Просьбу о помощи разместили вчера к ночи в группе наших друзей, центра "Семья и дети". Угроза отобрания ребёнка. Мы созвонились с женщиной.
Девочка-дошкольница расшалилась и чуть не попала под колёса машины. Мать, пережившая ужас, в сердцах крепко наподдала ей.
То есть применила народное средство формирования условного рефлекса на опасную обстановку. Кто скажет, что это непедагогично, пусть на собственных детях отрабатывает умные педагогичные объяснения для ребёнка, почему опасно вырываться и выбегать на дорогу.
В детсаду заметили синяк и донесли. И семья снова попала под машину - теперь ювенальную.
Для начала Октябрьская опека попыталась склонить мать поместить ребёнка временно (на месяц) в учреждение - до боли знакомая ловушка. Когда мать отказалась, опека пообещала отобрать ребёнка. Зазвучали слова "жестокое обращение", "угроза здоровью" и другие неуместные эпитеты. В пятницу опека приезжала в детсад, но опоздала.
На сегодня мать пригласили приехать с ребёнком в полицию дать объяснения. Мать, совершенно естественно, испугалась, что туда же приедет опека с постановлением, и ребёнка отберут. Потому что угроза отобрания была озвучена явно.
Кто-то говорит "ситуация сложная". Если и сложная, то не с точки зрения отобрания ребёнка. Совершенно бесспорно, что для отобрания нет законного повода. За побои наказание - штраф, а не отобрание ребёнка. Побои по определению не являются угрозой здоровью, значит, даже непосредственно в момент побоев не являются законным поводом для отобрания ребёнка. А потом - тем более.
Опека же трактует наказание как преступление, а побои (ст.116) как жестокое обращение (ст.156) и непосредственную угрозу здоровью. Такая у них арифметика, 116=156, а 0=77. Так их учат фонды, с которыми сотрудничает Минсоцразвития.
Я посоветовал матери ехать в полицию без ребёнка, выехал туда сам, перед этим обсудив ситуацию с Министерством соц.развития. Оказалось, к моему удовлетворению, что у нас с министерством одинаковое понимание закона об отобрании, независимо от вопросов педагогики (и полицейской оценки) наказаний. Теперь есть (пока косвенные) данные, что Октябрьская опека снимает вопрос об отобрании. Полиция же продолжает собирать объяснения о побоях, хочет взять объяснение и с ребёнка. Может, снимет объяснения и закроет дело, а может и возбудит уголовное дело, так как наши прокуроры под влиянием ювенальной моды подзабыли чему их учили на юрфаке и порой не дают дознавателям закрывать дело о родительских наказаниях. А в случае обвинительного приговора за побои опека, судя по её внезаконным замашкам, может ещё и потом возбудить дело о лишении родительских прав - по той же арифметике, по которой 116=156. Так что надо будет ещё отслеживать ситуацию и быть готовым защищать семью.
Возле полиции уже были журналисты, они меня спросили, что советовать людям в случае угрозы отобрания. Я вспомнил, как отвечают пожарники: сначала звоните 01, потом тушите. Так и тут:
Cначала просто позвоните в РВС.