Железный дедушка

Feb 18, 2012 19:22




Вот уже около века за Уралом строятся «слободки». Больше всех слобод контролирует богатейший Далматовский монастырь. К середине XVII века слободчане находят все больше залежей железной руды, и  начинают строить одноразовые глиняные домницы. Стоимость железа была неимоверной. За чугунный котел давали столько мехов, сколько в него входило. Новый ресурс заинтересовал монахов. Богатые залежи железной руды были найдены совсем недалеко, но вот незадача - земли оказались казенные. Пришлось настоятелю Исааку немного подправить географию, переименовав казенную речку Каменку в ничейную Железенку. А свободную землю грех не отдать монастырю. В 1682 году с разрешения Тобольского воеводы князя Голицина, на основании грамоты царя Федора Алексеевича  Железенку отдают Далматовскому монастырю. 20 лет мужики добывали руду и плавили железо средневековым способом - хватало мужикам на хлеб, да монахам на вино. Все спокойно, да и ладно.

Но к власти в России пришел Петр, воспитанный на европейский манер царь, желал прогресса, а не топтания в вековой грязи. Вот и влез в войну со Швецией, самой мощной с военной и экономической точек зрения страной северной Европы.

В сентябре 1700 года 35-тысячная русская армия под командованием царя Петра I осадила Нарву - сильную шведскую крепость на берегу Финского залива. Ранним утром 19 ноября шведская армия под прикрытием метели и тумана неожиданно атаковала сильно растянутые русские позиции. Русские оказались не готовы ни тактически, ни материально, ни морально. Строй был разорван, а командующий Кроа перешел на сторону Шведов, и только благодаря героическому вступлению в бой Преображенского и Семеновского полков, Нарвская битва не превратилась в побоище. Но потери были ужасающими - 8 тысяч человек и 150 орудий. Карл XII считал, что потерявшие всю артиллерию, русские не способны на серьезное сопротивление. Непобедимая Шведская армия выступила против польского короля Августа II. Стратегически Карл XII действовал вполне разумно. Однако он не учел одного - титанической энергии русского царя. Разгром под Нарвой не обескуражил Петра I, а напротив, дал ему мощный импульс к продолжению борьбы.

Петр понял, что России нужны системные перемены. И одним из основных изменений стала военно-промышленная реформа. Еще бы, ведь для взятия реванша у Шведов были нужны современные пушки и ружья, поскольку большую часть артиллерии Россия потеряла под Нарвой. А состояние войны крайне осложняло закупку металла в Швеции. Тут Петр вспоминает о «крае земли» - Урале, откуда уже 50 лет доходят сведения о богатых рудных залежах.

Царь знал главное - на глиняных ногах Колосс не построить - и потому принялся строить заводы с чистого листа и «по науке», привлекая мастеров, и выведывая всевозможные тайны у иностранцев. Глиняные домницы здесь были только помехой, слободчане сделали свое дело - разведали места, теперь нужно строить горные заводы.

Тобольский воевода Ремезов, выполнил указ царя, и подыскал самые лучшие места для заводов. Одним из них стала река Железенка, моментально обратившаяся в Каменку, где, наравне с Невьянским, в 1701 году закрутилось водобойное колесо первого завода. В отличие от Невьянска, где до прихода Демидовых дела не шли, Каменский завод сразу беспрекословно заработал на нужды отечества. В декабре 1701 года первые мортиры и пушки отправили в Москву. Качество металла и мастерства поразило Петра, и весной царь собирает лучших мастеров со всей России с целью отправки на Урал, не размениваясь на устаревшие мастерские и заводики феодальной России.

Каменский завод не подвел, уже на следующий год, восстановив все пушки, потерянные под Нарвой. А к 1709 году общее количество выпущенных орудий перевалило за 850 плюс 27 тысяч пудов ядер. Под канонаду Каменских мортир и пушек грозный император Карл XII отступал под Лесной и бежал в Турцию из-под Полтавы. Это было закатом эры величайшего короля в истории Швеции и Европы своего времени, после побед России Швеция уже никогда не восстановила былое влияние в Европе.

Это был первый, но далеко не единственный вклад Урала в величайшие победы Российской Империи.

Отомстил Каменск и Далматовскому монастырю, ответив за исторический обман. В 1774 году рабочие Каменского завода тайно отлили 10 пушек Пугачевскому атаману Чире для похода на монастырь. Место стоянки атамана с тех пор так и называется - Чиров лог. Сегодня здесь трасса для мотокросса.

Отличился Каменский завод и в Отечественную войну, поставив на фронт около 1500  тяжелых пушек. Конечно, это уже не 90 % артиллерии, как было в Полтавской битве, но в том заслуга других Уральских заводов, а не провал Каменского.

Сегодня слава Каменского оружия увековечена не только пушкой около городского пруда, но и в музеях Полтавы, Бородинской панорамы, парке Беринга в Дании, и даже в Америке.

Может поэтому и считают современные жители города датой основания именно 1701 год, ведь именно тогда был заложен первый завод на Урале, предвестник горнозаводской цивилизации, а не 1682 год, когда обманом  монахи расширили свои феодальные владения. Каменск не видит своими предками феодалов, у него один отец - реформатор Петр.







Каменск Уральский, Мир Урала, Урал

Previous post Next post
Up