Многие в Гёреме едут исключительно из-за полётов на воздушных шарах, ибо Каппадокия считается одним из лучших мест в мире для воздухоплавания на монгольфьере.
Пролететь над долинами Каппадокии и посмотреть на все природные изваяния сверху - конечно, круто. Но... сильно бьёт по карману. В октябре 2019 г. стоимость была в 300 евро, если вам срочно хотелось в полёт.
Записаться за несколько дней вперёд - чуть дешевле - 250 евро. Согласитесь, недёшево. Но, как говорится, за удовольствие нужно платить, острые ощущения полёт обеспечит сполна.
Но скажу вам, наблюдать за шарами снизу, с земли - не меньшее удовольствие с огромным «бонусом» - бесплатно. Как это происходит? Сейчас расскажу.
Ночью, ещё до рассвета, когда у «сов» - самый сон, да и «жаворонкам» продирать глаза рановато, по посёлку Гёреме начинается бурное движение машин с оборудованием для полётов: сложенными шарами в корзины для пассажиров, газовыми баллонами и прочее (вес груза 400-500 кг). Это пилоты со своей командой помощников спешат на стартовые площадки в пределах посёлка или рядом в его окрестностях.
И тогда по округе раздаётся жужжание, будто миллион пчёл слетелись на небольшое пространство за нектаром. Это проводится предполётная подготовка - при помощи мощного вентилятора оболочку шара наполняют воздухом, одновременно нагревая его газовой горелкой. Собственно, «жужжит» этот вентилятор. Их может быть больше сотни. Представляете, какой шум они создают?
Оболочка шара (обычно размерами 25х15 м) шьётся из специальной прочной ткани, которая по мере наполнения горячим воздухом из обмякшей становится упругой и взмывает ввысь, удерживаемая на земле канатами.
К стартовым площадкам начинают подъезжать автобусы (с курортов побережья), микроавтобусы (из местных гостиниц) со счастливыми обладателями билетов на место в корзине. Кстати, корзины могут вмещать от 4 до 30 человек - всё зависит от грузоподъёмности воздушного шара (имейте ввиду - чем меньше корзина, тем дороже стоит билет; 300 евро - цена полета в корзине на 30 человек).
Процесс погрузки пассажиров проходит в темноте, т.к. взлёт происходит один раз в день на рассвете. Связано это с тем, что летать можно только рано утром, когда ещё отсутствуют восходящие воздушные потоки от нагретой солнцем земной поверхности. Эти потоки делают полёты небезопасными. Также действует правило визуальности полёта, т.е. должна быть хорошая видимость.
Бывают дни, когда и погода вроде хорошая, а полёты шаров отменяются. Разрешением к полётам обязательным условием является отсутствие сильного ветра. И тогда, пришедшие посмотреть на одновременный взлёт сотни шаров, понуро ходят по смотровым площадкам, всё ещё надеясь на чудо - а вдруг? Говорят, такой форс-мажор в Каппадокии может растянуться на 3 дня. Кому-то точно не повезёт.
Но, если шары надуваются, значит, с ветром всё в порядке - полёт разрешён. Зрители уже толкутся в нетерпении на каждой высокой «кочке», пассажиры рассаживаются по корзинам согласно купленным билетам и... полетели!
На фоне зарумянившегося неба первые взлетевшие шары невероятно красивы. То тут, то там вспыхивают языки пламени, которые отлично смотрятся в сумеречном небе.
Это пилоты шаров поднимают их выше. Собственно, как они это делают? Главный орган управления шаром- газовая горелка, расположенная под отверстием в оболочке и направленная вверх. В ней горит смесь пропана и бутана, которая находится в баллонах. При помощи огня нагревается воздух в оболочке, его температура растёт, шар поднимается.
Принцип полёта воздушного шара очень прост: температура воздуха внутри оболочки выше температуры окружающего воздуха. Поскольку плотность тёплого воздуха ниже, он по закону Архимеда (только не того, когда по закону Архимеда после вкусного обеда полагается поспать) стремится вверх под действием выталкивающей силы. Чем теплее воздух в шаре, тем выше он поднимается, но высота подъёма ограничивается объёмом оболочки и её жаростойкостью.
В городке зажигается свет в окнах - сказочное зрелище, будто слетелись светлячки и подсвечивают своими «фонариками» всё вокруг- и дома, и улицы, и взлетающие шары, которые всё взлетают, и взлетают, присоединяясь к тем, что уже плывут по небу, с каждой минутой теряющего розовость и приобретающего голубизну есенинского «ситчика», пока ещё не по-турецки блёклого.
За невысокими холмами уже поднимает «голову» другая партия шаров, готовящаяся взмыть в небо. Мы пытаемся подсчитать количество уже летающих шаров, но к ним со всех сторон присоединяются всё новые и новые шары, к тому же они не стоят на месте, а меняют местоположение на небе достаточно быстро. Так что на счёте в 90 мы бросили это бесполезное занятие.
Когда стартует шар с ближайшей площадки к облюбованному нами смотровому месту, он закрывает практически половину обзора местности. Слышны восторженные крики: «Вау!!!» хриплыми голосами. Успели уже замёрзнуть.
Да и нам не жарко на предутреннем холодке: стоим, стучим ногами, чтобы согреть пальцы ног, кутаемся плотнее в тёплые одежды, а не уходим, потому как представление входит в самую зрелищную фазу.
Представляете ли вы одновременный старт сотен больших и ярких шаров, когда ими усыпано всё небо? Это фантастическое зрелище из разноцветных монгольфьеров.
Кстати, правильнее воздушные шары называть именно монгольфьерами по фамилии братьев Монгольфье, которые создали и запустили в 1783 году в первый полёт на своём изделии пассажиров. А ими были домашние животные со скотного двора короля Людовика XVI (овца, курица и утка), который лично присутствовал при торжественной отправке их в полёт. При этом для наполнения шара тёплым воздухом потребовалось 32 кг соломы и 2,3 кг шерсти. Шар поднялся на 500 м, пролетел 4 км за 10 мин и удачно приземлился - никто не пострадал. Жаль только первые пассажиры воздушного судна не поделились своими впечатлениями от полёта. Зато на зрителей этот полёт произвёл неизгладимое впечатление. Эра воздухоплавания была открыта.
Шары проплывают над острыми верхушками скальных останцев. И нам кажется, что они чуть ли не цепляют днищами корзин эти скалы. Конечно, кажется.
Пилоты специально это делают, чтобы их пассажиры смогли насладиться фантастическими видами ущелий и долин, зависают среди башен и пирамид из туфа (мягкие вулканические породы), которые природа, вода и ветер создавали миллионы лет.
Турецкие пилоты стараются лететь как можно ближе к скалам и дать пассажирам возможность сфотографировать их (главное - не выронить камеру от восторга и холода).
А в это время внизу тем же самым, т.е. фотографированием на фоне близко пролетающего шара, заняты зрители. Некоторые взбираются на скалу с плоским «подиумом», словно специально созданной для этой цели.
Вопли «вау!», пилот «поддаёт жару» и шар летит дальше. Не нужно опасаться, что шары столкнутся в воздухе. Это довольно сложно сделать, т.к. управлять полётом можно только вверх-вниз (вертикально), а горизонтально шар несёт ветер. Так что все шары летят в одну и ту же сторону, но на разной высоте. Но, если шары и столкнутся, то... ничего не произойдёт страшного: шары просто оттолкнутся друг от друга, как два мячика.
Некоторые зрители специально готовятся к фотосессии. Про брачную церемонию приехавших из Китая ради красивых кадров для альбома «Love story» я расскажу ниже. А пока о других наблюдениях. Итак, прибегают в самый разгар полётов, когда всё небо в шарах, фотограф с моделью.
Та, не стесняясь публики, скидывает с себя штаны, втискивается в красивое платье (обычно декальтированное), с ног летят к сумке с одеждой кроссовки на смену туфлям на шпильках. Ву-а-ля, и модель готова, приняв соблазнительную позу. Ну каждый сходит с ума по-своему: кто-то с переодеванием (и не одноразовым), а кто-то с сельфи-палкой корчит разные выражения лица. Главное - здесь нет равнодушных, у всех полёт шаров вызывает восхищение от увиденного.
Процесс посадки шара неменее интересен. Воздух в оболочке постоянно остывает, и шар начинает снижаться, поэтому периодически его подогревают, включая горелку. Но, чтобы снизиться, можно не ждать, пока воздух в шаре остынет. В верхней части оболочки имеется клапан. Его открывают с помощью верёвки, выпуская часть тёплого воздуха наружу. И шар летит вниз. А там его уже «ловит» свой автомобиль - джип с прицепом-платформой.
Это высший пилотаж посадить корзину с пассажирами прямо на платформу. Если пилот немножко промахнулся - не беда. Помощники на земле помогут водрузить корзину на платформу.
После этого окончательно откроют клапан в верхней оболочке и начнут спускать воздух. Пассажиры в этот момент продолжают ещё находиться в корзине, выполняя роль баласта, чтобы шар снова не подняло ветром вверх и не перевернуло корзину.
Потом шампанское, вручение свидетельства о полёте и яркие воспоминания на всю жизнь. И как тут не вспомнить песню Ёлки:
На большом воздушном шаре
Мандаринового цвета
Мы с тобой проводим это лето.
Будь готов, летать мы будем очень долго,
Миллионы песен с высоты споём.
Мы с тобой закрасим небо в ярко-синий,
Чтобы выделяться выгодно на нём.
ЧИТАТЬ НАЧАЛО ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…