Номер о будущем

Nov 02, 2021 12:11

Вышел первый номер Union Magazine о будущем. Union Magazine - это как Логос, только более радикальный. Если читая Логос, жалеешь, что плохо читал Хайдеггера, Лакана и Фуко, то, читая Union Magazine, жалеешь, что не родился хотя бы рептилоидом. Человеческих сил отчаянно мало для этого мира.

Журнал великолепно собран и не менее великолепно издан. Давно я не видела иллюстраций в недетском издании, которые были бы настолько по делу. Читать его - как кататься на американских горках. Сначала начинает мелко трясти на «Смутном объекте технологической утопии» Кирилла Мартынова, потом стремительно падаешь вниз на «Цитокиновом шторме» Глеба Кузнецова, потом влетаешь в темный коридор имени Шошанны Зубофф и дальше без остановок до конца.

Каждая из статей представляет отдельную ценность, поэтому весь журнал целиком однозначно описать не удастся. Остановлюсь на нескольких материалах.

«Цитокиновый шторм для суперструктуры» Глеба Кузнецова концентрируется не на привычном разделении на ковид-скептиков и ковид-лоялистов, и даже не на ковид-бенефициарах и ковид-аутсайдерах, а на тонкой грани между ними, которая настолько легко преодолима, что каждое правительство в один и тот же момент является и ковид-скептиком, и ковид-лоялистом, а целые кластеры людей в одну секунду превращаются из бенефициаров и аутсайдеров. От пандемии ждали, что она навсегда перекроит социальный порядок, и контуры нового мира уже просматривались, однако этого не произошло. Старый мир не устоял и не сдался, и мы зависли в точке равновесия между консервативным обществом, государственными администраторами и глобальными техно-олигархами. Никто не победил. Все еще впереди.

«Большой Другой и возвышение инструментарной власти» Шошаны Зубофф, автора «Эпохи надзорного капитализма». Шошанна Зубофф нашла название для повсеместного цифрового аппарата - Большой Другой. Большой Другой следит за нами, определяет паттерны и меняет поведение человека. По сути имеет место взаимное нажимание клавиш. Нажимаем мы, нажимают на нас. И опять никто не победил. В конце статьи есть шикарная таблица со сравнением тоталитарного Большого Брата и надзирающего Большого Другого, и, пожалуй, самый интересный пункт там - Средства власти. Если у Большого Брата это «Иерархическое применение террора», то у Большого Другого это «Собственность на средства изменения поведения».

В этой же статье большая часть посвящена китайскому эксперименту, где описано, откуда он взялся и что призван преодолеть (не то, что мы думаем). Эпидемия социального недоверия в Китае по своим масштабам превосходит все, что когда-либо было у нас. Китайцы демонстрируют высокий уровень доверия к «своим», но и он коррелирует с негативными последствиями для здоровья. Все остальные отношения относятся к зоне высокого риска, и любая интересная возможность - это потенциальная ловушка, либо ход в чужой игре. Система социальных кредитов призвана собрать в кучу людей, которые минимально достойны доверия, чтобы они затем смогли приступить к чему-то еще, кроме кровавой конкуренции. В любом случае все страны движутся примерно этим же путем сортировки и отбора, вопрос только в том, кто, когда и как туда придет.

«Редактирование человека. Франкенштейн или современный Прометей?» Дениса Андреюка анализирует социальные последствия редактирования генома. Определенным образом эта статья резонирует с двумя предыдущими о попытках остановить разработку ядерного оружия. И поскольку мы знаем, что такие попытки обречены, автор предсказуемо предлагает возглавить парад. Тем не менее, возможности устрашают. Уже сейчас можно создать малярийных комаров, которые при запуске в естественные условия, за несколько поколений уничтожат друг друга. Понятно, что то же самое можно сделать и с человеком, и не факт, что получится отмотать назад.

Вот такой вот Union Magazine. Очень рада, что он успешно добылся несмотря на ковикулы, локдауны и происки доставщиков.

P.S. Глеб Кузнецов есть в фейсбуке. Пишет там часто. https://www.facebook.com/gleb.kuznetzov

non-fiction, чтение

Previous post Next post
Up