4 марта международный день детского телевидения и радиовещания

Mar 04, 2018 14:05

Праздник, посвященный детскому телевидению и радиоэфиру, отмечается в первое воскресенье марта и был введен по решению ЮНИСЕФ еще в 1994 году. С 1991 года в первое воскресенье марта Международный день детского телевидения и радиовещания отмечается и в России. В этот день традиционно вспоминают популярные детские передачи, которые транслировались во времена СССР. Если кто-нибудь вспомнит современные телепередачи, призванные воспитывать в подрастающем поколении любовь к Родине и гордость за свою страну, пишите в комментариях, так как у автора этих строк адская машинка отсутствует как раз со времен развала. Хотя что может воспитать устройство, прозванное в народе зомбоящиком?.. Квалифицированное потребительство и любовь к сплетням, судя по всему. Но не будем о плохом.



В Советском Союзе система детского телевещания была создана достаточно рано и отличалась высоким качеством. Датой ее рождения называют 18 января 1963 года, когда была создана Главная редакция программ для детей Центрального телевидения. Вскоре в сетке телевещания появились детские передачи, на которых выросло не одно поколение.

"Спокойной ночи, малыши!"
«Спят усталые игрушки, книжки спят»


«Спокойной ночи, малыши!» или «Спокушки», как ласково называли их в народе, стали подарком советским школьникам на 1 сентября 1964 года. У истоков программы стояли такие талантливые детские авторы как Александр Курляндский, Эдуард Успенский и Роман Сеф. Мало кто помнит, но первые кукольные персонажи были совсем другими, чем те, к которым мы привыкли: заяц Тепа, куклы Мямлик и Шустрик, Буратино. Знаменитый поросенок Хрюша, пес Филя, ворона Каркуша, заяц Степашка и другие появились позже, а озвучивали их актеры театра Сергея Образцова.

Сюжет ежевечерней передачи изначально прост: в основе - поучительная история, которую обсуждают человек-ведущий и кукольные «актеры». Затем - мультфильм по теме программы и знаменитая колыбельная «Спят усталые игрушки». Но почему-то именно эта программа продолжает интересовать все новые и новые поколения зрителей.

Ведущих «Спокушек» вся страна знала по именам: в разные годы сами популярными из них были тетя Валя (Валентина Леонтьева), дядя Володя (Владимир Ухин), тети Тани (Татьяна Судец и Татьяна Веденеева), и тетя Лина (Ангелина Вовк).

«В гостях у сказки»
«Приходите в гости к нам поскорее, там, где зеленый дуб на берегу»


С 1976 года каждый выпуск «В гостях у сказки» становился для советских детей одним из самых ярких событий недели. И неважно, что эта передача постоянно «переезжала» в сетке вещания - выходила она и по субботам с повтором на следующей неделе, и по пятницам с повтором по будням, и по воскресеньям. Приветствия «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые» с замиранием сердца ждали и пионеры, и пенсионеры.

Бессменной ведущей программы долгие годы была все та же «тетя Валя» - Валентина Леонтьева. Программа начиналась с ее беседы со зрителями, а дальше шел захватывающий фильм-сказка. Отбор кинолент был очень тщательным: здесь нередко демонстрировали лучшие детские фильмы союзных республик; постановки режиссеров Александра Роу и Александра Птушко, часто можно было увидеть новинки, премьерный показ которых происходил прямо в эфире.

После фильма ведущая задавала свой «сказочный» вопрос, а затем устраивала демонстрацию рисунков и поделок, которые присылали в редакцию дети.

«Будильник»
«Прекрасно, если вам с утра воскликнуть хочется - «Ура!»


Еще полчаса гарантированного счастья и заряда позитива ожидало самую молодую аудиторию по воскресеньям - с 9.30 до 10.00 утра. Именно в это время с 1965 по 1998 год в эфир выходил знаменитый «Будильник». Сначала популярная программа задумывалась как универсальная - для детей всех возрастов. Однако впоследствии - из-за изобилия детских передач - ее стали позиционировать как «пионерскую».

Вообще «Будильник» постоянно подвергался цензуре: это касалась и смен заставок, и смены ведущих - от Надежды Румянцевой до Валентины Леонтьевой и Светланы Жильцовой, и приглашенных актеров - от Евгения Леонова до Ирины Муравьевой и Александра Абдулова. Но главное оставалось неизменным - бодрое, веселое и оптимистичное наполнение передачи. Театральные постановки, мини-спектакли, выступления детских коллективов и знаменитое «мультлото». Свои идеи сценаристы черпали из стихотворений детских поэтов - Самуила Маршака, Сергея Михалкова и Агнии Барто.

Об этом мало кто знает, но именно в «Будильнике» впервые появилась на телевидении юная Алла Пугачева. Ей было тогда 18 лет.

"АБВГДейка"
"АБВГДейка - это учеба и игра"


Эдуард Успенский разработал концепцию еще одной обожаемой в СССР программы. «АБВГДейка» была научно-познавательной передачей для дошколят, однако смотрели ее все от мала до велика. Может, феномен такого успеха - в игровой форме обучения, что стало для советского зрителя настоящим открытием? А может, зрителей как магнитом притягивали яркие, бесшабашные клоуны, постигавшие вместе с ними алфавит и правописание?

К созданию «АБВГДейки» в разные годы была привлечена целая плеяда знаменитых артистов: и Александр Филиппенко, и Семен Фарада, и Татьяна Непомнящая и другие. Однако суперпопулярную программу закрыли в 1977 году. По одной из версии, партийное руководство не смогло простить постановщикам тот факт, что «АБВГДейка» по формату оказалась близка к американской «Улице Сезам» - хотя роль кукол в нашей версии и исполняли клоуны. Так или иначе, но вернулась передача в эфир лишь на следующий год, и в роли учеников «АБВГДейки» отныне выступали артисты цирка - знаменитые клоуны Клёпа, Юра, Ириска и Левушкин.

А что еще?

Помимо детских телевизионных программ, в СССР был развит жанр киножурнала для самых маленьких. Обычно такие ленты крутили в кинотеатре перед «основной» картиной, и были они совсем непродолжительными. Так, научно-популярный киножурнал «Хочу все знать» за 10 минут доступно и увлекательно рассказывал детям о загадках окружающего мира, научных и технических открытиях.

Другой любимый зрителями детский журнал - юмористический «Ералаш» - до 1991 года тоже показывали лишь в кинотеатрах.

Для детей постарше и подростков были свои программы - например, легендарные «А ну-ка, девушки!»

И - «До шестнадцати и старше».

С началом перестройки детских передач стало еще больше, и некоторые из них невозможно было бы себе представить во времена СССР. Так, «Детский час» демонстрировал серию мультфильмов с библейскими сюжетами и обучал иностранным языкам в эфире.

«Марафон-15» стал детским аналогом программы Листьева-Любимова-Захарова «Взгляд».

Но где-то за всем этом разнообразием и злободневностью детские программы подрастеряли ту особую душевность и наивный взгляд на вещи, которые так очаровывали зрителя времен СССР, иначе почему на современных видеохостингах столь востребованы передачи для детей времен СССР?

дети, СССР, телевидение, праздник

Previous post Next post
Up