Пишет Кошка В Сапогах
Союзники внутри и снаружи
Если бы в жизни все было так просто, как на игровом столе - вынул из колоды спасительную карту и ушел в безопасное место!
- С психологическим насилием очень сложно бороться, особенно подросткам, - говорит Анна Горовая. - Способов не так уж много, но они есть. Первый способ - это выйти из ситуации насилия здесь и сейчас, перестать общаться с теми, кто причиняет тебе зло, особенно когда это касается деструктивных сверстников.
- Даже когда учитель начинает кричать, у ребенка есть право выйти из класса, когда третируют домашние, можно закрыть дверь в свою комнату, уйти из дома на какое-то время, твердо сказать - со мной так поступать нельзя.
- К сожалению, одному все равно трудно выйти из ситуации буллинга в классе или из семьи, где градус насилия зашкаливает и становится привычным паттерном поведения. Тогда есть другой способ - попросить помощи у значимых взрослых. Увы, родители не всегда значимые взрослые для ребенка. Но есть другие люди, с которыми можно поделиться сокровенным, например, старший брат или сестра, классный руководитель. Можно позвонить на телефон доверия, в опеку, в психологические службы и кризисные центры для подростков.
- Важно знать, что существуют люди, к которым следует обращаться за помощью. Не забудем, что в игре существует «карта места». В жизни подросток тоже чувствует себя в безопасности и комфорте в своей отдушине, будь то спортивная секция, кружок, компания сверстников. Спортивные занятия улучшают настроение, давая радость движения.
Однако случается, что подросток так и не находит друзей или союзников и чувствует себя в полной изоляции. Тогда он прибегает к самозащите... Я сама неоднократно попадала в жернова буллинга и терпела ситуацию, считая ее безвыходной. Класс был хронически недружный, все ненавидели всех и с удовольствием объединялись то против одного соученика, то против другого.
Учителям же было на все наплевать, отчитали предмет, устроили дежурную взбучку на классном часе - и по домам. В состоянии вечной гражданской войны был только один выход: самой начать распускать руки. Что я и сделала, и со мной перестали связываться. К счастью, под руку мне не попалось ружья.
- Это третий способ - найти союзника внутри себя, - продолжает Анна Горовая. - В нашей игре тоже есть такая метафора, когда герой вступает в конфронтацию с кошмаром. Если ребенок включается в открытый конфликт в жизни и справляется, то это повышает его уверенность в себе.
- Но ощущение одиночества, когда никто не встает на его сторону, тоже не норма. Мне кажется, все же сначала надо найти союзника снаружи, скажем, психолога. Психолог - это не значимый взрослый, а скорее ресурс, который, в свою очередь, помогает обрести другие ресурсы - союзников, свою группу и «места силы».
Насилие - это не норма!
Кстати, разные психологи по-разному оценивают проблему психологического насилия. Некоторые считают, что в армии, пионерлагере, школе и т.д. - выстраивание иерархии будет процветать всегда, как в любой закрытой зоне, а насилие постоянный спутник этого процесса.
По мнению психолога и сказкотерапевта Марии Одинцовой, поведение жертвы - пораженческая психология, сковывающая и подавляющая личность. Но отсюда недалеко до виктимблейминга, обвинения жертвы: сам виноват, что такой нежизнестойкий, вот и пеняй на себя. А ведь не у каждого ребенка от природы выстроены психологические защиты, не у всех на лице написано «Не влезай, убьет».
Агрессор (вполне возможно, он тоже жертва домашнего насилия и просто ищет, куда бы выплеснуть негатив) может прогибать чужие границы сколь угодно долго. Насилие заразно, как вирус, и вовлекает в свой порочный круг все новых участников драмы, пока ружье, годами мирно лежащее в сейфе, не выстрелит в последнем акте пьесы...
Как же справиться с эпидемией агрессии, захватившей общество? Когда-то была надежда на школьные службы примирения, но они так и остались на уровне эксперимента. Нет никаких гарантий, что люди, взявшие на себя роль арбитров, окажутся справедливее, чем пособники агрессоров. Каждая школа, наверное, сама должна расставить приоритеты в отношении к психологическому насилию и объявить свою территорию «безъядерной зоной».
Так думает и Ольга Журавская, президент благотворительного фонда «Галчонок» и идейный вдохновитель проекта «Травли.net». «Школы должны посылать четкий сигнал: у нас не может быть травли и насилия, у нас есть политика по травле, и если вы нарушили ее положения, то не можете у нас находиться, потому что безопасность большинства не может зависеть от интереса одного», - заключает она в интервью Агентству социальной информации.
Перед настольной игрой не стоит ставить амбициозные планы: вот я сейчас поиграю и стану супергероем. Ее правила говорят нам: когда насилие происходит с тобой каждый день, это становится привычной нормой. Но так не должно быть. Игра - единственный способ безопасно прожить и наглядно познать самый неожиданный жизненный опыт, уберечься от острых подводных камней в будущем.