Выйдя из долины Пашабаг, по дороге с хорошим асфальтом, и что главное - совершенно свободным от машин, направляемся в Зельве.
Идти недолго - всего 3 км. Окрестности радуют глаз, так и хочется нырнуть в сторону к красноватым изваяниям.
Там находятся всякие интересные пещерные строения и при наличии свободного времени неплохо бы там полазить.
Тропа увлекает нас вперёд туда, где находится более интересная часть долины Зельве.
Там находится Музей под открытым небом (второй после Музея в Гёреме). Предъявляем билеты, купленные в кассах Пашабаг, и входим в музейный комплекс.
Зельве - монастырский комплекс, возникший здесь в XI веке.
Долина состоит из трёх отрогов, которые соединяются в одной точке - старт осмотра. Удобные тротуары проложены так, чтобы турист не плутал по долине, а смог посмотреть все интересные объекты, особенно тот, который посещает Музей не с гидом, а самостоятельно.
Церкви, как и полагается, вырезаны в туфовых скалах. Их здесь насчитывается 15 единиц со временным промежутком возникновения XI-XIII веков. Располагались они повыше от земли, что делало их недоступными для врагов и гонителей христианства. Скалы обвались и открыли нам узкие вертикальные лазы с углублениями для рук и ног - своеобразные лестницы. Чтобы взобраться по такому приспособлению, нужно обладать недюженной ловкостью.
В трубе лаза (лифте) с нижнего этажа в верхнюю комнату-келью я насчитала 13 таких ступеней - неблизкий путь в колодце. Так и застрять недолго.
Продвигаемся по ступенькам тротуара вдоль «улицы» с пещерными строениями разного назначения, попутно заглядывая в открытые (обвалившиеся) помещения.
Например, винодельческий «завод», представленный спецоборудованием.
Этот 1,5 м каменный диск служил в качестве виноградной давилки, превращая виноград в сусло (сок с косточками, мякотью и кожицей). Как проходил процесс давления? Не трудно догадаться и в XXI веке: крепко насаженный на деревянную ось каменный диск вращался в барабане, высеченном прямо в горной породе. Сусло бродило и превращалось в вино, которое христиане использовали в своих духовных обрядах. Ведь вино по христианским традициям - это кровь Христа, а виноградная лоза - символ очищения и духовного возрождения. Так что без этого хмельного продукта церковь и монастыри существовать не могли.
Для тех, кто думает, что этими жерновами мололи зерно, рядом информационный стенд. В Каппадокии зерно не выращивали - не тот климат. А вот виноград, пожалуйста. Суровый континентальный климат, вулканическая почва, богатая минералами, микроклимат, созданный реками местности, придали винограду особый вкус - терпкий и «землистый». Как известно, виноградарство было развито ещё у хеттов задолго до нашей эры.
Недалеко от давильного «цеха» находится церковь Юзюмлю (Üzümlü Kilise) (Виноградная, Виноградных гроздей) с фресками VIII-IX веков.
Фрески плохо сохранились. К тому же лица святых сбиты мусульманами.
Церквей с фресками в Зельве почти нет. Несмотря на то, что монатырь существовал несколько столетий и после запрета на иконы и роспись, монахи Зельве оставались до конца сторонниками иконоборчества и пользовались различными символами в оформлении своих молельных домов.
Заглянем вглубь Виноградной церкви.
Здесь уже наблюдается некое подобие Царских Врат, отделяющих алтарь от пространства церкви. Алтарь, как и положено, устроен на некотором возвышении по отношению к остальной части храма. На алтарной стенке угадывается Распятие в центральной иконе-фреске.
Справа и слева от алтаря в нишах устроены жертвенник и сосудохранилище (ризница). Под ризницей в полу прямо в теле скалы выдолблена крещальная ванна.
А вот и фреска, давшая название церки Виноградная, с лозой и гроздьями винограда, нарисованного красной охрой. Краски за более, чем 1000 лет, не померкли. И всё потому, что дневной свет сюда проникает всего в одно отверстие.
Говорят, что до христиан Зельве облюбовали римляне, но следов их пребывания уже не найти. Начало заселения комплекса относят к II-Vвекам нашей эры. Христиан «выдавили» из местности турки-сельджуки. И вот следы их пребывания в Зельве увидеть можно. Например, эта голубятня, устроенная в храме.
Как видим, устройство помещения для сбора удобрения (голубиного помёта) очень просто. Заложили туфовыми кирпичами церковный проём, оставив отверстия-входы для голубей. Иногда в такие сооружения вставляют палочки - жердочки для удобства сидения голубей. Как известно, голубь - единственная птица, которая гадит в своём гнезде. А гадить они умеют, большие мастаки. Через полгода стенку разбирают, соскребают с пола слой гумуса. Представляете, сколько там за 6 месяцев собирается этого г-вна - ценного удобрения? И... на базар или на поле. С появлением химических удобрений, бизнес этот накрылся медным тазом.
Скалы продолжают разрушаться, обнажая не только купола храмов, жилые помещения, но и угрожают безопасности.
Представляете, здесь в 50-е годы XX века (70 лет назад) жили люди, пока не возникла опасность обрушений скал. Обломки их можно видеть повсюду на фото. Тогда жителей Зельве переселили на пару километров дальше (ныне поселок Aktepe - Белый холм, или Yeni Zelve - Новое Зельве). С 1967 года Зельве работает как музей, но в некоторые помещения вход закрыт в целях безопасности посетителей.
Левый склон долины Зельве при переходе к правому склону Центрального (разделительного) отрога выглядит так.
Следующий объект, к которому привлекают внимание устроители Музея - винодельня.
Рядом информационная картинка с картой, на которой отмечен маршрут, интересные объекты на маршруте, сама винодельня и описание к ней.
От винодельни вид на противоположную сторону Зельве превосходный.
Кстати, это вторая на нашем пути винодельня. Сколько их ещё тут? Не многовато ли для одного монастыря винодельческих цехов? Жаль, что нет информации о производительности виноделов в декалитрах.
Отсюда видна тротуарная дорожка со ступеньками и тропинки, срезающие маршрут. Ого-го на какой высоте мы уже находимся.
В этом месте ступеньки поднимают нас вверх. На них россыпь осколков отколовшегося куска скалы. Ещё не успели убрать. Вовремя отселили жителей - разрушение продолжается и его не остановить.
И мы входим в правый отрог долины Зельве.
Здесь целый ряд помещений опутан верёвкой - запрещающий знак на вход. Рядом с тропой лежат кучи камней: то ли для ремонта разрушающихся скал, то ли эти «подарочки» скатились сверху.
Кстати, тут рассказывают, что Джордж Лукас очаровался долиной Зельве и возжелал снимать часть звездной саги среди скальных монастырей. Но ему не разрешили.
И правильно сделали. Не хватало ещё такой «славы», чтобы кому-нибудь из съёмочной группы прилетел в голову такой камешек из кучки. Достаточно слухов, что прославленному режиссёру здесь понравилось.
Вот ещё один «загороженный» объект - сквозная пещера-арка. Потолок помещения пошёл глубокими трещинами и готов обвалиться. Возможно, он так и сделает в скором времени, и сохранится только у нас на фото.
А видок на «дырки» в противоположней стене долины да и на её зелёную часть отсюда превосходный.
Если не полазить по пещерным помещениям, то хоть полюбоваться панорамой.
Там в облаках на горизонте прячется сопочка вулкана древней горы Аргей (Эрджиес по-современному). До прихода сюда христианства каппадокийцы утверждали, что их Бог живёт на Аргее.
Эрджиес (высота вулкана немного меньше 4000 м) извергался примерно в 6880 году до н.э. И Зельве имеет вулканическое происхождение, как и вся область Каппадокии.
Продолжаем путь по ступенькам проложенного маршрута вглубь долины. Эту часть проходим достаточно быстро из-за того, что практически весь склон закрыт для посещения. Безопасность прежде всего.
Доходим до ворот-отверстий церкви Креста. Как узнали, что это именно церковь Креста? А из стенда с фотографией и информацией. Входим во внутрь церкви. Видите вырезанные на туфовой стенке кресты? Вот они и дали название храму. Кому в действительности церковь была посвящена, теперь никогда не узнаем.
Углубления в полу в виде склепов - это «чаны» для производства вина. Об этом написано в информации возле церкви Креста. Одним словом, очередная винодельня. Да.., видимо, для Таинства Причащения нужно было много «крови Христа» - вина.
Некоторые помещения находятся высоко над землёй, и в них без лестницы никак не пробраться. Очевидно, там смотреть не на что, поэтому проходим мимо, без сожаления.
Средняя долина Зельве у подхода к тупику выглядит так.
Здесь даже мостик над глубокой рытвиной положен, чтобы мы не прыгали по кочкам как козы. Это же место с противоположной стороны долины.
Над розовыми туфовыми стенками долины нависают кремового цвета склоны. Ну прямо фавельный торт-пралине.
Отойдите немного дальше вверх по долине и вид уже будет немного другим.
Начинается спуск из срединной части долины Зельве.
На повороте в правый отрог долины стоит небольшая мечеть.
До 1920 года - до «обмена населения» между воевавшими между собой Турцией и Грецией - в Зельве жила греческая диаспора. Потом сюда переселили турок из Греции, которые жили здесь до 50-х годов, пока не возникла опасность разрушения, и их не переселили в другие места. Так как турки жили в Зельве 30 лет, то после них осталась мечеть с небольшим минаретом.
Жившие здесь турки занимались сбором удобрения - голубиного помёта. А чем ещё заниматься в скалах? Под это «производство» отвели всю «концовку» долины.
Как происходил сбор птичьего помёта описано в информации к голубятням. Кое-где голубиные «домики» обвалились, обнажив стенку с отверстиями, на которые устанавливались жердочки (насест).
Скальный монастырь - последний объект для осмотра.
Он закрыт для посещения и, как написано в информации к нему, это произошло по причине больших обрушений. Когда-то по нему ходили посетители - под большим куполом сохранились ограждения.
Пора направляться к выходу.
По объектам Музея Зельве, что называется, находились от души.
Проходя мимо мечети, увидели на скале над минаретом фотографа.
Подивились тому, как он туда смог взабраться (и ещё больше тому, что у человека напрочь отсутствует чувство самосохранения). Что только ни сделаешь, чтобы получить вожделенный суперкадр.
На входе-выходе в Музей нас подобрал прямой долмуш (маршрутка) в Гёреме. Что было очень кстати. Особенно радовались ноги, целый день ходившие по Пашабагу и Зельве.
ЧИТАТЬ НАЧАЛО ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…