подземный ход на Беловке...

May 02, 2013 18:01



Практически с начала основания города Оренбурга, вернее сказать со строительства крепостного вала, по распоряжению первого губернатора Ивана Неплюева начала закладываться сеть подземных ходов будущего города-крепости под руководством первого архитектора Оренбурга инженер-генерала фон Штокмана. Непосредственными работами руководил инженер-прапорщик Василий Тельной, которому была выделена для выполнения секретных работ подвижная инвалидная рота батальона внутренней стражи гарнизона.


По существующей тогда градостроительной традиции в крепостных стенах закладывались тайные входы в подземелья, выходящие в городской черте. Они представляли большую ценность для доставки воды, продуктов, оружия и спасения жителей города в случае осады крепости вражескими захватчиками. Первые выходы, или «тайные лазы», как тогда назывались они, были сделаны в крутом, обрывистом берегу Урала в районе нынешней Беловки. Они маскировались прибрежным кустарником и в глубине имели кованые из железа двери, запираемые засовами изнутри.

Строительство разветвлённой сети подземных ходов продолжалось с небольшими перерывами до 1895 года силами каторжан, прибывающих в Оренбургскую губернию из центральной части Российской империи.

В конце девятнадцатого века сосланные в Оренбург участники Польско-Литовского восстания техники-маркшейдеры, опытные горняки, работники Краковской соляной шахты «Величка» Владислав Каплевский и Мацей Липинский создали первый объединённый план-схему расположения всех существующих на то время подземных ходов Оренбурга с указанием мест входа и выхода, привязанных непосредственно к существующей карте города. Они связали воедино существующие разрозненно планы разных ведомств: церковного, военного, купеческого, создав единую картину всех существующих подземных сооружений того времени.

В конце XIX века сеть подземных ходов состояла из основного, самого большого хода-коренника, как называли его в то время специалисты, и «пристяжные», меньшие в диаметре, ходы, которые расходились веером от основного хода.

Основной коридор имел в высоту две с половиной сажени, с выложенным красным кирпичом сводом и мощёным булыжником на всю длину. При необходимости по нему могла перемещаться небольшая подвода, запряжённая низкорослой лошадкой башкирской породы, которых в то время использовали для работы в угольных шахтах. Основной ход начинался, как я уже говорил, на Беловке, а заканчивался в большом подвале Казанского кафедрального собора, от которого уже расходились коридоры гораздо меньшего размера, высотой в рост человека, с карманами для возможности разойтись двум встречным пешеходам. Разветвлённая сеть ходов вела в архиерейский дом, железнодорожный вокзал, в казачью слободу «Форштадт», где имелся секретный выход в подвале «Знаменной избы», в кадетское училище им. И. Неплюева, дом Панкратова, гостиницу «Английскую» и на Хлебную биржу, здание которой сейчас занимает ДК им. Дзержинского в районе современного стадиона «Динамо». Попасть в основной ход из своих подвалов могли и другие почётные жители близлежащих домов к ул. Николаевской (ныне ул. Советская). Контролировала сохранность и использование подземных ходов специальная группа городовых под личным руководством полицмейстера города. Во время гражданской войны в 1919-1920 годах по распоряжению С. Цвиллинга основные входы в подземелье были взорваны и засыпаны. Открывающиеся ходы на высоком берегу Урала в районе Беловки в связи с обрушением берега бетонировались дополнительно в шестидесятые годы прошлого века.
источник
































подземелье, urban trip

Previous post Next post
Up