Проня-Ранова-Хупта-Алёнка-Ряса-Воронеж-Танаис - вот маршрут этой сюжетной линии. Он совпадает с описанным в средние века маршрутом турецкого посла из третьего во второй Рим. То есть это всё реки. Книга должна быть как река. Как поток. Как монолог автостопщика в кабине дальнобоя. Я довольно часто путешествовал автостопом и умею говорить шестнадцать часов подряд на любые темы, интересные водителю. Этих тем не так много, кстати, после примерно сотого водителя, остальные для меня стали довольно в тематическом плане предсказуемыми, рассказы одних стали материалом для рассказов другим, родился, оформился и даже немного окостенел мой личный эпос, потому что в нашей душе ограниченное количество рецепторов, чувства с годами притупляются, каждый новый день становится всё меньшей дробью всей твоей жизни. Первый день жизни - это вся твоя жизнь. Второй день - только половина. Сейчас каждый мой день - меньше одной десятитысячной  или типа того, все эти большие цифры как морской песок, жутко прикольный под микроскопом, но довольно доставучий внутри микроавтобуса после Феодосийского дикого пляжа. Вот так мы из Танаиса вдруг через море попали в Крым. Вся книга такая будет. Волшебная Кафа, крупнейший рабовладельческий рынок средневековой Европы. Вижу, как жуткая банда татар принесла на рынок попавшую в беду девушку, вижу, как девушка продана в гарем султану и вдруг волшебным образом становится его женой, вижу, как моя мама смотрит сериал про это, вижу, как жуткая банда корчится на дыбе или не дыбе, потому что просвещённые мусульмане в те времена были образцом гуманности, а жена султана имела в гареме кликуху Весёлая, все разговоры про её кровожадность - позднейшие выдумки. Важно, что она была русская. Типичная такая Алёнка. Или украинка? Возможно, полячка. В те времена, правда, все эти термины имели другое значение и нынешних стран и их мифологий ещё не было, так вообще повелось, что история вся создаётся задним числом, Что будет через пятьсот лет интересовать тогдашнего звёздного межгалактического дальнобойщика? Политический аспект, наверняка. Водители разбираются в политике лучше любых политиков. Они просто мобильны по определению и хорошо знают ситуацию в стране (по крайней мере вдоль транспортных артерий). Вообще есть всего две важнейшие стратегии человеческого существования - либо жить у дороги, либо прятаться и самоизолироваться. Когда ты спрятался и самоизолировался, тебе не страшна эпидемия, ни биологическая, ни политическая. Царя скинули? В нашем лесу никто об этом не знает. Мы в этот лес пришли двести лет назад, мы староверы, бежавшие от слишком быстро изменяющегося мира у дороги. Беда этого подхода в том, что пока мы живём в лесу, вдоль дороги придумали автоматы из которых карательный отряд, ищущий дезертиров в тайге убьёт всех наших мужчин. Это я опять реальную историю рассказываю. Пора покидать этот полный тёмными деревьями клаустрафобный таёжный тупик, а то я так всех читателей распугаю. С другой стороны, жесть и ужасы в книге обязательно должны быть, иначе не интересно. Главное, чтобы их было не много, чтобы они выполняли самую главную функцию - не давали водителю заснуть. В советское время у дальнобоев был норматив - восемь часов вождения в сутки. Когда пришёл дикий капитализм, водители решили вообще не спать и ехать круглосуточно. Как зомби-терминаторы. Поэтому автостопщики, особенно жутко говорливые - прекрасный источник противосонного аудио-допинга. Я был идеальным автостопщиком. Первыми наводящими вопросами нужно вызнать водительские политические пристрастия. Четыре к одному - шеф переживает по поводу какой-нибудь из распавшихся империй, один к четырём - желает дальнейшего распада. Это соотношение и этот сюжет переживаний неизбывен, повторяется в веках. Предположим, что века довольно средние и турецкий посол следует линии нашего речного сюжета. Он наверняка тоже переживает, что очередной сотый раз распалась гигантская степная империя от Дуная до Амура (или как их тогда тюрки называли). Не переживай, анонимный тюрок. Она соберётся и распадётся ещё сотни раз. Неизменной останется только сама степь. И то, кстати, лесополосы её довольно сильно изменят. Далёкие потомки русских засек. Если вырос в степи - деревья пугают. Особенно не отдельно стоящие или заросли вдоль рек, а армия, полчища, чащи деревьев. Густой хвойный Лес. Вокруг ничего не видно, кроме ближайших деревьев. Незнакомые звери и запахи. Опасность мерещится за каждым стволом, стада овец и табуны лошадей сквозь эту чащу вообще невозможно прогнать. Они растают в ней, как утренняя роса на лесных цветах. Их съедят лесные звери и лесные варвары. Степь - совсем другое дело. В степи вокруг видно очень далеко. В степи над тобою небо. А не кроны тупиковых деревьев. Степь - ничья. В степи живут свободные, вольные люди. Так как мы всё ещё с переживающим тюрком, мы их по татарски и назовём. Казаки. Свободные. Не имеющие отношения к конкретным субъектам степи, принадлежащие степи самой. Степь - настоящая родина казачества. Степь от нынешней Москвы начиналась прямо за Окой, вернее там начиналась лесостепь, засеки - эти древние средневековые непролазные лесополосы - вдоль рек, на границе лесов, а южнее - вообще уже только степь. То, что сейчас называется Донбасом (мы вдруг резко вернулись в абсолютно нынешний Камаз и обсуждаем с водителем текущие политические события) - это бывшая степь. Её при желании можно привязать задним числом к абсолютно любой исторической мифологии. Золотая орда, огромная Тартария от Крыма до Казани, вернём Донбас Турции! Или крымским татарам? Присоединим Донбас к Казани и Астрахани. Донбас - древняя узбекская земля, когда хан Узбек прислал в леса золотую тюбетейку в качестве малой короны своему вассалу, он же вообще не мог предположить, что вассал приделает к тюбетейке мех и крест? Великий Узбекистан форева. Хотя зачем себя ограничивать. Казачья земля, говорите? Тогда давайте присоединим её к казачьему стану. Астана - столица Донбаса. Недальновидные русские сто лет назад изменили вторую букву "к" на "х" в нашем самоназвании, но любой честный историк, честно скажет, что настоящие потомки казаков - это только мы. Смотрите, как мы пишемся на своём языке. Казакстан. И пусть Борат иронизирует по поводу того, что Дамбас звучит похоже на "тупая задница". А тут на горизонте вдруг появляется некая просвещенная немка, подружка французских философов со странным термином Новороссия. Катерина! Ваше Величество! Возьмите себе Екатеринодар, Екатеринослав и Екатеринбург, но не трогайте Восточную Украину, вы всё равно отдали её сербам и валахам, помните? Славяносербия, волшебное государство вдоль реки Лугани, храбрые балканские воины, сбежавшие от турецкого ига, прикрывшие своим Бахмутовским полком мягкое степное подбрюшье новой империи от жутких ногайцев. Кстати, ногайцы. Где они теперь? Не на Северном ли Кавказе? На том самом горном рубеже, где каждая новая волна переселенцев оставляла генетические следы по труднодоступным долинам. Где русские казаки органично вошли в абсолютно закрытую древнюю систему чеченских тейпов. В какой-то момент казаков вообще звали черкасы. В честь тех самых черкессов, которых очередная империя много лет спустя жестоко прогонит с земель третьего Рима во второй. Что от них останется? Город Черкассы, черкески, как одежда черноглазых черноволосых казаков и республика Адыгея. На месте которой, я бы тоже, кстати, претендовал бы на Донбасс, правдоподобное исторические основание для этого могу описать ещё подробнее. Вы представляете какой мифологический бардак? Это мы ведь ещё не начали вообще говорить про загадочное образование, под гордым латинским именем Рес Публика, в котором официальным языком был русский, хотя рулили всем в основном поляки и литовцы. Чтобы окончательно вас запутать, скажу, что свои татары там тоже были. А тамошний русский или как его называли в Европе рутенский, подозрительно похож на нынешний белорусский. Итого. На нынешнюю украинскую Луганскую область вполне могут в межгалактическом будущем претендовать: Турция, Крым, Татарстан, Астраханская область, республика Адыгея, Российская империя, Казахстан, Сербия, Румыния и Земля космического Войска Донского. Мы ведь не знаем, какая мифология в какой момент победит. Поэтому хватит говорить о политике и текущих как река событиях, всё абсолютно преходяще. Сплошной "Экклезиаст". Именно так назвал свой липецкий православный клуб знатный автостопщик отец Димитрий. И именно Экклезиаст читал двум своим юным спутницам, плавающим в тот момент в бассейне, уникальный персонаж казанского народного эпоса Бунимович, в тот момент, когда бардовская делегация уже полчаса ждала его одного на крыльце кипрского отеля. Когда матушка Татьяна приедет на Кипр с тремя детьми в свой редчайший отпуск, грек-водитель отказавшийся от любых денег, вызнав, что возит жену православного священника, провезёт её мимо того крыльца, мимо пляжа с пальмами, под которыми однажды развели свои поющие костры русские барды. Сплошной Экклезиаст, в общем, царь Соломон был бардом, спросите у Городницкого, успешно закрывшего в своё время украинский бардовский фестиваль единственным исполнением новой песни "Севастополь останется русским". Он написал её, когда узнал, что Пушкина проходят в украинских школах в украинском переводе. Негритянское солнце русской поэзии. Автор первого русского регги. Каким путём его предок-арап попал к последнему русскому без немецкой крови царю? Через Кафу, Солдайю? Или через Лондон, где царь в кабаке устроил драку, рассказ о которой до сих пор передаётся среди завсегдатаев из уст в уста? Русская Эфиопия, твой флаг реет над казачьей Игренью в новороссийском Екатеринославе, у крымских садовников на украинском дворе. "Волшебные садовники" - бригада озеленителей,  базирующаяся на Антарктической улице жилмассива Игрень. Ты не с Игрени, случайно? - это в Днепропетровске довольно распространённая шутка - там дурка днепропетровская. Чтобы связать регги, Пушкина, дурку, моментально в сознании появляется Герберт Леопольдович Моралес, тихонько поющий под гармошку "Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума". Что добавляет нашему повествованию революционную окраску, потому что Леопольд Моралес погиб, сражаясь в том же партизанском отряде, что и Че. Вообще, про путинскую всемирную пылесосность не дочь знатного японского коммуниста Хакамады надо показывать, не самого известного баскского хокеиста Харламова примером приводить, а Абулькасима Лахути, который участвовал в восстании против шаха, восстание не задалось, поэтому он спасаясь от погони случайно пересёк границу Советского Азербайджана и стал задним числом (а так, как мы помним, создаётся вся история) знатным персидским коммунистом и через это другом Сталина, а в результате - основателем прекрасной семьи московской интеллигенции, дедом моего любимого джазового скрипача. Стихи на фарси про лидеров коммунистической революции - вот источник местного постмодерна. Переводы этих персидских од на русский делала жена-еврейка. Переводы Шекспира на таджикский они делали наверняка вместе. Тадж - "корона" по-персидски. Тот же тадж, который Махал. Народная этимология народного самоназвания. Корона на флаге. Нам жутко повезло с таджиками. Это культурный, честный и трудолюбивый народ, построивший красивейшую империю Самарканда и Бухары, но империи распадаются, пришли тюрки и запретили таджикские школы, а в нынешних узбекских школах простой самаркандский ребёнок наверняка читает персидскую поэтическую классику на степном татарском-тюркском-узбекском, что породит местных Городницких. Вот где рванёт так рванёт. Сидим как-то в московской чайхане с моим другом-изобретателем, первую половину жизни прожившем в Средней Азии. Официант ещё шире улыбается, когда узнаёт, что клиент - земляк. Улыбка не исчезает после вопроса. Что зёма, когда в десятом классе учился, ходил таджиков бить? Ой, а ты разве сам таджик? Тогда изменим вопрос. Ходил узбеков бить? Ходил. Сейчас там заминирована граница и визовый режим. Когда Сталин разделил Бухару по этническому признаку и послал своего друга Абулькасима поднимать в бывшей Горной Бухаре национальную литературу, знал ли Сталин, что придёт хаос и энтропия, причём столица Средней Азии перестанет быть в Москве. Знал ли грузин Сталин. Осетин? Не хочу Вас расстраивать, но если посмотреть из Горной Бухары - надеть волшебные шерстяные тёплые разноцветные памирские носки и посмотреть, то какая фиг разница. Из Горной Бухары виден только далёкий лес и дачи, которые надо строить, потому что если не обманут, то на свою зарплату в этом лесу можно будет кормить всех своих многочисленных родственников в далёкой памирской деревне. Горцы могут работать в лесу. Степняки не могут. Им в лесу тесно и жутко. Вот на таком уровне геополитика работает. Вы боитесь, что Китай заберёт Сибирь? Он это мог сделать сто раз за последние четыре тысячи лет. Но в Сибири не растёт рис. Так что, как сказал, по слухам умнейший руководитель казацского Стана Луч Султана Господин посвятивший себя Богу "в школах будем учить русский, а то придётся китайский учить, а он гораздо сложнее". Что можно сказать про нацию, которая из Африки привезла не рабов, не прибыль, не золото, не гешефт, а жирафа. Жирафа у императора не было. Шёлк был, фарфор был, бумага была, цирк был, фейерверки были и первый в истории человечества супермаркет был, с номенклатурой товаров больше, чем в нынешнем московском глобализированном супермаркете. Правда в Китае там продавались даосские снадобья - абсолютно виртуальные идеи, привязанные к небольшим загадочно пахнущим таблеткам. Таблетки были абсолютно на все случаи жизни. Не пукнуть при тёще. Где-то там потерялась таблетка бессмертия. Вы думаете в эпоху массового производства мы покупаем что-то другое, чем абстрактные идеи? Количество углеродов, жиров и белков, реально нужных человеку сильно преувеличено, мы снадобья в основном покупаем. Суетное растворимое одномоментное бессмертие, вторично перерабатываемое и быстроразлагаемое. А в это время в исторической мифологической выси, под синим степным небом идёт на смерть потерянный Римский легион, отправленный в тогдашний Афган, помогать тогдашнему Карзаю побеждать тогдашний Талибан. На марше легион встречает китайцев. О Император (много страниц текста с правильным перечислением титулов) по дороге в страну мятежных западных варваров нам довелось встретить удивительное войско, поразившее нас своим строгим боевым порядком. На всякий случай мы расстреляли их из нашей артиллерии и не стали брать пленников, так как нам тут ещё долго воевать, до тебя, Император, мы бы их всё равно бы не довезли. Первая встреча Запада и Востока. Ноль - один. Пройдут века и западные варвары поднимут мятеж. Они будут продавать Китаю опиум и смещать любого правителя, который попробует ограничить торговлю наркотиками в империи. Мак победит рис. А потом рис победит. Важно помнить, что все империи ходят умирать в одно и то же место. Спросите Искандера с его Александрией Дальней. Саша? Ты зачем туда попёрся? Да сам не знаю, Вовк. Почему ты меня называешь Волком? Потому что христианства ещё нет, славян ещё нет, твоего имени ещё нет, Владимира нет ни в Львовской области, ни на Клязьме. Зато тотемы уже есть. С тех пор, как человечество приручило собачество, появляются именные киники. Ты - один из них. А меня зови Лесь. Это моё любимое производное от Александр. Оно пахнет лесом. А защитники людей - имперцы - морская цивилизация - нам нужен лес, чтобы строить корабли, чтобы привезти Императору срединной земли жирафов. У них нет жирафа, остальное у них есть. Даже бессмертие. Но зачем им бессмертие, если у них нет жирафа с длинным языком, способным лизнуть своё ухо?
(продолжение следует)
Previous post Next post
Up