Начинать трудно всегда. Ну, потому что нет никаких таких слов для такой ситуации, чтобы начать говорить... (С) Е.Г.
Часть #1. Ожидания, оправдания и советы.
Прошло два года с момента
окончания AFF, и, как следствие, моего попадания в скайдайверское настоящее. На момент написания этой статьи количество записей в моей парашютной книжке стало равно 90. Девяносто прыжков за два года - чуть больше, чем ничего. Для сравнения, показатель моего напарника сейчас неумолимо стремится к 300. Как же, мать Вашу, это могло получиться, и что делать, чтобы не оказаться в моей ситуации после прохождения обучения?
Причин на то несколько:
1) Удалённость дропзоны
Если ты проживаешь во Владивостоке, то чтобы ощутить прелесть скайдайва, придётся проехать около 250 километров в одну сторону. Арсеньев - не Коломна ( спасибо, Кэп), подъёмов в день там значительно меньше, а это значит, что если ты намерен прибавить в копилочку прыжков 10, то уезжать придётся на весь уикенд (и то не факт, что удастся сделать все запланированные прыжки). Что значит провести выходные на дропзоне для жителя города, который с трёх сторон омывается морем: всю неделю ты сидишь в душном офисе, а в 5(!) утра субботы выезжаешь в противоположную от манящего моря сторону, чтобы два дня подряд провести под выжигающем всё живое арсеньевским солнцем. Не самая радужная перспектива, учитывая что, если прикинуть, то 10 прыжков - это всего 50 минут твоей жизни (здесь я не беру в расчёт время набора высоты ЛА). Так как Владивосток - это Приморский Лондон, коренные жители давно научились ценить хорошую погоду на выходных, и я не исключение. Поэтому всякий раз, когда выбор встаёт между поездкой на дропзону и поездкой на море, это заставляет задуматься: "А стоит ли это того?". Конечно, оптимальным было бы чередовать скайдайв и прочие дела "выходные через выходные", но здесь по большей части за тебя всё решают погодные условия;
2) Финансы
Безусловно, это очень актуальная тема для каждого небоныра, если конечно в его собственности нет нефтяной вышки. Во-первых, деньги на оплату ГСМ, проживания и еды. Во-вторых, парашютная система - не самое дешёвое удовольствие. Но если эту проблему ещё можно решить арендой ( если таковая имеется на дз), то такие атрибуты как комбез, шлем, альтиметр, пищалка - должны быть свои. Причём, если ты только в начале пути, а душа уже лежит к фрифлаю, как это происходило у меня, то комбезов тебе понадобится два штука. Первый для RW, потому что абсолютно нет смысла начинать изучать FF, пока ты не начнёшь комфортно чувствовать себя в пузофлае. Обучение фрифлаю при пост-аффном количестве прыжков будет больше напоминать БП, да и ни один вменяемый РП не допустит тебя до этого, и будет тысячу раз прав. А второй комбез, собственно, для Freefly. После того, как ты обзавёлся всем этим стаффом, стоимость прыжка (имеется в виду наша дз) для тебя будет составлять 1100 рублей. В эту стоимость входят: подъём в ЛА свыше 1600 метров, прокат системы и укладка;
3) Про укладку
Очень стыдно это признавать, но я научился укладывать парашют самостоятельно, наверное, всего прыжков 20 назад. До этого, начиная с AFF, я всё время находил для себя и окружающих какие-то отговорки, лишь бы не учиться укладывать себе парашют самому. И, хотя, моя укладка пока настолько кривая, что я каждый раз удивляюсь, как это вообще раскрывается, этот скилл уже даёт свои плоды. Начиная с того, что на дз нет отдельных риггеров, и мне больше не приходится таскаться с мольбами о помощи за ребятами с аэроклуба, заканчивая тем, что я могу прыгать в других местах ( есть еще у нас "дропзонки"). И если отсутствие личной системы - это решаемый вопрос ( спасибо Арсеньевскому АТСК), то отсутствие скилла укладки - мешает тебе в развитии себя просто колоссально. Вообще, мне думается, что укладку нужно сделать дополнительным левелом в AFF;
4) Неосторожность
Однако, не только удалённость и цена поспособствовали моему малому количеству прыжков в прошлом сезоне. В начале июля 2014 года при пилотировании купола (Дельфин 170) я сломал правую руку. Я собирался написать об этом ещё в прошлом году, как только кости срастутся, и я смогу полноценно использовать все 10 пальцев для набора текста, но почему-то делаю это только сейчас. Это был мой 27 прыжок. Это был мой первый прыжок в тот день. Впереди у меня было еще полных два дня, чтобы упрыгаться на две недели вперёд. Но у моих излишней самоуверенности и отстутствия опыта было своё мнение на этот счёт. Глиссада, боковой порыв ветра, отвлекаюсь на купол, время делать "подушку"... Было... Полсекунды назад... Приземление на пятую точку, руки тянут стропы управления вниз. Правая рука, зажав клеванту, бьётся о матушку-землю. Поднятая рука ( со мной всё в порядке), жалкая попытка намотать стропы на руку, чтобы поднять купол с земли, и четырёхчасовая передышка, в надежде, что ушиб в скором времени должен пройти, и я смогу продолжить прыжковую смену. Часы шли, боль в руке не проходила, и я решил, что остаток выходных проведу без скайдайва, поэтому я собрался и поехал на море. Здесь, тремя часами позже, я кусаю воздушного змея на пляже, всё ещё думая, что рука просто ушиблена:)
Выходные подошли к концу, а боль в руке всё не унималась. Поход к травматологу, рентген, здравствуй, трещина. Мне обещали, что кости срастутся в течение трёх недель, но с лангеткой мне пришлось проходить почти до конца августа. То ли кальция не хватает в организме, то ли стиль жизни на этот период следовало поменять, и отказаться хотя бы от роупджампинга:)
Всё это я к чему... Слушайтесь "старших". Подходите, советуйтесь с инструкторами, закрывайте все вопросы, в которых возникают сомнения. Даже если Вам кажется, что опытные парашютисты излишне перестраховываются, давая Вам советы - Вам просто кажется.
Часть #2. Relative work.
Групповая акробатика - то, с чего начинается путь любого перформера. Заваленные отделения, не всегда успешные догонялки остальных небоныров, дискомфорт от ласт, осторожные захваты и неумелые перестроения на начальном этапе, чувство ответственности по окончанию работы при разбежке. Мы с Пашей не были исключением. Вот так закончился наш прыжковый сезон 2014 года (я ещё прыгаю без пищалки):
Click to view
Справедливости ради, стоит отметить, что это был наш лучший прыжок за прошлый год. А в основном все наши прыжки сезона 2014 выглядели примерно вот так:
Click to view
Сейчас смотреть на это без улыбки уже не получается:) Но к чему же мы пришли в новом сезоне?
После того, как в начале лета Паша вернулся с рекорда ДВ (формация 45-way), который проводился на базе Аэрограда Коломны, мы стали усиленно долбить "скоростные двойки". Раз в неделю - 15тиминутная тренировка в мобильной одноместной аэротрубе, плюс при каждой возможности выезд на дропзону для тренировок в небе. Совместных прыжков получилось не так много (около 20-25) как хотелось бы. Но мы пришли к тому, что при каждой попытке строили от 11 до 16 фигур. Вот, к примеру, один из наших тренировочных прыжков:
Click to view
Наш прошлогодний уровень есть в видео выше. Особо разглагольствовать не буду - спасибо за эти навыки аэротрубе:)
Часть #3. Про Кубок Сазыкина.
И вот пришло время пока самому важному соревнованию в моей жизни. До этого , в 2010 году, мне доводилось принимать участие в гонке
МТС-ТРОФИ, про которую я уже писал ранее довольно подробно. И в Гонке героев, проходившей летом 2015 года, про которую я не писал ни слова, потому что про неё довольно подробно уже писали все кому не лень.
Полное название: Открытый Чемпионат Приморского края по парашютному спорту имени Сазыкина. В соревнованиях приняли участие 15 команд из разных регионов Дальнего востока. Не буду создавать никакой интриги, на этих соревнованиях мы ( команда Letim team, представляющая одноимённую аэротрубу) заняли второе место с отставанием всего в 4 фигуры от команды-победителя (которые, кстати говоря, принимали участие в чемпионате и кубке России по групповым двойкам).
Я радовался такому результату, про себя немного огорчаясь, что не смогли стать первыми. Первый блин, как говорится... А когда дело доходит не до блинов, а до серьёзных соревнований по парашютному спорту, ком неизбежен. Атмосфера, два напряжённых дня. Не затупи два раза на отделении, и три раза в процессе комплекса, и вот оно - первое место. Но об этом как-то забываешь, в тот самый момент, когда перед отделением стоишь с бумажкой, на которой написан номер тура. Или когда полчаса в самолёте при наборе высоты прогоняешь мысленно комплекс снова и снова, чтобы не сбиться в небе. Даже не знаю.
Ниже представлены видео всех наших трёх туров:
первый тур
Click to view
второй тур
Click to view
третий тур
Click to view
И мы, скорее счастливые, чем расстроенные, на награждении:)
Честно говоря, не припомню, чтобы до этого момента у меня были какие-либо медали. Кубки были, а медалей не было. И видимо из-за этого её ценность для меня возрастает.
Часть #4. Про Кубок Вирченко.
Это соревнования по групповой акробатике (5-way), которые проходили спустя месяц после "двоек". Полное название: Открытый чемпионат Приморского края по групповой акробатике(5-way) имени Эдуарда Вирченко. И эти соревнования, по праву могут считаться самыми странными в моей жизни. Сначала у нас собралась своя "пятёрка", составом которой мы решили готовиться к соревнованиям, особо ни на что не надеясь, потому что до дедлайна оставалось меньше месяца, а работы было - непочатый край. Сделав всего два тренировочных прыжка, и, чувствуя, как отпускает мандраж после прошлых соревнований, уступая место фану, было принято решение, отказаться от участия. За неделю до соревнований Паша сказал, что его пригласили в одну из команд, и он, таки, будет участвовать в Кубке. "Пусть так.", - подумал я, всё ещё не собираясь в это ввязываться. Но за пару дней до старта мне позвонили, и пригласили в команду-чемпион прошлых лет, в шутку сославшись на то, что мой напарник меня предал и свинтил к "Баландросам". Просмеявшись, я принял приглашение:) Суть не сильно отличается от соревнований-двоек: нужно собрать больше фигур за ограниченное время (есть, конечно, свои тонкости).
У нас не было ни одного совместного тренировочного прыжка ( первый общий прыжок был в первом туре соревнований), но тем не менее, результат оказался таким:
Видео трёх туров всех команд от Игоря Иващенко. Наша команда - "Арсеньев" в начале каждого ролика.
первый тур
Click to view
второй тур
Click to view
третий тур
Click to view
Впервые, будучи скайдайвером, хобби принесло финансовую радость:) Спасибо команде "Арсеньев" за приглашение в свой состав, я делал всё, чтобы Вас не подвести.
Часть #5. Про аэротрубу "Letim".
by Перевалова Ирина
Этой весной я отчётливо понял, что ещё немного офисной работы. Вот совсем чуть-чуть. И я вскрою себе вены, или повешусь где-нибудь на просторах опенспейса. Поэтому я нашел в себе силы выйти из зоны комфорта, в корне поменяв направление своей деятельности. Я устроился работать инструктором в мобильную аэротрубу открытого типа и, к сожалению, Воронежского производства.
Основная цель таких глобальных перемен в моей жизни (хотя, пожалуй, их смогут оценить только люди, имеющие представление о моих прошлых местах работы) была проста - мне нужна была перезагрузка. Ну или, если хотите, мне необходимо было проветрить мозг. Считаю, что в этом смысле мне удалось перевыполнить даже самый агрессивный показатель. Сейчас я готов вернуться к интересной работе с новыми силами и идеями:) Но не житейских проблем ради я начал писать эту статью.
С уверенностью можно сказать, что те результаты, к которым я пришёл в этом сезоне - это заслуга аэротрубы. Пост-аффники, теперь обращаюсь к Вам: у кого есть возможность тренироваться в трубе, не должны её упускать. Помимо очевидного - труба учит работе в небе, есть ещё куча плюшек. Например, тренируясь в аэротрубе, для Вас полностью исчезает такое понятие как БП. Что немаловажно, особенно в начале парашютной жизни.
Так выглядела моя тренировка в аэротрубе осенью 2014 года ( если кто-то, а может быть и все, не будут смотреть это до конца, это будет вполне разумным решением. Здесь всё понятно по первым 10 секундам полета):
Click to view
Так выглядела моя тренировка осенью 2015 года, спустя 5 месяцев работы инструктором:
Click to view
За сим, резюмирую: аэротруба - это необходимость.
Часть #6. Про Freefly.
Свободный полёт. Наверное, каждый, кто только пришёл в скайдайвинг, впервые увидев видео с перцами, жгущими фрифлай, думает: "Да, сукина дочь, это именно то, чем я хочу заниматься!". Простой обыватель смотрит на это просто как на красивую картинку: "Ну, падает человек вниз головой, Ну, круто. Но ничего сложного, я уверен. Небо-то большое, можно падать как душа пожелает.". Этим и отличается обычный человек от небонутого. Узнав, что такое не терминальное падение, что представляет из себя поток, поневоле начинаешь думать, что фрифлай - это что-то за гранью. Я не был исключением в обоих случаях. Когда в конце прошлого сезона в аэротрубе я решил попробовать сменить живот на спину, меня ждал сюрприз. И я бы не назвал его приятным. Не было понятно ничего. Вообще ничего. Меня крутило, било об стенки, мне страшно было взлететь, потому что я был уверен, что посадка для меня окончится сломанными конечностями ( коих в прошлом сезоне мне хватало и без фрифлая). Отлетав ровно один сэт, я благополучненько забил на это дело. Но было межсезонье, а крутые перцы всё выкладывали свои видео, где они падают стоя, при этом, как мне казалось, ехидно улыбаясь. Я почти уверен, что они говорили мне: "Смотри, слабак, я могу карвить в небе на голове, а ты даже не можешь взлететь на спине в аэротрубе". И с приходом нового сезона я начал тренировать фрифлай. Сказать, что я добился каких-то невероятных результатов за эти полгода, нельзя. Но я начал чувствовать поток, начал летать во всех положениях. Ко всему шёл постепенно, добиваясь чувство полного комфорта в каждой позиции. Вообще, чтобы учить фрифлай, аэротруба - это необходимость. Обучение без нее растянется на годы и, пожалуй, миллионы, спущенные на прыжки. Один спортивный сэт в аэротрубе равен трём минутам. 3 минуты в свободном падении - это три прыжка с 4000 метров. Стоит ли напоминать, что, во-первых, у нас нет такой высоты, во-вторых, если повезет, то ты сделаешь всего 5 прыжков в день(!), в-третьих, нужно ехать за 250 км, в-четвёртых, спортивная тренировка в аэротрубе состоит аж из пяти трёхминутных сэтов? Считайте сами, здесь не нужно быть аналитиком, чтобы углядеть профит. Вот как всё продвигалось у меня ( пожалуй, даже разобью на этапы):
1 этап: basic belly skills.
by Мария Бородина
Несмотря на то, что в небе ты можешь стабильн падать на пузе, и, может даже, подходить к другим перформерам, полёт в аэротрубе - это другое. В небе нет ограничителей, и, зайдя в аэротрубу, будучи уверенным в своей перцовости, ты сильно удивишься от того, что летаешь как мусорный пакет, постоянно падая или, натыкаясь на стенки. Поэтому первый этап - это умение стабильно летать в трубе на животе. Ты должен уметь контролируемо вспухать, проваливаться, делать развороты в обе стороны как ногами так и руками, подходить, отходить, выключать руки, уметь стабильно висеть на месте;
2 этап: ходим по сетке.
Казалось бы, что в этом может быть сложного? Казалось бы:)
3 этап: backfly.
by Мария Бородина
Впервые перевернувшись на спину, твой Мир переворачивается вместе с тобой. Начав летать на спине, ты напоминаешь себе студента первого уровня aff. Всему приходится учиться заново, с ноля. Твоя цель - научиться делать на спине всё то, что ты уже умеешь делать на животе, а может даже и лучше, потому что в дальнейшем спина - это то, что сохраняет твои кости целыми, когда ты начинаешь учиться летать в других плоскостях;
4 этап: базовые транзиты.
Ты учишься комбинировать живот и спину. Учишься переворачиваться с живота на спину и обратно полубочками, бочками, через голову;
5 этап: sitfly.
by Мария Бородина
Мда, сит на фото в динамике, и от этого, конечно, совсем не показательный:) Ты учишься летать сидя. Скорость потока уже минимум в полтора раза выше, чем для полётов на животе и спине, а это значит, что если тебя выбивает с сидячего положения, страховаться можно только на спину, иначе ты рискуешь вылететь из стакана через его открытый верх, и, пролетев 6 метров вниз, приземлиться бесформенной массой у ног оператора:) А выбивать тебя будет постоянно. И это будет продолжаться ровно до тех пор, пока что-то в твоей голове не щёлкнет, и ты не поймёшь, что вот же оно! Это же так просто - сидеть в воздухе. Потом следуют упорные тренировки, на которых ты учишься всему тому же, чему учился на животе и спине;
6 этап: headup.
by Мария Бородина
Начинаем летать стоя. Скорость потока возрастает в разы по сравнению с sitfly. Здесь ты уже в основном страхуешься в сит. Просто потому что так удобней. Колоссальная, на первых порах, нагрузка на руки. Как будто ты делаешь "крест" на гимнастических кольцах. Ноющие суставы. Всё это - тот самый фрифлай, на который смотрит обыватель и думает: "Ну, красиво, но ничего особенного же". Кстати, так он думает ровно до тех пор, пока не решится прийти полетать в трубе. Ровно на этом моменте, он перестаёт так думать:) Через какое-то время ты начинаешь чувствовать поток лучше, понимать как можно распределять нагрузку, и руки говорят тебе спасибо. Потом учимся карвить, поворачивать, вспухать, etc..;
7 этап: headdown.
Летаем вниз головой. По праву, самый зрелищный и сложный элемент фрифлая. Вообще, каждый раз, когда ты будешь открывать для себя новую плоскость полёта, ты абсолютно не будешь понимать, что с тобой происходит по началу. Тебе будет казаться, что это невозможно, что малейшее неправильное движение рук, ног, груди, живота, головы приводит к тому что ты падаешь на спину, барахтаясь как майский жук (интересно, почему именно майский?). Headdown - самое яркое тому доказательство. Сначала ты учишься стоять на сетке вниз головой, держась за неё руками, и это уже(!) вызывает гигантские проблемы. Начинаешь взлетать с поддержкой, потом без неё. Радуешься как ребёнок, когда впервые получается взлететь самому и продержаться в воздухе хотя бы секунды 3. Время растягивается. Мне казалось, что даже неосторожное движение пальца выбивает меня с головы в сит. Я смотрел видео крутых перформеров, которые чувствовали себя на голове лучше чем на животе, и не понимал;
8 этап: транзиты.
Ты налетал хренову гору времени на голове. Ты можешь сам взлетать. Можешь висеть вверх тормашками до неприличия долго. Но всё это как-то не эстетично что ли... Каждый раз тебе приходится вставать на сетку на голову в среднем потоке, ждать, когда поток увеличат, а если не получилось взлететь сразу, то проделывать эту процедуру заново. Да и ходить с заклеенным шлемом - то ещё удовольствие. И Ты начинаешь учиться переворачиваться на голову из разных, ранее освоенных тобой плоскостей. Это одновременно закрепляет твою позу. Ты уже не боишься неловких движений пальцами. Да, что говорить, ты начинаешь понимать, что руки вниз головой можно использовать не только как опору:) а потом ты учишься вспуханиям, поворотам, etc....
В Приморском крае фрифлай практикует очень маленькое количество человек, и бОльшьая часть (4 человека) работает инструкторами в аэротрубе. Всё путём проб и ошибок. Недавно мы впервые выбрались на прыжки всем небонутым инструкторским составом. Это были первые совместные прыжки на фрифлай. Полнейший баландрос, на самом-то деле. Надеюсь, что через год я буду смотреть это видео, и в голове будут возникать те же чувства, что и от просмотра моих прошлогодних тренировок по RW сейчас:)
Click to view