О том как я с коллегами случайно оказался на подводной лодке в центре СПБ

Apr 20, 2013 22:58

Гуляли мы в тот день, гуляли. И увидели что стоит на набережной Лейтендта Шмидта подлодка-музей. Не зайти было просто невозможно

Немного истории.

Технический проект разработан ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин") и утвержден Советским Правительством в августе 1948 года. Первая лодка 613 проекта спущена на воду заводом "Красное Сормово" (город Горький) в октябре 1950 года и вошла в боевой состав ВМФ в 1951 году. Всего с 1951 по 1958 год подводных лодок проекта 613 было построено в СССР 215 единиц, а также в Китае (по советской лицензии) - 21 единица. Это первые подводные лодки, которые СССР начал продавать иностранным заказчикам.

В боевом составе флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года. За этот период "С-189" неоднократно выполняла боевые задачи в Атлантике и на Балтийском море.

После исключения в 1990 году из состава флота, демонтажа оборудования и передачи в отдел фондового имущества поставлена в отстой для последующей реализации . В 1998 году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой, и "С-189", потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадта, погрузившись у 2-го причала на грунт. На подъем лодки у ЛенВМБ средств не было.

В начале 2000-х годов группа ветеранов-подводников ВМФ во главе с контр-адмиралом В.С.Козловым вышла с предложением к властным структурам поднять лодку с грунта и сделать ее "музейной". Однако их попытка не увенчалась успехом. Тем не менее, инициатива балтийских ветеранов-подводников все же получила поддержку. При благотворительной помощи ветерана ВМФ Андрея Анатольевича Артюшина, взявшего на себя бремя организации финансирования проекта, содействии заместителя командира ЛенВМБ по вооружению и эксплуатации Ю.И.Морозова и специалистов по подъему затонувших судов А.В.Крамаренко и О.С.Салия в конце 2005 года удалось провести успешную операцию по подъему "С-189" с грунта.







В августе 2007 года после восстановления корпуса "С-189" отбуксирована на свое нынешнее место стоянки - к плавучему причалу Ленинградской военно-морской базы у набережной Лейтенанта Шмидта.

Затем два с лишним года ушло на восстановление внутреннего оборудования, придание отсекам первоначального вида.

20 марта 2010 года начало работу Региональное общественное учреждение культуры "Музей подводная лодка "С-189", открыв посетителям доступ на борт.



1-й отсек - торпедный, жилой, 4 торпедных аппарата и стеллажи для запасных торпед;
2-й отсек - жилой, кают-компания офицеров, каюты командира и офицеров, радиорубка, 1-я группа аккумуляторной батареи;
3-й отсек - центральный пост, штурманская рубка, посты РТС, выдвижные устройства;
4-й отсек - жилой, камбуз, кают-компания старшин, кубрик старшин, электрокомпрессор, 2-я группа аккумуляторной батареи;
5-й отсек - дизельный, 2 дизеля типа 37Д и 2 дизель-компрессора типа ДК-2;
6-й отсек - электромоторный, 2 ГГЭД типа ПГ-101 и 2 ГЭД экономхода типа ПГ-103;
7-й отсек - торпедный, жилой, 2 торпедных аппарата без запасных торпед.





Гальюн не работает :) Куда ходит обслуживающий музей персонал - загадка :)


Связь обеспечивалась комплектом радиостанций: ДВ-приемника Р-672, КВ-передатчика «Бриз-ИП-2», КВ-передатчика «Дельфин», КВ-приемника «Пурга-45», КВ-приемника Р-670, УКВ-станцией «Рейд-И». Внутрикорабельная связь, помимо переговорных труб осуществлялась системой МКТУ-3 «Каштан». На отдельных лодках была установлена система «Лиственница».


Офицерские каюты.




Торпедное вооружение состояло из 4-х носовых и 2-х кормовых торпедных аппаратов воздушного типа при 6-ти запасных торпедах, размещаемых в 1-м отсеке с общим боекомплектом 12 торпед. Взамен всего боекомплекта или его части имелась возможность приема на борт донных мин типа АМД-1000 из расчета 2 мины взамен одной торпеды. Все торпедные аппараты снабжались системой беспузырной торпедной стрельбы ГС-30 с глубиной применения до 30 метров. На части ПЛ устанавливалась система ГС-65 с глубиной торпедной стрельбы 70 метров.

Погрузка торпед для носовых торпедных аппаратов производилась в первый отсек через торпедопогрузочный люк, в кормовые торпедные аппараты торпеды загружались непосредственно в трубы аппаратов, для чего требовалась дифферентовка ПЛ на нос (нос топили и зад всплывал, открывая торпедные автоматы). Внутри 1-го отсека торпеды хранились на стеллажах и подавались в торпедные аппараты довольно примитивными средствами ручной погрузки.

Кстати, жили подводники каждый в своем отсеке. Вот в этом, торпедном, жило больше всего людей, койки подвешивались на цепи в 2 яруса, верхний был совсем под потолком. Это было единственный отсек, где можно было относительно комфортно питаться и даже смотреть кино, экран вешали на торпедные автоматы. В эти моменты тут собирались до 2/3 экипажа, свободных от вахты.


Кренометр


Инструкция для какого то прибора


Длина торпедного аппарата - 8 метров.


Управление стрельбой осуществлялось автоматом торпедной стрельбы ПУТС-Л4-2 из 3-го отсека. В 1-м отсеке имелись приборы, на которые в электрическую передавались данные для ввода в торпеды. Непосредственно в торпеду, готовую к выстрелу, данные вводились шпиндельным вводом: угол первого поворота, угол второго поворота и глубина хода торпеды. Открытие передней крышки торпедных аппаратов осуществлялось вручную. Выйдя на цель, торпеда запускала систему акустичесного самонаведения и далее вела цель сама. Выстрел торпеды по команде из ЦП производился в 1-м отсеке. Все расчеты выполнялись, считай, вручную, на полностью механическом аппарате (ниже на фото). При этом на более поздних версиях ПЛ аппарат был заменен на примитивную ЭВМ, что реально привело к УВЕЛИЧЕНИЮ времени расчета курса торпеды, а также снизило точность.


Центральный пост.


Перископная глубина - 8 метров. Это нижний периском, есть еще коммандный, он ярусом выше.


Вид через перископ




Дизельная установка, расположенная в 5-м отсеке, состояла из 2-х двухтактных шестицилиндровых нереверсивных дизелей с прямоточно-клапанной продувкой и ротативной воздуходувкой типа 37Д производства Коломенского завода мощностью 2000 л.с. при 500 об./мин. Дизели 37Д по конструкции являются доработкой под морские условия тепловозных дизелей «Packard» и по сравнению с дизелями типа 1Д, стоявшими на довоенных пл, при одинаковой мощности имели меньший вес и габариты. Для обеспечения работы дизелей на перископной глубине, впервые в советском кораблестроении, лодки 613 проекта оснащены устройством РДП с поплавковым клапаном и системой обогрева от обмерзания. При работе дизелей в режиме РДП выхлопные газы удалялись через специальные газоотводы, выхлоп которых находился в ограждении рубки. Воздух поступал в шахту РДП под действием разряжения, создаваемого дизелями, при этом несколько уменьшалась мощность дизелей, и, следовательно, дальность плавания. Запас дизельного топлива в исходном проекте размещался в двух цистернах внутри прочного корпуса во 2-м и 4-м отсеках под аккумуляторными ямами, кроме того, в 5-м отсеке имелся расходный топливный бак при общем запасе топлива 56 тонн. Вне прочного корпуса имелось еще 5 цистерн, а общий запас топлива на борту составлял 115 тонн.


Тут лучше виден масштаб, места очень мало.


Дизель был очень простой и ремонтнопригодный в самых тяжелых условиях. Что нередко и приходилось делать.


Блоки приборов АКБ


Слева и справа - главные гребные электродвигатели (ГГЭД) типа ПГ-101 - двухъякорные с поворотными станинами и воздушным охлаждением, мощностью 1350 л.с. при 420 об./мин.


Электродвигатель экономхода ПГ-103.


Запаса АКБ для работы главных двигателей на полном ходу (около 13 узлов) хватало на 2 часа. Эконом ход (около 3 узлов) - 200 часов. Вес АКБ около 75 тонн.


Отсеки-убежища ПЛ позволяли эвакуировать личный состав с глубин до 100 метров самостоятельно и до 120 метров при обеспечении силами аварийно-спасательных служб. Шахта люка в 3-м отсеке и люк в 7-м отсеке снабжались тубусом, который позволял осуществлять выход путем затопления отсека. Для выхода из затонувшей пл могли использоваться носовые и кормовые торпедные аппараты. Первый выходящий подводник толкал перед собой буй-вьюшку, которая карабином крепилась к специальной скобе в нише торпедного аппарата. Далее выходящие держались буйрепа, на котором мусинги обозначали места остановки для выдержки времени на декомпрессию. На глубинах менее 12 метров можно было обходиться без декомпрессии.

Два аварийно-спасательных буя (АСБ) устанавливались в специальных нишах на носовой и кормовой надстройке, привод стопора находился в 1-м и 7-м отсеках. Аварийно-спасательные буи имели фонарь и телефон, через который могла осуществляться связь с отсеком затонувшей пл. Буйреп кормового АСБ использоваться как направляющий проводник спасательного колокола, который самостоятельно пристыковывался к комингс-площадке над спасательным люком 6-го отсека.

В надстройке и ограждении рубки имелись эпроновские выгородки, в которых размещались штуцера и клапана, позволявшие водолазам подавать воздух в отсеки и на продувание ЦГБ, а также самостоятельно продувать ЦГБ.

На легком корпусе вдоль всей длины ПЛ вырезались в виде полукруга усиленные шпигаты и предусматривалась возможность крепления за них спасательных понтонов. В районе боевой рубки под корпусом пропускались 2 металлических судоподъемных полотенца, крепившиеся на легком корпусе выше ватерлинии.



Применение кислородно-гелиевой воздушной смеси позволяло покидать ПЛ с глубины до 100 метров (выше подробнее об этом)








Микро камбуз






Кают кампания, где сейчас организована касса и продажа сувениров.


экскурсии, Питер, подводная лодка, музей

Previous post Next post
Up