современная Варварская "культура". скорее всего, это и останется о нас....

May 03, 2015 13:23

Источник: Я и мои друзья-фотографы из проекта Photosafari.kz много путешествуем по Казахстану. Мы уже выдали «на гора» десятки отчетов и тысячи фотографий природы, но здесь мне хотелось осветить другой, культурный аспект, с которым мы часто сталкивались в наших поездках. В этом репортаже я остановлюсь на двух местах - горы Бектау-Ата и Кент (Кзыл-Кенш).



Мы методично исследовали окрестности горы Бектау-Ата - носились между скал с фотоаппаратами в поисках наиболее красивых кадров. Настала очередь прогуляться и до пещеры, которая считается священной.

Но не думал я, что больше всего поразит меня там… наскальная живопись! Современная… Именно ей я и хочу посвятить этот репортаж.

Рассматривая «культурные» слои на стенах пещеры и близлежащих камнях, можно проследить развитие наскальной живописи.  Ведь тут встречаются просто невероятные даты - 1937 год! Хммм… Кто знает, был ли в 37-м году на Балхаше цементный завод?

Может, 1941 - это год рождения автора?

Уже в то время многим было тесно в стенах пещеры, и вокруг нее на скалах писали те, кому нужен был размах. Это плодовитые Коровин и Пузин, успевшие в один 1968 год написать две работы.


Cотрудники Госавтоинспекции тоже отметились.

Еще здесь видны следы «вандалов» - кто-то пытался стереть, скрыть от потомков эту «древнюю» надпись. Осталось только загадочное «…ИШНА» Может, это писало одно из воплощений индийского бога? (Но вот загадка: при внимательном рассмотрении видно, что надпись 1937 года странным образом перекрывает каракули 2000-го.

Старые надписи отличаются  скромностью, чистотой нравов и спокойствием. Как-то сложилась семейная жизнь у четы Чувилкиных? Много ли детей воспитали?


Вот еще одна счастливая семейная пара - супруги Шартнер. Даже солнышко над собой изобразили. Надеюсь, вся их жизнь была озарена ярким светом. Если кто их знает, передавайте привет.


Любовь, любовь… Ну как же без нее?! Особенно приятно, когда в любви признается девушка. Хотя, судя по тому, что надпись выполнена баллончиком, писали не так давно, а в наше время все может быть - может и не девушка…


А какие разные люди бывали здесь: Штенцель, Дюсебаев, Савчук, Яворский, Кнельц - всех не перечислишь. Да и известные фамилии мелькают: Бабич, Безруков, Истомин, Бендер…


Но вернемся к анализу становления современной наскальной живописи. Если принять на веру, что даты соответствуют времени появления надписи, то более ранние «творцы» брали акробатическим мастерством при создании своих шедевров. Как? Как, скажите на милость, были исполнены самые верхние надписи 1941 года? Художники тащили сюда стремянку? Или строили акробатическую пирамиду из нескольких гимнастов? А может, тогда люди были - ого-го! Не то, что нынешнее племя… Даже до Каверина и Петухова (1959 г) нереально дотянуться (не то что писать, держа в одной руке кисточку), а что говорить о Панкове?!


Есть еще одна теория (по Дарвину) - человек взял в руки палку. Он же разумный! Привязал к палке кисть (или просто обжег конец и писал углем, как надписи 1941). Но тоже, согласитесь, непросто. И надо долго учиться писать такой приспособой дома на потолке, лежа на полу, тренировать мышцы и оттачивать мастерство. (Впрочем, и нынешнее племя -  поклонники Венеры, хоть и писали баллончиком, а тоже высоко забрались.)


А вот и одни из самых старых и акробатически сложных надписей. Целая доска почета! Запомните эти имена - не они ли стали предтечами этого искусства?

А.А. Рыкунов
Н.Г. Хлыковский
М. Турсумбеков
Д.А. Александров
Н.Д. Бирюков
К.Т. Авдеева
И.Т. Норин
С. Миримбеков
И в сторонке - О. Казбеков - видимо, руководитель проекта.
(Хотя, если присмотреться, под черными буквами видна полуистлевшая и совершенно нечитаемая надпись. Одно слово - культурные слои. А еще видна современная пластиковая бутылка с краской. Вот и верь после этого историкам!)


Но верх мастерства проявил и подарил нам истинные шедевры товарищ Анатолий Лукьяненко (не родственник ли известного писателя?) Стены святой пещеры помнят этапы становления великого мастера. Итак, вот первая его работа: полустертая простая надпись и, к сожалению, нечитаемая дата. 1980 или 60 или …  50 год?


В последующих своих творениях Лукьяненко учел первый опыт и стал зачищать «холст» от предыдущих надписей - вначале он красил «фон» светлой краской, а потом уже писал. Более того, он разработал свой собственный логотип - букву «А», вписанную в букву «Л». Чем совершенно выделился среди других.  Жалкий «закос» - буква «Б» вписанная в букву «С» (служба быта?) не идет ни в какое сравнение с Л.А., хотя и встречается на стенах пещеры несколько раз.


Уже после 1990 года авторский стиль Лукьяненко сложился, и менять мастер почти ничего не стал (работы 1994 и 1999 годов). Более свежих его «картин» на стенах пещеры Бектау-Ата я не встретил. Что стало с ним? Где он сейчас?


Ну а теперь рассмотрим творчество «художников» XXI века.  Деградация налицо! Жалкие потуги с претензией на «креатифф».


Кстати, этот «ступенчатый  дизайн» популярен (привет Рожинцевым из Балхаша).


Впрочем, есть и оригинальное для этих мест исполнение. И патриотично, и экологично.


А здесь у художников появился интернет - смайлики и латиница.


Еще одно новомодное явление - неофашизм. Виталя, Катя, Таня и Андрей - вскинуть правую руку и щелкнуть каблуками!


А это что, стеб?


Но в основном сейчас рисуют походя, без души и без заморочек, прямо на полу или где пониже да полегче.


Хотя бывает и с размахом.


И на последок шифры, коды и знаки, которые будут разгадывать будущие поколения…


Еще одно место, о котором хотелось бы тут упомянуть - это Каркаралинск, а точнее горы Кент (Кзыл-Кенш), где мы провели довольно много времени. Здесь современная наскальная живопись встречается рядом с развалинами буддийского монастыря и священным источником  -  там все близлежащие скалы и камни покрыты разноцветными «петроглифами».


Встречаются целые мемориалы - прямо-таки «братская могила». Но в целом ничего нового, отличного от Бектау-Ата я там не увидел. Остановлюсь лишь на некоторых работах.



В Кзыл-Кенше чувствуется забота о подрастающем поколении художников. Детей с малолетства приобщают к искусству!


Есть здесь последователи «знаменитого» А. Лукьяненко из Бектау-Ата.


Одна из особенностей Кентских мастеров - использование естественных ниш в камнях для своих рисунков. Иногда даже со вкусом получается…


… и еще вместо неофашистов тут орудуют монархисты.


Также я обратил внимание на непривычные моему уху имена, типа Ука, Жока, Жака, Гоха, Гука, Сико, и т.п.


В заключение хочу попросить всех, кто прочитал и посмотрел этот репортаж: если вы знаете людей, чьи имена видны на этих фотографиях, пожалуйста, напишите о них здесь, в комментариях. Кто они, чем живут? Если есть их фото - то покажите. Я всегда хотел заглянуть в глаза таким вот «художникам» и «писателям» и спросить: «Зачем?! Зачем вы это делаете?»

это и останется о нас...., современная Варварская "культура". скоре

Previous post Next post
Up