Пишет Кошка В Сапогах
Московский городской психолого-педагогический университет провел мониторинг выявления одаренных и высокомотивированных детей.
Как и предполагалось, процент одаренных и просто способных детей в наших школах достаточно высок. Но вот насколько комфортно они чувствуют себя в учебном потоке обычной школы? И главное, есть ли возможность помочь этим детям реализовать свои возможности в современных российских условиях?
Об этом рассказывает руководитель одного из подразделений психолого-педагогического университета Виктория Соломоновна Юркевич.
- Виктория Соломоновна, с какой целью проводился мониторинг?
- Нам важно было, прежде всего, выявить детей с актуальной и потенциальной одаренностью.
Во-вторых, было интересно рассмотреть связь одаренности с учебными и внеучебными (олимпиады, конкурсы, проектно-исследовательская работа) достижениями.
И в-третьих, проанализировать уровень подготовки школьных учителей к выявлению одаренных детей.
В первую очередь, мы выявляли общие (умственные) способности, являющиеся основой, фундаментом всех сторон интеллектуально-творческого развития ребенка.
В мониторинге использовался тест «Стандартные прогрессивные матрицы Равена», разработанный Дж. Равеном (Великобритания), и тест «Аврора», разработанный специалистами Йельского университета (США)
.
Выявлялась также мотивация саморазвития - деятельная потребность ребенка, направленная на рост и реализацию его интеллектуальных, творческих и личностных возможностей. Именно эта мотивация в благоприятных условиях превращает потенциальные возможности ребенка в реальную одаренность.
И наконец, регистрировались успехи, достижения школьника в учебной и внеучебной деятельности.
- Были ли какие-то результаты и выводы, которые вас изумили?
- В среднем общее количество одаренных и высокомотивированных детей по разным тестам составляет примерно 10 -12%. Это довольно высокий процент, но мы и не сомневались, что таких детей окажется много.
Не удивило нас и то, что в специализированных школах (их было три) количество одаренных и высокомотивированных детей в среднем почти в 4 раза превышает количество таких детей в общей выборке. Все-таки там существует, с одной стороны, отбор школьников, а с другой, эффективные образовательные стратегии обучения и развития детей.
Нас удивило то, что только треть одаренных школьников имеет победы на интеллектуальных состязаниях (олимпиадах и конкурсах). Все остальные остаются вне поля зрения их организаторов.
Более ожидаемым был тот факт, что имеется умеренная связь одаренности и высокой мотивации со школьной успеваемостью. Треть одаренных и высокомотивированных детей имеет даже низкую успеваемость по основным школьным предметам. Из этого можно сделать вывод: ни олимпиады, ни школьные оценки не могут служить адекватной характеристикой развития способностей или мотивации саморазвития школьников.
Многие учителя слишком тесно связывают одаренность с учебными успехами, а мотивацию - только с желанием учиться в пределах школьной программы.
Мы считаем, что мотивацию развития нужно оценивать, главным образом, с точки зрения - хочет или не хочет ребенок познавать, развиваться. А школа может быть разной, и обучение в ней можно любить или не любить. Кстати, очень много по-настоящему одаренных людей не очень хотели учиться в школе. Их главной школой стало самообразование.
- Примеры гениев, не особо блиставших в школьные годы, всем известны - Эйнштейн, Пушкин, Бродский…
- Чехов и Бродский были второгодниками. Тот же Бродский, после того как совсем бросил школу, кажется, в седьмом классе, больше нигде уже официально не учился, но при этом стал одним из самых образованных людей своего времени.
Думаю, что и сейчас есть такие ребята, о высоких способностях которых учителя и не подозревают. Поэтому наша задача была - привлечь внимание к таким детям и со стороны учителей, и со стороны родителей, и со стороны органов образования.
Знаменитый английский математик Чарльз Спирмен доказал наличие так называемых общих умственных способностей: так, если человек имеет выдающиеся способности в какой-то одной сфере, то он может замечательно проявить себя и в других областях.
Умение хорошо думать везде нужно. Хороший математик или физик, скажем, и в экономике может разбираться лучше, чем посредственный экономист. Но и гуманитарий высокого класса может интересно думать в проблематике точных и естественных наук: примеры - Михаил Бахтин, Вячеслав Иванов, Сергей Аверинцев, который, кстати, очень любил математику..
В народе этот общий интеллект как раз и зовется умом, толковостью. Чем этот общий интеллект выше, тем лучше у человека способность анализировать, логически мыслить, делать выводы, и тем больше объем различных сфер, в которых он способен разобраться. Мы как раз этот общий фундамент у детей и выявляли.
- В чем заключались тесты? Включали ли они, например, сложные математические задачи?
- Нет, тесты Равена и «Аврора» вообще не предполагают выявление каких-либо специальных знаний. Это были полуигровые задачи на сообразительность, картинки, в которых нужно найти определенную закономерность.
Первые 20 минут теста были обязательными, а потом - по желанию, причем задания во второй части теста усложнялись. Те, кто продолжал думать над этими заданиями, кого захватывала именно сложность задач, как раз и обнаруживали высокую мотивацию.
Мотивация развития также проявлялась и в анкетах, которые заполняли участники. Мы смотрели - чем ребенок любит заниматься на уроках и после школы, в какие кружки ходит, какие книги читает.
Ведь бывает, что интеллект у ребенка пока еще не очень высокий, но ему нравится заниматься, он тянется к сложным задачам, много читает. Если он сам себя развивает, по собственному желанию, а не по требованию родителей или учителя, то это и есть потенциальная одаренность. Если создать для него благоприятные условия, то через какое-то время она станет очевидной для всех.
Иными словами, когда у человека есть огромное стремление к сложным видам деятельности, и если при этом имеются хоть какие-то разумные условия для развития, то тогда «бутон» расцветает, - неплохой интеллект превращается в настоящую одаренность.. Можно, если хотите, сказать, что высокая мотивация - это своего рода мотор будущей одаренности.
(Окончание следует)