Какого фашизма хотят национал-демократы?
Когда я услышал, как
Стрелков кинулся защищать фашизм, я уже не удивился. В дни приезда Игоря Гиркина в Новосибирск мне уже приходилось разбираться с фашизмом. Не c фашизмом вообще, а с тем, какой фашизм уважают в его компании.
* * *
За 5 минут до начала пресс-конференции Стрелкова я сделал объявление о предстоявшей на следующий день
презентации книги «Стрелков и другие», упомянув, что книга вышла под редакцией и с предисловием С. Е. Кургиняна. Рядом сидевшая дама внесла свою лепту:
- Так это же Кургинян!
- Ну и что? - ответил я примирительно. - Это в первую очередь аналитика событий вокруг Донбасса. Другой всё равно нет.
- Как это нет?! - возмутилась дама. - А Просвирнин? а Крылов?
- Так они же фашисты! - не удержался я, выдав свою антифашистскую сущность.
- Ну, фашизм бывает разный… - попробовала проинформировать меня собеседница. Но в зал уже входили Александров, Антонов и Гиркин.
Что фашизмы бывают разные, приходится слышать уже не редко. Как только фашисты в каком-то городе достаточно обнаглеют, чтобы себя обнаруживать, они с этого и начинают свои отмазки. Или предлагают различать оттенки фашизма географически, или вдруг переходят на язык классовой теории, говоря о буржуазной диктатуре.
Какой фашизм любят Просвирнин и Крылов, чья почитательница пришла на пресс-конференцию Гиркина?
Просвирнин - редактор «Спутника и погрома», организовавшего раскрутку образа «Стрелкова» с мечтой о московском майдане. Написав о том, что 22 июня для него - «день отмщения», он открыто солидаризировался с ровно «тем самым» фашизмом, который напал на нашу страну.
Ну, а К.Крылов, лидер партии национал-демократов - случайно ли оказался с ним рядом у дамы на языке? (Его партию, кстати, в Новосибирске и представляет пригласивший Гиркина Р.Антонов.) Увидев в популярной статье
«Хватит кормить Стрелкова» слова Крылова «общество должно быть фашистским», я решил поискать контекст: какого же фашизма хочет для нас Крылов. Цитата вывела на его
статью 7-летней давности, где он описывает фашистское общество ценностно-психологическими красками, то есть как раз с той сущностной стороны, которая роднит все его разновидности.
Крылов аккуратно разделяет понятия государства и (гражданского) общества. «Общество должно быть фашистским, - пишет он. - А государство - демократическим
«Фашистское общество - очень хорошее, эффективное общество», - пишет Крылов, отмечая в таком обществе «ощущение избранности, культ дисциплины, неприкосновенность собственности, поощрение таланта, дух экспансии - всё это фашизм... Возьмём, например, такую важную социальную практику, как расизм. В здоровом обществе… он всячески процветает… Правящая нация держит остальных за недочеловеков. Но. Это нация держит. Гражданское, тоись, общество. А государство должно относиться ко всем гражданам как к гражданам».
Он фашистское государство осуждает - но только за то, что оно «национализировало расовую полноценность (чувство нежное, приватное), да ещё поставило распоряжение ею на бюрократические (если не индустриальные) рельсы».
То есть Крылов выделяет и одобряет сущностное для любого фашизма - культ избранности, деление людей на полноценных и недочеловеков, дух экспансии. Причём в своём вожделении фашизма он идёт дальше привычного - не государство, нечто всё-таки сменяемое освобождающимся из-под его гнёта народом, а само общество, люди должны так мыслить! Люди должны быть жестоки к «несвоим». Эту свою мысль он специально ярко подчёркивает противопоставлением со славянофилом К.Леонтьевым:
«В известном письме к Иосифу Фуделю Константин Леонтьев писал: „Законы, принципы власти должны быть строже, люди должны стараться быть лично добрее - одно уравновесит другое“. Очень характерная мысль именно для нефашистского общества. В обществе фашистском, то есть демократическом, люди жестоки (и эта жестокость воспитывается и поощряется), а законы мягки, щадящи, зато и исполняются неукоснительно».
Не приходится удивляться, что в партии Крылова обнаруживается немало идейных фашистов, так что её лидер Крылов даже вынужден напоминать, что на публичных мероприятиях не надо зиговать (
см.). После приведённых слов её лидера уже невозможно думать, что эти люди связались с фашизмом по теоретическому недоразумению. Дело в том самом духе, который противоположен духу всех добрых людей. Они хотят, чтобы общество - именно люди в обществе! - было жестоким.