Праздник, посвященный детскому телевидению и радиоэфиру, отмечается в первое воскресенье марта и был введен по решению ЮНИСЕФ еще в 1994 году. С 1991 года в первое воскресенье марта Международный день детского телевидения и радиовещания отмечается и в России. В этот день традиционно вспоминают популярные детские передачи, которые транслировались во времена СССР. Если кто-нибудь вспомнит современные телепередачи, призванные воспитывать в подрастающем поколении любовь к Родине и гордость за свою страну, пишите в комментариях, так как у автора этих строк адская машинка отсутствует как раз со времен развала. Хотя что может воспитать устройство, прозванное в народе зомбоящиком?.. Квалифицированное потребительство и любовь к сплетням, судя по всему. Но не будем о плохом.
В Советском Союзе система детского телевещания была создана достаточно рано и отличалась высоким качеством. Датой ее рождения называют 18 января 1963 года, когда была создана Главная редакция программ для детей Центрального телевидения. Вскоре в сетке телевещания появились детские передачи, на которых выросло не одно поколение.
"Спокойной ночи, малыши!"
«Спят усталые игрушки, книжки спят»
«Спокойной ночи, малыши!» или «Спокушки», как ласково называли их в народе, стали подарком советским школьникам на 1 сентября 1964 года. У истоков программы стояли такие талантливые детские авторы как Александр Курляндский, Эдуард Успенский и Роман Сеф. Мало кто помнит, но первые кукольные персонажи были совсем другими, чем те, к которым мы привыкли: заяц Тепа, куклы Мямлик и Шустрик, Буратино. Знаменитый поросенок Хрюша, пес Филя, ворона Каркуша, заяц Степашка и другие появились позже, а озвучивали их актеры театра Сергея Образцова.
Сюжет ежевечерней передачи изначально прост: в основе - поучительная история, которую обсуждают человек-ведущий и кукольные «актеры». Затем - мультфильм по теме программы и знаменитая колыбельная «Спят усталые игрушки». Но почему-то именно эта программа продолжает интересовать все новые и новые поколения зрителей.
Ведущих «Спокушек» вся страна знала по именам: в разные годы сами популярными из них были тетя Валя (Валентина Леонтьева), дядя Володя (Владимир Ухин), тети Тани (Татьяна Судец и Татьяна Веденеева), и тетя Лина (Ангелина Вовк).
«В гостях у сказки»
«Приходите в гости к нам поскорее, там, где зеленый дуб на берегу»
С 1976 года каждый выпуск «В гостях у сказки» становился для советских детей одним из самых ярких событий недели. И неважно, что эта передача постоянно «переезжала» в сетке вещания - выходила она и по субботам с повтором на следующей неделе, и по пятницам с повтором по будням, и по воскресеньям. Приветствия «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые» с замиранием сердца ждали и пионеры, и пенсионеры.
Бессменной ведущей программы долгие годы была все та же «тетя Валя» - Валентина Леонтьева. Программа начиналась с ее беседы со зрителями, а дальше шел захватывающий фильм-сказка. Отбор кинолент был очень тщательным: здесь нередко демонстрировали лучшие детские фильмы союзных республик; постановки режиссеров Александра Роу и Александра Птушко, часто можно было увидеть новинки, премьерный показ которых происходил прямо в эфире.
После фильма ведущая задавала свой «сказочный» вопрос, а затем устраивала демонстрацию рисунков и поделок, которые присылали в редакцию дети.
«Будильник»
«Прекрасно, если вам с утра воскликнуть хочется - «Ура!»
Еще полчаса гарантированного счастья и заряда позитива ожидало самую молодую аудиторию по воскресеньям - с 9.30 до 10.00 утра. Именно в это время с 1965 по 1998 год в эфир выходил знаменитый «Будильник». Сначала популярная программа задумывалась как универсальная - для детей всех возрастов. Однако впоследствии - из-за изобилия детских передач - ее стали позиционировать как «пионерскую».
Вообще «Будильник» постоянно подвергался цензуре: это касалась и смен заставок, и смены ведущих - от Надежды Румянцевой до Валентины Леонтьевой и Светланы Жильцовой, и приглашенных актеров - от Евгения Леонова до Ирины Муравьевой и Александра Абдулова. Но главное оставалось неизменным - бодрое, веселое и оптимистичное наполнение передачи. Театральные постановки, мини-спектакли, выступления детских коллективов и знаменитое «мультлото». Свои идеи сценаристы черпали из стихотворений детских поэтов - Самуила Маршака, Сергея Михалкова и Агнии Барто.
Об этом мало кто знает, но именно в «Будильнике» впервые появилась на телевидении юная Алла Пугачева. Ей было тогда 18 лет.
"АБВГДейка"
"АБВГДейка - это учеба и игра"
Эдуард Успенский разработал концепцию еще одной обожаемой в СССР программы. «АБВГДейка» была научно-познавательной передачей для дошколят, однако смотрели ее все от мала до велика. Может, феномен такого успеха - в игровой форме обучения, что стало для советского зрителя настоящим открытием? А может, зрителей как магнитом притягивали яркие, бесшабашные клоуны, постигавшие вместе с ними алфавит и правописание?
К созданию «АБВГДейки» в разные годы была привлечена целая плеяда знаменитых артистов: и Александр Филиппенко, и Семен Фарада, и Татьяна Непомнящая и другие. Однако суперпопулярную программу закрыли в 1977 году. По одной из версии, партийное руководство не смогло простить постановщикам тот факт, что «АБВГДейка» по формату оказалась близка к американской «Улице Сезам» - хотя роль кукол в нашей версии и исполняли клоуны. Так или иначе, но вернулась передача в эфир лишь на следующий год, и в роли учеников «АБВГДейки» отныне выступали артисты цирка - знаменитые клоуны Клёпа, Юра, Ириска и Левушкин.
А что еще?
Помимо детских телевизионных программ, в СССР был развит жанр киножурнала для самых маленьких. Обычно такие ленты крутили в кинотеатре перед «основной» картиной, и были они совсем непродолжительными. Так, научно-популярный киножурнал «Хочу все знать» за 10 минут доступно и увлекательно рассказывал детям о загадках окружающего мира, научных и технических открытиях.
Другой любимый зрителями детский журнал - юмористический «Ералаш» - до 1991 года тоже показывали лишь в кинотеатрах.
Для детей постарше и подростков были свои программы - например, легендарные «А ну-ка, девушки!»
И - «До шестнадцати и старше».
С началом перестройки детских передач стало еще больше, и некоторые из них невозможно было бы себе представить во времена СССР. Так, «Детский час» демонстрировал серию мультфильмов с библейскими сюжетами и обучал иностранным языкам в эфире.
«Марафон-15» стал детским аналогом программы Листьева-Любимова-Захарова «Взгляд».
Но где-то за всем этом разнообразием и злободневностью детские программы подрастеряли ту особую душевность и наивный взгляд на вещи, которые так очаровывали зрителя времен СССР, иначе почему на современных видеохостингах столь востребованы передачи для детей времен СССР?