ПРОБЕЖКА ПО ВЕРХОВЬЯМ ЧЕГЕМА

Jun 20, 2021 22:16

НАЧАЛО ПОХОДА

8 день, 18 сентября, пятница. По бодрящему холодку отправились выше по д.р.Чараксу.

Вскоре открылись перевалы в соседнее ущелье - Чарак и Чарак Южный.

А вот и озеро-спутник 3140 м.

Где же оно, большое озеро 150 м длиной? Высохло!Большое озеро - фишка района. С утра оно пустое, а после полудня наполняется водой. Так что в 14-00 мы уже увидели просто огромное озеро (глубину не проверяли, но очевидно, что мелкое).

В 15-00 пошёл небольшой дождь. Очень ветрено.

Итог дня: прошли 2 км, + 540 м, озеро 3140 м.

9 день, 19 сентября, суббота. В этот день по плану - радиально пер.Кору. В 5-30 высунули нос из палатки - облачно, ветрено. Место для стоянки ровное, в красивом окружении пейзажей, но… ветреное. Причём достаётся палатке и когда ветер дует с л.Кору, и когда - из долины.

Решено спать дальше. Разбудила нас стая уларов, которые с песнями пришли на водопой в 7 часов. Ветер раздул облака. Отличная погода. Позавтракали и выдвинулись на пер.Кору в 8 утра.

Блин, получился экстремальный подъём по леднику без кошек. В нескольких отчётах было написано, что они там не нужны. Мол, можно обойти по осыпи сбоку. Нифига! Сыпет от души, напрочь отбивая желание даже держаться ближе к осыпи.

Там ещё по гребню пробегали туры. Уставились на нас, сумасшедших, карабкавшихся в раскорячку по льду на пер.Кору… Как водится, пытались закидать камнями непрошенных гостей…

Вид с пер.Кору отличный. Не зря залезли сюда.

Спустились к палатке, когда озеро ещё не успело наполниться до обычных своих размеров.

Итог дня: пер.Кору (1А, 3611 м) - рад, + 470 м. Наблюдали маленькую группу туров.

10 день, 20 сентября, воскресенье. Видимо ещё не совсем здоровому штурману что-то стукнуло в голову: пришла мысль не переходить в соседнее ущелье через пер.Чарак (описанному в отчётах), а воспользоваться для этого ближним к нашей стоянке пер.Чарак Южный (1А, 3386 м) (на самом деле штурман так задумывал еще на стадии разработки маршрута - ну не спускаться же от стоянки под взлет к пер.Чарак, когда рядом пер.Чарак Южный!). Описаний перевала в интернете нашли ровно одно и перевалу там была посвящена всего одна строчка: «Подъем из д.р.Кору занял 3 ч ЧХВ, спуск - к озеру 3140» (группа шла горную 5-ку, т.е. физически сильные ребята, но штурман эту деталь не озвучивал). Скудная информация группу не остановила, а скорее раззадорила. Мало нам было приключений на л.Кору. Утром, чтобы не обходить, пересекли замёрзшее безводное озеро.

После среднеблочной, довольно крутой, неприятной сыпухи вылезли на плоскогорье в перевальный цирк, где обнаружилась даже приличного вида тропа (звериная?).

На перевал, одним словом, мы взошли довольно быстро и бодренько. Набирали-то всего 250 м.

А вот спуск был ещё тот!

Наша Тортилла совсем задолбалась спускаться в сыпучем каменном море.

Видимо парочка орлов почувствовала, что скоро будет, чем поживиться, потому как Тортилла ползла, проклиная спуск с перевала на чём свет стоит. В один прекрасный момент она скинула рюкзак со словами «я с ним ЗДЕСЬ не спущусь».

Оставшимся членам группы ничего не оставалось, как на участках под условным названием «я с ним ЗДЕСЬ не спущусь», бегать туда-сюда, относя свой рюкзак и возвращаюсь за чужим (надо признать, в наших походах такое время от времени случается, но обычно это крайне небольшие «неприятные» участки; здесь же фактически половина спуска прошла под девизом «Свой-Чужой (рюкзак)»). Через 3 ч грязного времени, измотанные и потерявшие интерес к окружающим красотам (для автора ЖЖ это из ряда вон выходящее состояние!), мы, наконец, вышли на загаженные конями поляны (2700 м) на берегу р.Кору. У штурмана было стойкое ощущение, что его порвут на лоскуты, но у группы только и хватило сил, что на пару нецензурных фраз.

Итог дня: прошли 5 км, + 250 м, - 690 м, пер.Чарак Юж. (1А, 3386 м). Согнали табун коней, пасущихся на зелёных полянах.
*Примечание: сложность пер. Чарак Южный соответствует 1А, однако не рекомендую новичковым группам в качестве первого перевала.
**Воды не было на всём протяжении от стоянки у оз.3140 м в д.р.Чараксу до стоянки на берегу р.Кору (ручей с восточной стороны пересохший).

11 день, 21 сентября, понедельник. Ночью мороз. Утром жуткая холодрыга. По хорошей тропе потопали в верховье долины р.Кору.

Миновали слияние р.Кору с ручьём из-под пер.Каргашиль Сев.

Верховье долины Кору всё ближе, и ближе подошва горы Джорашты со стекающим с неё ледником Булунгу. И несмотря на это, а также учитывая время года, невероятно ЖАРКО. Жарко настолько, что члены группы раздеваются до нижнего белья и в таком «пляжном» виде продолжаем движение. Тропа прекрасна и легка.

А потом началась жесть. Вроде морена, как морена, на которую необходимо подняться. Но если не найти тропу (а мы ее не нашли), то… лучше про это не вспоминать. Тортиллу пришлось втаскивать на барханное каменное плато, потому что она вопила: «Лучше пристрелите меня!»

Порядком намучившись на каменных барханах, неожиданно вышли на отличную тропу, которая приводит прямо на стоянку на нижних полянках (3100 м) по пути на пер.Тютюргу Зап.

Тортилла рассматривала дырки в штанах и синяки на пятой точке (после вчерашнего спуска с пер.Чарак Юж.), а мы пошли в конец поляны к россыпям цветного «конфетти». Думали, что кто-то мусор после себя не убрал. Оказалось, козы разодрали чью-то закладку и устроили пир. Остались только фантики, баночки с чем-то (рогом не открутишь) и куча разноцветных шариков. И правда, на фига козе баян (шарики)? Да уж. «Хороший» праздник ждёт народ по возвращению к закладке: будут голодные, но с настроением. Надуют шарики и устроят пир на весь мир.

Итог дня: прошли 3 км, + 400 м.

12 день, 22 сентября, вторник. Утро ясное, но вода в ручье замёрзла. Хорошо, что с вечера запаслись под самую завязку.

Вторник выдался тяжёлым по полной программе, но не у Тортиллы. Для неё вторник-бездельник. Мы отправились на пер.Тютюргу Зап. радиально, а Тортилла с грязной посудой - на берег ручья ждать воду.

По пути на перевал спугнули шайку воров, которые шли по тропе проверить полянку на наличие закладок.

Чуть выше наших стоянок (на 50 м) маленькое плоское местечко, которое может использоваться для ночёвок. Оно ближе к пер.Тютюргу Зап, и с него перевал уже виден.

По хребту из ущелья в ущелье дефилирует стадо рогатых.

Пер.Тютюргу Зап. - хорошая единичка, но каменная сыпуха-тягун надоедает. Нижняя часть перевального взлета простреливается камнями! На спуск сыпуха гораздо приятнее, чем на подъем.

Аппетит приходит во время еды, так и у нас пришёл «аппетит». А почему бы не прогуляться на пер.Зелёный?

Рыжая долина - это верховья р.Тютюргу. Безжизненная и неживописная. Зато вид на заснеженные вершины - впечатляет.

С погодой повезло, поэтому увидели даже полупрофиль Эльбруса. Красавец, нет слов.

Этот район - туриное царство. Они тут повсюду. Но близко к себе не подпускают.

До кучи и большей радости взошли на вершину 3721 м. Она всего на 40 м выше пер.Зелёного, а обзор с нее значительно лучше.

Итог дня: км не считали, + 630 м, пер.Зелёный (1А, 3682 м), пер.Тютюргу Зап (1А, 3730 м), в.3721. Видели несколько раз туров в различном составе стад.