Переходя от одной детской площадки к другой, обратил внимание на то, что дети, бегающие с пистолетами и прочим весьма разнообразным и реалистичным оружием меж кустов и детских горок, играют ныне в совсем другие игры.
В моем детстве сторонами конфликта выступали «наши» и «немцы» или «белые» и «красные». Нынче противоборствующие стороны определяются в иных терминах: «хорошие» и «плохие». Оппоненты так и кричат друг другу: «Ты сейчас плохой!» (или что-то подобное).
Подумалось, что это -- знак каких-то важных изменений. Действительно, традиционные для моего детства идентификационные маркеры больше не ассоциируются с добром и злом столь же однозначно, как раньше, когда «немцы», «белые» или «бандиты» были плохими, а их антагонисты -- хорошими. Теперь проще держаться глубинного, не затрагиваемого этно-политическими границами, различия между «хорошими» и «плохими».
Сразу же вспомнилось, как в конце восьмидесятых люди пересказывали друг другу сюжеты хлынувших в прокат боевиков, редуцируя героев до емких характеристик «главный плохой», «хорошие», «помощник главного плохого» и т. п. В этом призрачном мире опорой не могли служить (не служат и посейчас) никакие надежные укорененные в местной культуре «старые» разграничения. Некоторые «бандиты» могли оказаться «лучше» иной «полиции», а контекст Вневременного Китая (какой-то кинематографический аналог Внутренней Монголии) или столь же вневременного бесконечно отдаленного космического или антиутопического земного будущего исключал возможность разделить героев без остатка на «белых» и «красных», «немцев» и «наших» (замечу в скобках, что позднейший российский кинематограф двинулся тем же путем, переселив вневременной китай, космическое и антиутопическое будущее в призрачный бандитский петербург, безымянные малые города и в непредсказуемое российское прошлое, все с маленьких букв). В результате, в этой пустыне, лишенной привычных идентичностей, на арену вышли своеобразные добро и зло (оба два с кулаками), которые теперь, два с небольшим десятилетия спустя, пришли на детские площадки, чтобы продолжить свой вечный бой при помощи реплик кольтов, беретт и узи.