ЗНАКОМСТВО С ДАГЕСТАНСКИМ ВЫСОКОГОРЬЕМ

Apr 13, 2022 13:33

ЧИТАТЬ НАЧАЛО

18 день. 21.09, вторник. Соседи-чабаны сказали, что нам бы не мешало поторопиться, мол, погода скоро испортится. Да и вправду, мы засиделись на одном месте. Овцы начали построение для марша через перевал, а мы поспешили уйти вперёд, чтобы не идти с ними в одном строю.

Вот и Гунтуца уже далеко внизу извивается и блестит как змея. Тьфу-тьфу, этих гадов под ногами и живых хватает.

Ох, вроде бы и виден уже перевал, но как же до него далеко! Вроде бы и тропа есть, но мы не ищем лёгких путей и полезли зачем-то по гребню хребта. Не иначе горняжка сбила с пути истинного.
Видок на горы, конечно, захватывающий: бархатно-морщинистый, как морда у шарпея. Пока не завернули за угол, можно полюбоваться долиной Гунтуцо-Хултачаем во всей красе. Кстати, отлично видны ближние и дальние хребты. И даже противный перевал Хатабалу выглядит симпатично.

Вновь оказались на шикарной тропе. Не понятно, зачем вообще с нее сходили. Идется легко.
Трагедия дня - Тортилла села на «ежа» - колючку. Пришлось делать небольшой привал для оказания помощи в выдирании иголок из пятой Тортиллиной точки. А перевал всё ближе и ближе.

Попадающиеся ручьи все пересохшие. Вода в реке глубоко в пропасти. Пополнить запасы живительной влаги негде. А пить-то хочется! Солнце палит нещадно и в снег как-то не верится. Спустились к истоку Хултайчай под перевальным взлётом, напились вволю, умылись-охладились, тут нас и нагнал конный чабан.

Господи! А за ним пешим порядком топает четырёх тысячное стадо мелкого рогатого скота! И хотя до вечера времени «вагон и маленькая тележка», перспектива подниматься на перевал среди блеющих спутников вдохновила нас срочно ставить палатку. Только скинули ботинки провялиться на солнышке, тут и передовой отряд рогатых подоспел - уставился на нашу палатку, стоящую прямо у переправы.

Не только мы при переходе ужарились: пастушья собака плюхнулась брюхом в воду ручья и зажмурилась от удовольствия. А овцы, поняв, что мы им не угрожаем, чуть не снесли наш походный дом, попутно выхватывая пучки сочной травы прямо у порога.

В общем, на этом наш походный день и закончился. Охота была идти по тропе, обоср...нной овцами. Решили дать время подсохнуть многочисленным овечьим катушкам-горошкам и выветриться «аромату».

Итог дня. Целый день ясно, но с 10 утра ветрено. Прошли 3 км, + 600 м.

19 день. 22.09, среда. День был полон приключений. Утро было с подозрительными перистыми облаками, которые были кроваво-зловещего цвета, подсвеченные рассветным солнцем. Мы отправились на штурм Гунтуцы по зигзагам тропы. Седловина пер. Гунтуца (1 А, 3145 м, хребет Хултайдаг) широкая, мелко осыпная с белеющей крошкой белого мрамора. В плане видовой точки - пер. Гунтуца интересный. Видны хребты Самурский и Хултайдаг на востоке и юге, Саладаг на западе. Красиво смотрятся вершины Хашхарва (3971 м), Цац (3820 м), Саладаг (3725 м), поднявшие свои скальные пики над Дюльтычаем. Угадывается котловина с озером Дюльтычайское. Пирамидка Балиала, вообще, выглядит красавчиком.

Проторчали на перевале 1,5 часа, бегая по хребту то на север (к г.Цобен), то на юг (к г.Гак). Если бы не стремительно ухудшающаяся погода, проторчали на перевале ещё бы дольше. Уж очень панорамы во все стороны восхитительные.

Восстановив разрушенный перевальный турик, мы начали спуск в долину Дюльтычая. Тропа хорошо натоптанная, но, к сожалению, не единственная, что иногда заводит в тупик или к скальным сбросам. Уже и озеро видно не вооружённым глазом, и дождик несколько раз начинал накрапывать. Спуск пологий, нудный.

И только конечная часть спуска - довольно крутая ступень над впадением в Дюльтычай левого притока, вдоль которого шел весь путь спуска. Кстати, большое тёмное пятно размерами 2 км на 0,5 км - это дно бывшего здесь когда-то озера.

Навстречу нам выехал чабан. Вчера у него ночевала проходившая мимо нас отара и, видимо, пастухи о нас рассказывали. Не столько о нас, сколько о нашей Тортилле, потому как чабан настойчиво предлагал подвезти груз. Но Тортилла гордо отказалась от помощи, так как носом уже чувствовала, что пришли на место очередной ночёвки. Часы показывают полдень, но темно, как в сумерки.

Чабаны, которые нас уже ждали с горячим чаем, ночевать в этом месте не рекомендовали по причине того, что утром у них сдохла корова. И ночью обязательно придёт медведь. И кто его знает, что ему стукнет в голову. Короче, опасно. Сами пастухи уезжают на озеро и предложили нас подвезти. Нам ничего другого не оставалось как с благодарностью принять помощь.

Пока пили очередную порцию чая, пока чабаны паковали пожитки, время неумолимо приближалось к 16 часам. В горах и так темнеет рано, а осенью и того раньше, да ещё налетели грозовые тучи и начало погромыхивать. А чабанам - ни фига. Ходят, не спеша, снова выпить чай-кофе предлагают. Пока водружали наши неподъёмные рюкзаки на лошадь, Тортилла беседовала с молодым чабаном. Глядя на её короткие лапки, чабан поинтересовался, как она собирается переправляться через полноводный Балиалчай? Пока Тортилла соображала, что ответить, чабан спросил, а сможет ли она управлять лошадью самостоятельно? Не успели мы и рта открыть, как Тортилла уже сидела в седле и отправилась в путь, решив, что лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Мы отправились следом.

Уже в темноте установили лагерь, и началась гроза. Жуткая!!! Лило и сыпало сначала градом, а потом снегом 18 часов без перерыва. Ночка ещё та была! Вспышка молнии почти совпадала со звуком грома (не успевали посчитать до трёх), поэтому казалось, что гроза бушует чуть ли не над палаткой. Перепуганные быки собрались вокруг палатки и орали от страха как иерехонские трубы чуть ли не нам в уши.

Итог дня. Прошли 10,5 км, + 500 м, - 745 м, пер. Гунтуца (1А, 3145 м) с востока на запад, оз. Верхнее Дюльтычайское.
*Пер. Гунтуца оценен группой как н/к.

20 день. 23.09, четверг. Непогода продолжается: канонада, вспышки, мы почти контуженные. Мокрый снег периодически стряхиваем с палатки, чтобы не складывалась. Оказалось, что ровное место, где установили палатку у большого камня - это болото. Рыть канавку бесполезно. К тому же под палаткой появился ручей…

Пастухи испугались, что в этой котловине можно застрять надолго, а трава под снегом, решили гнать стадо быков в 700 голов через пер. Лаказани и предложили идти с ними. Перевал и летом-то 1Б, а в непогоду… Да и восходить на непростой перевал в стаде при грозе, сильном ветре и обильном снегопаде - это уж слишком экстремально. Остались на месте ждать у моря (озера) погоды. Стадо построилось и, мыча на разные голоса, отправилось в путь. Мы даже проводить взглядом их не могли - снегом тут же залепляло глаза.

В 13 часов снег неожиданно прекратился. Потеплело. И мы начали «Великое переселение» из болота на покатую, но все же «сухую» площадку выше по склону. В нашем болоте обнаружилась жертва ночного кошмара - утонувшая большая чёрная мышь.

Радовались улучшению погоды недолго. Небо заволокло новой порцией чёрных туч, и началась гроза. Уже дома мы узнали, что в этот день разыгралась трагедия на Эльбрусе с пятью погибшими, так что по всему Кавказу случился не бывалый разгул стихии.

Итог дня. Перенесли «дом» на 20 м.

21 день. 24.09, пятница. Утро облачное с мелким дождём и снегом. Весь день то начинало накрапывать, то переставало. В такую погоду, как говорится, хороший хозяин собаку на двор не выгонит. Решили продолжать ждать. В 16-00 началась сильная гроза. Ливень перешёл в град, а в 18-00 посыпал снег и сыпал, не переставая, до 6 утра, засыпав палатку. На поляне слой снега 7-10 см.
Чёрная «рана» на склоне, откуда отвалился кусок горы и подпрудил Дюльтычай, образовав озеро, припорошена (припудрена) снегом.

Вспомнился рассказ чабанов о том, как это было. Среди чабанов был глухонемой. И их стоянка была как раз под тем склоном. Ночью глухонемой никак не мог уснуть, его что-то беспокоило. Он вставал, ложился, выходил из коша. В конце концов растолкал спящих чабанов. Те никак не могли понять, что он хочет. Кое-как на пальцах он им объяснил, что нужно уходить. Чабаны отогнали овец подальше от коша. И тут кусок горы отвалился прямо на кош, похоронив все их пожитки. Никто не пострадал, благодаря чутью глухонемого.

Итог дня. Можно поставить жирный прочерк.

22 день. 25.09, суббота. Погода улучшается. Солнце с переменной облачностью. На полянке снег подтаял, но на склонах снега много.

Ждём возможности идти на перевал Лаказани (Арчиб-Худун отпал ещё накануне из-за слов чабанов: «Никто не ходит, тропы нет», да и с порога палатки видно снежную обстановку на перевале, и она нерадостная). Два часа развлекали себя фотосафари с мышами, норы которых оказались в тамбуре палатки. На безрыбье, как говорится, и рак - рыба. И мышиное шоу прошло на ура.

К вечеру прогулялись по берегу озера с целью размять затёкшие чресла и сходили на разведку тропы к пер. Лаказани.

Палатка на берегу озера в окружении заснеженных гор выглядит весьма живописно. Да и озеро с поворота на Лаказани выглядит фотогеничнее.

Разведка показала, что на Лаказани снега много (не менее полуметра), со склонов сходят локальные лавины. И эта картина в пределах видимости не радует. Какая ситуация после перевала - вопрос из вопросов, но известно, что та сторона перевала - определяющая, склон там крутой. Наша Тортилла совершенно не умеет ходить по снегу и соваться с ней на сложный перевал (проходить который нужно строго вертикально, вдоль линии падения воды) - себе дороже. Как не хотелось, но нужно возвращаться через перевал Гунтуца. Там хотя бы тропа знакомая.

Итог дня: прогулка по берегам озера, подход под пер. Лаказани и нелегкое решение уходить через пер. Гунтуца.

23 день. 26.09, воскресенье. Солнечно. Но холодрыга. Многочисленные левые притоки Дюльтычая, которые без проблем где перепрыгивались, а где переходились по камням, теперь нужно бродить. Бр-р-р…ещё то удовольствие! Балиалчай из 5 рукавов, которые мы благополучно просто перепрыгнули, и вовсе превратился в бешеную реку 15 м шириной и глубиной более 1 м.

Настроения не добавлял маячивший впереди заснеженный хребет, в котором перевал Гунтуца. Тоже в снегу. Вопрос только, какая высота на нём снежного покрова. Одна только радость - он на 300 м ниже Лаказани и проще.

В мозгу крутится ария из «Юноны и Авось»: «Возвращаться плохая примета…» Но есть и свой положительный момент - видишь пройденный 3 дня назад путь под другим углом и в свете солнечного дня, а не в сумерках предгрозового вечера.

Это только на фото Дюльтычай - река-переплюйка. Ни фига! Пути по ущелью вниз нет. Верхом на коне нужно несколько раз бродить реку туда-сюда. И не всякого коня, как утверждают чабаны, заставишь это делать. Ему не нравится бурное течение (а сейчас, после непогоды, река больше похожа на селевой поток!). А вот медведю эта преграда нипочём, потому как, выйдя на поляну, с которой мы три дня назад ушли с чабанами, увидели белый скелет коровы - ни шкуры, ни мясинки, будто скелет тут лежал веками.

По тропе прямо взлетели на ступень висячей долины ручья, берущего начало где-то под пер. Гунтуца. Балиал весь в снегу. Ещё бы. Он 4007 м высотой!

Хребет с перевалом Гунтуца тоже с хорошим снежным покровом. Охо-хо! Что нас там ждёт? Штурман, на удивление группы, был спокоен и на вопросительный немой взгляд ответил: «Если что, проведу зимней тропой по гребням отрогов в обход лавиноопасных участков. Там и глубина снега меньше».

А долина Дюльтычая прямо загляденье. Всё-таки как украшают панораму снежные пики обрамляющих Дюльтычай хребтов.

На перевал решили не спешить - дать ещё денёк для уменьшения снежного покрова. Такую надежду вселяли тёплые лучи солнца (ага, как же: весь день температура со знаком минус). Установили палатку на поляне на высоте 2750 м.

Итог дня. Прошли 8 км, - 160 м, + 350 м, бродов было очень много (простых и сложных).

24 день. 27.09, понедельник. Ночь холодная. Палатка заледенела и стоит колом. Вода в бутылке превратилась в сплошной лёд. Трава вокруг покрылась инеем. В 7-40 пришло солнце, и мы вылезли из спальников. Пока завтракали, собирали вещи по рюкзакам, воздух чуть-чуть прогрелся. В 10 часов мы вышли на старт. Кругом совершенно зимний пейзаж.

Земляная тропа корявая от смёрзшихся комьев. Но идти по видимой тропе всё-таки лучше, чем по той, которая под снегом. Вскоре лафа в виде тропы кончилась. Глубина снега 25-30 см, а кое-где (в промоинах) до середины бедра. Для Тортиллы тропили путь, ступеньки которого она благополучно ломала. Но главное - шла, не отставая. На перевале небольшие поля снега, но большую его часть просто сдуло ветром, который тут имеет постоянную «прописку». Видимость во все стороны в морозном воздухе отличная, не то что было утром третьего дня назад.

Но торчать долго на перевале не хотелось - холодно. Начали спуск из зимы в лето. Прошли, не задерживаясь, мимо места нашей стоянки на слиянии истоков Хултайчая. В иссохших ручьях после нескольких дней непогоды появилась вода, поэтому решили не упираться и остановиться на полянке возле одного из них (2850 м). В оставшееся время бездельничали и любовались прекрасным видом из «окна». Закат был восхитительным.

Итог дня. Прошли 4 км, + 400 м, - 300 м, пер. Гунтуца (1А, 3145 м) с запада на восток.

25 день. 28.09, вторник. Возвращаться по пути подъёма - радости мало. Один плюс - идти вниз легче, чем вверх. И учтены все ошибки, которые были совершены при подъёме. Искать правильную тропу уже не нужно. Погода, явно, собиралась испортиться.

Поэтому шли вниз быстро и бодро, задерживаясь только на многочисленных переправах через Хултайчай. Прошли мимо строений Хараба, Кичиханы, Виккаха. Успели перебродить раз шесть реку (очень полноводную!) и остановились перед очередным бродом на поляне с оборудованным источником питьевой воды отдохнуть и напиться. Вот тут нас и взяли в «плен». Подъехал грузовик, за рулём которого был всё тот же зам.главы с.Аракуль Рафик. Он выскочил из кабины с радостным возгласом: «Я знал, что вас ещё раз встречу». Не слушая наших отговорок, с речью, что не позволит гостям Дагестана бродить по горам голодными, покидал наши рюкзаки к своим гостям в кузов, Тортиллу затащил в кабину и повёз нас назад (вверх) по ущелью на шашлыки.

Уже ночью он привёз нас к себе домой в Катрух, напоил, накормил и спать уложил, а утром его сын отвёз нас в Рутул (30 км) к маршрутке в Махачкалу. Поход закончился.

Итог дня. Прошли 12 км, - 650 м.

Подведём итоги похода:
Прошли 90-95 км (без учёта радиальных выходов), суммарно набрав более 7000 м (с учётом радиальных выходов на вершины и перевалы).
7 долин рек: Виралю, Лагизури, Хультальных, Хири, Хултайчай, Гунтуца, Дюльтычай
8 перевалов, из них 5 перевалов - радиально: Чара (н/к, 2333 м), Блуждающих фотографов (1 А, 3455 м), Тукукуту (1А-1Б, ~3430 м), Чульты Западный (1А, 3540 м), Волчий (1А, 3370 м).
3 перевала пройдены линейно: Чульты (1А, 3507 м), Хатабалу (н/к, 2650 м), Гунтуца (1А, 3145 м) (пройден дважды - с востока на запад и с запада на восток).
3 восхождения: в. 3613 м, в. 3465, в. Нуссадаг (3741 м).
4 водных объекта: оз. Чульты (3093 м), оз. Тукукуту (3373 м), оз. Верхнее Дюльтычайское (2560 м), водопад Лагизури.
Видели волка, горных мышей двух видов, змею (гадюка?) и множество стадных (одомашненных) животных - овец, быков, коней.

Рекомендации:
1. В горах Дагестана лучше всего пользоваться сотовым оператором МТС. Кое-где берет и Билайн. Мегафон, Йота - бесполезные помощники.
2. Простой кнопочный телефон уверенно ловит сеть на многих перевалах и вершинах, в то время как навороченный смартфон не способен справиться с такой простой задачей как позвонить.
3. Полезные контакты при планировании похода в Рутульский район: Рафик Саидов (989) 674-НольНоль-21 (rafick.saidov@ya.ru) - трансфер и всевозможная помощь в орг.вопросах.
4. По поводу безопасности. Вам следует опасаться только одного: Ваш спортивный поход может с легкостью превратиться в гастрономический тур по гостеприимным домам местных жителей :-)