чайная церемония

Feb 12, 2011 18:00

Конспект, по которому рассказывала детям о классической чайной церемонии

нашу встречу мы начнем со стихотворения великого японского поэта Мацуо Басё

асаха ному
сё ши зуканари
кики-но хана

утром в тишине
чай отшельник пьет
цветок хризантемы

о чем оно? О том, что человек в тишине пьет чай и разглядывает цветок хризантемы, ему тихо, ему спокойно и кажется, что ему больше ничего и не надо

в наше сложное время нужно уметь вести простую, скромную жизнь, не стремиться иметь сразу и все, идти ко всему постепенно, от простого к сложному.

очень плохо когда внутренний мир человека беден, тогда его заменяют ненужными и лишними вещами но все равно такой человек очень подвержен стрессовым ситуациям, он не может справиться со своими проблемами а вещи, которых у него много- ему никогда не помогут
для вас , ребята, сейчас самое главное - это учиться, нужно читать, нужно интересоваться загадками мира
нужно иметь друзей и всегда приходить им на выручку, быть добрыми и не равнодушными
ваша душа, ваш внутренний мир должен быть богат - и тогда все будет получаться само собой

вот еще одно стихотворение Мацуо Басё

К хворостяной лачуге.
Вихрь горстку листьев подбросил -
Воды вскипячу для чая.

о чем оно? о том что даже в неблагоприятной жизненной ситуации нужно находить плюсы - вот например здесь, вихрь, буря, она срывает легкие тростниковые крыши, ломает деревья, но - и принесло листья к хижине.. и эти листья пригодились, но них можно вскипятить воду и пить чай, чтобы унять страх перед бурей

даже взрослым очень сложно справляться со своими проблемами, но японцы нашли выход - душевно очиститься и приобрести спокойствие и покой им помогает чайная церемония , которая воплотила в себе простоту и скромность

молодые девушки берут уроки тяно-ю, именно так называется церемония по-японски, для того чтобы приобрести красивую осанку и научиться изящным манерам

Родилась чайная церемония из обычая дзэнских монахов пить чай из общей чаши перед изображением Дарума - это человек, который познал истину, то есть нашел правду

Дарума-дайси, которого еще называют «просидевший девять лет лицом к стене», действительно просидел девять лет, созерцая стену, и в состоянии молчаливого сосредоточения пережил сатори - то есть просветление
Говорят, однажды он уснул, а проснувшись, вырвал ресницы, и там, куда он их бросил, вырос чайный куст, отгоняющий сон..

Чай завезли в Японию из Китая в VII веке. В Китае его ценили как лекарственное растение, помогающее от усталости,болезни глаз, ревматизма, как приятное времяпрепровождение при встречах

Но такого культа чая, как в Японии, пожалуй, нет ни в одной стране. Вообще японцы предпочитают зеленый чай, а не черный, который широко распространен в Европе и Америке.
Примечательно и то, что японцы, как и китайцы, пьют чай в течение дня до еды, тогда как европейцы, то есть мы, преимущественно пьют его после еды.
В листьях зеленого чая заключены ценнейшие целебные вещества и витамины, натуральные эфирные масла, микроэлементы, дубильные вещества, минеральные соли и другие биологически активные вещества.
Благодаря систематическому, каждодневному употреблению зеленого чая японцы не страдают гипертонической болезнью, он обладает способностью тонизировать деятельность сердца
вот стихотворение дзэнского поэта Иккю (1394-1481):

Как сказать, что значит
Сердце?
Шум сосны на картине

о чем здесь? о том, что если в спокойствии и тишине рассматривать картину, на которой нарисована сосна, то можно услышать как стучит и работает ваше сердце и как шумит эта самая сосна под порывами ветра. А может сердце и есть сосна?! А может сосна и есть сердце?!

А вот еще стихотворение Кобаяси Исса. Этот поэт очень интересно писал о животных.

Друг от дружки
Прячутся воробьи в цветах
Чайных кустов.

О чем?прячутся ли птицы друг от друга, хотят отдохнуть? Или просто играют как дети?!

Классическая чайная церемония за тысячу лет отлажена до каждой мелочи и представляет собой специально организованную встречу хозяина - чайного мастера - и его гостей для совместного отдыха, наслаждения красотой, беседы, сопровождаемых употреблением чая.
Церемония проводится в специально оборудованном месте и состоит из нескольких действий, которые совершаемых в строгом порядке.
Проводятся церемонии в разное время и по разным случаям, из которых выделяется шесть традиционных: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная.

На территории «чайного комплекса» находится несколько строений и сад, ворота, за воротами вспомогательные строения: «прихожая», где гость может оставить вещи и переменить обувь, а также павильон, где гости собираются перед началом церемонии.

Главное строение - чайный домик (тясицу) - находится в глубине чайного сада (тянива). Чтобы попасть туда, нужно пройти через сад по выложенной камнем дорожке (родзи).

Чайный сад невелик. В целом он обычно является моделью небольшого горного склона, поросшего лесом.В ясную погоду он защищает от яркого солнца, создавая спокойный полумрак. В саду высаживают вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Также в нём в «естественном» порядке, имитирующем природный беспорядок и случайность, располагаются камни, поросшие мхом, и старые каменные фонари. Если церемония проводится в тёмное время суток, фонари зажигают, чтобы осветить путь гостей к чайному домику. Свет фонарей должен быть неяркий

Отдельного описания заслуживает дорожка, ведущая от входа через сад к чайному домику.
Она выложена камнями (обычными, природными, имеющими разные формы и размеры) и выглядит не как искусственный тротуар, а как каменистая тропинка в горах. В конце родзи, у входа в чайный домик, находится каменный колодец, из которого гости берут воду для умывания рук и лица

Чайный домик должен быть совсем простым.
в нём не должно быть ничего выделяющегося, чтобы ничего не отвлекало от беседы, от чувства спокойствия

Чайный домик состоит из единственной комнаты, в которую ведёт вход, узкий и низкий, так что пройти в него можно только сильно наклонившись.
Такая конструкция входа имеет символический смысл - она заставляет любого, кто входит в домик, низко поклониться, независимо от его общественного положения.
В прошлом низкий вход давал ещё один эффект - самурай не мог войти в чайный домик с длинными мечами, и оружие приходилось оставлять снаружи.

Окон в чайном домике может быть довольно много - шесть-восемь, различного размера и формы. Как правило, расположены они высоко, и предназначены не для того, чтобы смотреть наружу, а лишь для пропускания в дом необходимого количества света. Иногда, если из домика открывается особенно приятный вид, рамы могут раздвигаться, чтобы гости полюбовались красотой природы, но чаще окна в чайном домике закрыты.

Внутреннее убранство домика очень просто - стены отделаны серой глиной, чтобы отражённый ими свет создавал ощущение спокойствия и нахождения в тени, пол устлан татами.
Самая важная часть домика - токонома, - ниша в стене, расположенная напротив входа.
В нише перед церемонией помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, в котором написано по какому поводу собираются гости

Никаких других украшений в чайном домике не допускается
В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай.
Перед церемонией промытый пепел выкладывается в очаге в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли и разводится огонь.

Посуда, используемая в ходе церемонии, тоже не должна выделятся
необходимо
шкатулка для хранения чая
котёл или чайник, в котором кипятится вода
общая чаша для совместного питья чая
чаши для каждого из гостей
ложка для насыпания чая
мешалка, которой хозяин размешивает чай во время приготовления

Все предметы должны быть простыми, скромного вида
обычно чай хранится в простом деревянном ящичке
котёл или чайник - вполне обычный, медный,
ложка для чая и мешалка - бамбуковые.
Чаши применяются простые, керамические, достаточно грубой работы, без украшений.

Вся посуда безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается. японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» - потемнение от времени, следы длительного использования.
«Старый» вид утвари - один из элементов эстетики чайной церемонии

Слышно, как падает роса...
Кто-то живет здесь в гармонии с тишиной.
Виднеется дым... Заваривается чай...
Иноуэ Сиро

Перед церемонией гости собираются вместе в одной комнате.
Затем отправляются через сад к чайному домику. Рассматривая растения и камни сада, гости забывают про тревоги, суету, настраиваются на хорошее настроение

В конце дорожки, перед чайным домиком, гостей встречает хозяин.
После сдержанного приветствия гости подходят к каменному колодцу и проходят обряд омовения.
Вода зачерпывается лежащим маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке, гость умывает руки, лицо, прополаскивает рот, после чего омывает после себя ручку ковшика.

Потом гости проходят в чайный домик и располагаются там. В соответствии с обычаем , входя в чайный домик, обувь оставляют у порога.

На момент прибытия гостей огонь в очаге уже горит, котёл с водой стоит над огнём. Войдя в домик, гость в первую очередь должен обратить внимание на нишу напротив входа - токонома.
Перед приходом гостей хозяин нарисовал свиток, поместил туда цветы и курильницу.
Хозяин входит в чайный домик последним, причём не сразу после гостей, а немного погодя, чтобы дать гостям возможность без спешки рассмотреть и оценить предметы в токонома.

Войдя в домик, хозяин кланяется гостям и занимает своё место - напротив гостей, около очага.
Рядом с местом хозяина расположены необходимые для приготовления чая предметы.

Пока вода в котле нагревается, гостям подаётся кайсэки - лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд.
Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую - насыщать.

После кайсэки гости на некоторое время выходят из чайного домика, чтобы размять ноги и подготовиться к основной части церемонии - совместному питью густого чая.

В это время хозяин меняет свиток в токонома на тябана - композицию цветов и/или веток.

Самая важная часть церемонии - приготовление и питьё густого порошкового зелёного чая.
Гости вновь собираются в чайном домике, где хозяин приступает к приготовлению чая.
Весь процесс проходит в полном молчании.
Все внимательно наблюдают за действиями хозяина и вслушиваются в звуки огня, закипающей воды, металлических шариков в воде, добавленных для извлечения приятного звука, струй пара из котла, к которым позже добавляются тихие звуки, производимые манипуляциями хозяина с чашей, чаем и утварью.

Хозяин сначала проводит символическое очищение всей используемой утвари, затем приступает к приготовлению чая.
Все движения в этом процессе строго отработаны, хозяин движется в такт дыханию, гости внимательно наблюдают за всеми его действиями.
Это самая медитативная часть церемонии.
Чай засыпается в грубую керамическую чашу, туда же заливается небольшое количество кипятка, содержимое чаши размешивается бамбуковой мешалкой до превращения в однородную массу и появления зелёной матовой пены. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции.

Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям

Гость кладёт на ладонь шёлковый платок (фукуса), принимает чашу и, кивнув, отпивает из чаши. Затем он кладёт фукуса на циновку, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт чашу следующему.
Каждый гость повторяет ту же процедуру, после чего чаша возвращается к хозяину.

Употребление чая из общей чаши символизирует единение собравшихся.

После того, как чаша обойдёт всех гостей, хозяин снова передаёт её гостям, теперь уже пустую, чтобы каждый мог внимательно рассмотреть чашу, оценить её форму, снова почувствовать в своей руке.

С этого момента начинается следующая стадия церемонии - хозяин готовит лёгкий чай в отдельной чашке для каждого из гостей.

Начинается беседа.
Эта часть церемонии - отдых, во время неё не говорят о делах, повседневных заботах.
Только о прекрасном, например о цветочной композиции, которую в перерыве составил хозяин.

По завершении беседы хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению.
В отсутствие хозяина гости осматривают очаг, на котором готовился чай, ещё раз обращают внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться.

Раскрывшиеся цветы служат напоминанием о времени, проведённом вместе участниками церемонии.
Пока гости покидают чайный домик, хозяин находится вблизи от его входа, молча кланяясь уходящим.

После ухода гостей хозяин некоторое время сидит в чайном домике, вспоминая прошедшую церемонию и восстанавливая в памяти оставшиеся от неё ощущения. Затем он уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами в домике и уходит.
Уборка символизирует подведение окончательного итога происходившему.
Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии.
Считается важным, что действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в памяти участников.

На встрече обычно бывает не более пяти гостей.
Встреча обычно продолжается четыре часа.

конспект

Previous post Next post
Up