Вы же знаете, как я люблю контексты? В этой книге очень интересный подход к ним. Автор выделяет три контекста человеческой деятельности. Всего их три: технический, моральный и сверхъестественный. В рамках технического контекста достигаются простые цели. Используются инструменты, машины и поведенческие навыки. Хочу это - делаю это. Или этим. Особенность этого контекста в том, что его видно глазами. За этим контекстом стоит рациональное знание, его вполне можно описать и им пользоваться. Это тот же самый контекст, который у исследователей другого профиля называется низким. А вот два других относятся к высокому.
Моральный контекст - часто нерациональный - помогает людям приспосабливаться друг к другу. В него входят нормы правильного и неправильного, он регулирует взаимодействие людей между собой в рамках нашей видовой жизни. Сюда попадают права, привилегии, ценности и санкции.
Сверхъестественный контекст тоже нерационален. Он связывает людей с Богом и священными вещами. Если вдруг вы не верите в Бога, вспомните, как в последний раз вы реагировали на перевранную цитату. А? Вот. Просто у вас сакральное в другом месте.
Моральный и сверхъестественный контекст очень трудно отслеживаются. Даже исследователям непросто понять, что и как происходит в обществе. Поэтому чужих никто не любит. Объяснил ему как человеку все, а он задействовал свой моральный контекст и все переврал.
Поэтому так интересно изучать символические системы. Только с опорой на символы можно организовывать взаимодействие в сложно устроенной социальной жизни.
На этом с «Живыми и мертвыми» все, спасибо, что были со мной.
Ссылки на предыдущие части:
Живые и мертвые 1 -
https://kovaleva.livejournal.com/477245.htmlЖивые и мертвые 2 -
https://kovaleva.livejournal.com/477519.htmlЖивые и мертвые 3 -
https://kovaleva.livejournal.com/478425.htmlЖивые и мертвые 4 -
https://kovaleva.livejournal.com/478903.htmlЖивые и мертвые 5 -
https://kovaleva.livejournal.com/479158.html