«Господь мой и Бог мой!» - воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него.
Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!»
(Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года")
Блаженны не видевшие - и уверовавшие
Сегодня каждое слово или утверждение, услышанное нами от людей, пусть даже и близких, мы проверяем лично, чтобы удостовериться в правдивости услышанного. Здравый скептицизм поощряется обществом и считается критерием определения истины. Однако празднуемый в это воскресенье святой - апостол Фома, на своем примере доказал, что в вопросах веры не должно быть никаких сомнений.
Фома, будучи одним из двенадцати апостолов, не входил в число трёх возлюбленных учеников Христа, но все равно везде сопровождал своего Божественного Учителя. Как и другие из учеников, он еще не был просвещен Духом и видел все происходящее только телесными глазами.
Даже его восклицание перед воскрешением Лазаря «пойдем и мы умрем с Ним» (Ин 11:16), святитель Иоанн Златоуст поясняет страхом, а не желанием умереть вместе с Иисусом.
Фома носил прозвище «Близнец», что указывало на его раздвоенность мысли, когда он пытался применить рациональные рассуждения к тем чудесным делам, которые творил Господь.
Промыслом Божиим Фома не присутствовал во время первого явления воскресшего Христа апостолам. Услышав от них о величайшем чуде, он, видевший воскресение Лазаря, решил, что не будет верить, пока не удостоверится разумом опытно в том, о чем ему поведали другие ученики.
И Христос в Своем явлении дал ему возможность физически убедиться в Своем Воскресении, чем навсегда избавил апостола от всякой двойственности и сомнений. По мнению богословов Фома стал виновником удостоверения Церкви в истинности телесного воскресения Христа.
В апостоле произошла чудесная перемена. О ней так пишет Златоуст: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благости Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
По жребию он отправился с проповедью в дальние земли Эфиопии, Парфии и Индии, где мужественно проповедовал о воскресшем Христе.
Вера производит в человеке глобальные перемены. Она окрыляет его и дает твердую основу для дальнейшего возрастания в добродетели. Это первая ступень к стяжанию жизни вечной. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20, 31).
Стоит признать, что не все вещи в мире возможно постигнуть разумом, в особенности те удивительные тайны, благодаря которым было совершено спасение человека. Недаром христиан также часто называют просто «верующими» - людьми, которые исполнены верой в Божественные откровения. Вера - один из даров Святого Духа, который необходимо постоянно испрашивать в молитве и готовить себя к ее восприятию.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вера требует души бодрственной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих».
Ап. Иаков поучает, что вера без добрых дел является мертвой. Добродетели и вера должны взаимодополнять друг друга. Святой Василий Великий утверждает: «Ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа. ...Человеческие намерения в рассуждении доброго дела не совершаются без помощи свыше. Для совершения добродетели должны соединяться и человеческое усердие, и помощь, приходящая по вере свыше». Образец подобного соработничества явил своей жизнью святой апостол Фома. Снова уверившись во Христе, он последовал на проповедь, в своих делах развивая полученный от Господа дар веры.
Его пример до сих пор остается поучительным и актуальным для нас. Во времена торжества рационализма и распространения недоверия стоит особо усилить свои молитвы к Богу, испрашивая у Него дар животворящей веры, которая есть основой нашего спасения. И тогда в нас исполняться слова Спасителя, которые сегодня читались из Евангелия: «Блаженны не видевшие - и уверовавшие» (Ин. 20,29).
(Валентин Грибеник, редакция сайта
www.lavra.ua )
Апостолу Фоме молятся при беспокоящем душу неверии, для тех, кто желает помолиться, здесь
Акафист святому апостолу Фоме Руины Кейсарии Филиповой (Панеады) на севере Израиля, где жил апостол Фома
Сегодня память: Апостола Фомы (I).
Сщмч. Иоанна Рыбина, пресвитера (1937).
Икона Божией Матери: Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати).