КАРМАДОН НА МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Sep 22, 2016 13:01

ЧАСТЬ 4. О РАЗНЫХ ПОСЕТИТЕЛЯХ КАРМАДОНСКИХ «ВАНН»

Кармадонские ванны отсюда выглядят маленькими лужицами, окаймлёнными валунами. Вода в них поблёскивает в лучах припекающего по-летнему солнца. Из воды торчат головы принимающих ванны.




Слово «принимающие» всегда наводит на вспоминание анекдота, который любят рассказывать на курортах КавМинВод, где лечат болезни минеральными ваннами. «Медсестра наполнила ванну нарзаном и сказала курортнику: «Ванну следует принять за 15 минут». Возвращается, а больной стоит на коленях и по-собачьи пьёт нарзан из ванны и так жалобно говорит: «Либо время увеличьте, либо норму нарзана уменьшите, за 15 минут я не успеваю принять такую прорву нарзана».
Наверное, описанную выше картину наблюдает орёл, когда вылетает на поиски пропитания.




Конечно, сравнение ванн с лужицами - не самое романтичное. Можно было бы сравнить с «глазами», тем более что цвет в ваннах бывает изумрудно-зелёным, что особенно заметно, пока окружающая местность не покрылась травянистым ковром. Но... та ванна, в которой сверху самая красивая по цвету вода, служит бассейном для местных лягушек. Они там обитают. А когда подмёрзнут, идут греться в ванны с тёплой водой, не смущаясь соседства людей.




А вот некоторые купальщики брезгуют общением с царевнами-лягушками и выгоняют их прочь. Зато какие концерты квакушки устраивают по вечерам, когда туман окутывает каменные мини-бассейны! Сидишь в белом молоке, на волосах россыпь бриллиантов из капелек воды и слушаешь любовные оды на все голоса играющих свадьбы лягушек. Ну, о лягушках и их житие в нарзанном месте потом.

Со склона прекрасно виден Чизджитыхох, Кармадонские ворота, селения Кани и Тменикау.




Про ледник Майли я уже и не говорю - вот он, кажется, совсем рядом.




Да и вправду, он рядом. Реки отсюда выглядят тонюсенькими, будто блестящие ниточки. И палатка наша, изрядно потрёпанная в походах, почти не заметна на серо-фиолетовой каменной поверхности.




И-эх! До чего же всё крохотное, незначительное на фоне этих гранитных колоссов, увенчанных белыми «папахами» и укутанных в «бурки» из облаков.




Вот за такими размышлениями мы незаметно пересекли рельефную складку и вышли на прямую, ведущую в перевальный цирк. О-па! А тут ещё лежит снег.




Среди проталин бродят убежавшие от нас туры.




Тут и там по снежным проплешинам цепочки их следов. Да-а, тут не жарко - сыро и неуютно - зона облаков и тумана. Предперевальный цирк забит снегом.




Пока было снега по колено, я ещё тропила стёжку-дорожку, а как высота снежного покрова увеличилась, перевал, не говоря уже о пике Геодезист, пришлось оставить в покое - приключений на день и так было предостаточно.




Погода, как водится во второй половине дня, испортилась, того и гляди искупаешься в дождевом холодном душе. Пришлось поспешить назад, в палатку. Козы насмешливо смотрели на меня, торопящуюся вниз. Им-то и дождь, и снег, и ветер нипочём - все тёплые непромокаемые вещи всегда с собой. Господи, сколько же всего нужно человеку в горах!

Под 9 мая на «ванны» прибыла новая порция альпинистов, значительно меньшая первомайской. Всего 8 человек и собака, как нам сказали, ещё щенок аляскинского маламута.




Собака оказалась героической - взошла на высоту 4200 метров. Говорят, на стоянках была такая пурга, что аляскинский маламут не хотел выходить из тамбура палатки. Высунет морду, посмотрит налево, посмотрит направо и назад - хозяин, куда ты меня приволок? А в последнюю ночь пришлось маламута запустить в палатку: то ли сами о собаку грелись, то ли её обогревали. Разве теперь признаются, когда все трудности восхождения позади?! Точно известно только одно - маламут отказался идти на Казбек, остался в палатке. Да и то сказать, спустившись к ваннам (высота 2300 м), сбросив почти 2 км высоты, плохо было не только людям, но и собаке. Вот уж не думала, что горняжкой могут болеть и животные. Люди отмокали в горячем нарзане, маламут под камнем с вещами дрых без задних лап, увалившись прямо в нарзанную лужу.




Но вот что значит молодой организм! Проспавшись, маламут ожил, стал проявлять интерес к лягушкам, носился за ними по склону, начавшему покрываться травянистыми растениями, съел свою порцию корма, от которой отказывался ранее и смотреть не мог (думаю, тошнило), украл кусок мяса у группы, руководствуясь девизом: что добыл, то и съел. Одним словом, выздоровел. Потом пёс долго с наслаждением грыз кость, которую нашёл на стоянке.Вот кому нужно рекламировать «Дентин стикс» - искусственную собачью косточку для чистки зубов.




Никакая сытая, живущая в тепличных условиях собака, обладающая незаурядными артистическими способностями, не изобразит такое удовольствие от чистки зубов от зубного камня оным изобретением собачьих стоматологов, как собака, несколько дней прожившая на восхождении в экстримальных условиях, где скудное питание и даже лимитированное питьё по-расписанию из растопленного на горелке снега.

Купаться на Верхние Кармадонские ванны приходят и пограничники с поста за селением Тменикау. Совмещают так сказать необходимое с удовольствием: проверят документы в палатачном городке, сверят дебит с кредитом по своему учёту прошедших-вышедших из погранзоны и... заплывать. Вот тут с ними можно и пообщаться на тему всяких необыкновенных происшествий, выпавших на их дежурство. Рассказывают, что как-то пришлось оформлять целый караван - немецкая миллионерша, происхождением из Северной Осетии, приехала лечиться на Кармадонских водах. И это в то время, когда знаменитые воды Баден-Бадена под боком! С ней был врач, медсестра с огромной сумкой с красным крестом, повар, охранник, горничная, три человека из МЧС, два ишака, нагруженные дынями, арбузами и прочей снедью. Вопрос: как она добиралась до самих ванн? Ведь до поста пограничников можно подъехать чуть ли не впритык, а дальше -ножками. Короче, этот народный курорт пользуется славой повсеместно, в т.ч. и зарубежом, несмотря на полное отсутствие какого-либо комфорта.

Кстати, в первую декаду мая клуб туристов из Владикавказа так и не рискнул выбраться под Казбек - погода испугала. Зато непуганных групп экскурсантов было несколько. Одни - пришли, искупались и ушли к своим автобусам. Нужно отметить, пробежаться туда-сюда в один день довольно утомительное занятие, пусть даже и без груза. Всё-таки приличный набор высоты по пересечённой местности, где местами нет никакой тропы, а передвижение по каменным осыпям, коих на пути предостаточно, выбивает из сил и более опытных ходоков. Но... молодость - это сила, а экскурсанты - сплошь молодёжь.

Другая группа была из набора так называемого «Джиппинга по горам». Они тоже пришли пешком (а иначе просто невозможно), но с ночёвкой и минимальным грузом. Пришли к вечеру (ужину), а рано утром уже ушли. Долго плескались в темноте. Как же быть на знаменитых ваннах да не сфотографироваться? В роли фотографа выступал гид-осетин, который в общем веселье-купании не принимал участия. Наблюдать за этим действом от нечего делать было интересно. По совету одного из группы гид нацепил на лоб фонарик и сделал пробный снимок. Получилось не очень - на снимке был только тот человек, на который был направлен луч фонарика. Остальные оставались в темноте. Что это за групповой снимок. Тогда на гида навешали все фонарики, которые были в группе. Свет от них направили в разные стороны, чтобы охватить электричеством всю группу. В общем, гид светился иллюминацией как новогодняя ёлка. И групповые снимки получились, нужно понимать, на славу.

К сожалению, всё когда-нибудь заканчивается. Подошла пора и нам заканчивать наш затянувшийся отдых возле источников. Уходили мы последние. Уже начали раскрываться почки на кустах, возле которых расположилась наша палатка. Этакая ещё робкая зелень. Возле тёплого склона, обогреваемого парами горячих вод, какие-то растения зеленели пышными листами, а чуть выше по склону пробивалась молодая ещё короткая травка. Наконец и сюда пришла весна.И чем ниже мы спускались по Кармадонскому ущелью, тем становилось теплее и, разумеется, зеленее.




Господи, какая же божественная красота на каждом шагу! Склоны гор, повёрнутые на восток, сплошь покрыты разноцветными примулами - сплошной цветочный ковёр.




И если бы не тучи, затягивающие заснеженный гребень хребта, и обещающие проливной дождь, мы непременно бы остановились здесь, чтобы вдоволь налюбоваться этой красотой. Но всё-таки мимо одной жёлтой лужайки мы не смогли пройти, чтобы не остановиться на короткую фотоссесию.




С высокого левого берега Геналдон выглядел извилистой серебристой змейкой, которая бежит к Кармадонским воротам, которые отсюда совсем недалеко.




Где-то затянула своё «ку-ку» кукушка. Скоро наступит пора подбрасывания кукушиных яиц в гнезда других птиц. Даже на этот случай у греков есть миф. Будто назначил Зевс кукушку своим громким кукованием отсчитывать годы своего долголетия. На совесть трудилась кукушка, ни днем, ни ночью не смолкал ее голос. Все остальные птицы в то время занимались своими неотложными птичьими делами: строили гнезда, откладывали яйца, готовились к появлению птенцов. Заволновалась кукушка, ведь так за неустанной работой, она останется без потомства, и обратилась к Зевсу за советом, как ей быть. Довольный трудолюбием птицы, Зевс разрешил ей не строить самой гнезда, а воспользоваться любыми гнездами остальных птиц, с тем, чтобы они взяли на себя заботу о кукушкином потомстве, а та не бросала своего занятия. С тех пор все кукушки так и поступают.

Ночевали мы на берегу Кариудона возле погранзаставы в сосновом лесу, чтобы утром уехать из Кани во Владикавказ. Всю ночь безумствовали соловьи в ветвях буйно цветущей черёмухи. Здесь почти лето. Получается мы пришли из зимы в лето. Спали сном праведников или младенцев, что, впрочем, почти одно и то же. Ведь дети ещё не успели нагрешить в жизни, в отличие от взрослых.

Утром мы сели в маршрутку, которая выполняет роль школьного автобуса. Шесть разновозрастных школьников (что немало для одной пятиэтажки) вышли проводить почти все жители дома. Водитель также из этого дома. Селение Кани малюсенькое. Почти все жители скучились в этой пятиэтажке. Возле неё и вся культурная жизнь поселения: автовокзал в виде длинной скамейки, телефон-автомат, магазинчик с товарами первой необходимости, но мороженого купить не удалось - этот сладкий товар заканчивается в первую очередь. Продавщица видит покупателей из окна своей квартиры и выбегает с ключом, чтобы удовлетворить возникшие потребности.

Нарядных детей-школьников прибежала проводить и собака со странным для Осетии именем Джессика. Чувствуется, что бразильское «мыло» тут в чести. Маршрутка рванула на Зелёный перевал в Даргавс, собака побежала следом. Провожающие кричали ей: «Джесс! Джессика! Назад!», да где там, псина только припустила, чтобы не отставать от маршрутки и бежать рядом на радость детям, которые прилипли к окнам и кричали: «Джессико! Джессико!» Вот это уже на местный манер - Гулико, Сулико, Сандро, Вано, Илико... Впрочем, Джессика бежала за маршруткой недолго. В кривых улочках Кани она встретила парочку лохматых псин - явно своих дружков и осталась с ними, ласково обнюхивая морды друг друга. А мы возвращались во Владикавказ другим путём - по Даргавской долине и Какадурский перевал. Так что получилось довольно интересное путешествие по ущельям Северной Осетии.

ЧИТАТЬ ПРЕДЫДУЩУЮ ГЛАВУ

туризм, горы, РСО-Алания, Россия, природа, путешествия

Previous post Next post
Up