Who watches The Watchmen?

Mar 10, 2009 18:19

На ДР сделала себе офигительный подарок - почти три часа чистого восторга под названием "Хранители". Я действительно не видела ничего лучше за очень долгое время. И я понимаю, что я реально ждала появления именно такого фильма очень давно. Жаль, что комикс не попался мне в руки раньше. Теперь я его куплю. И я буду им наслаждаться. Дело в том, что "Хранители" - фактически концентрированный образец той карнавальной культуры, отголоски которой я многие годы отыскиваю в самых разных произведениях. Он - буквально воплощение той самой карнавальности, о которой писал Бахтин (о да, я знаю, как студенты от него воют, но это не мой случай, я его фоннад). Здесь смех - не сатира, здесь смех действительно амбивалетен. Цитирую Бахтина: "Чистый сатирик, знающий только отрицающих смех, ставит себя вне осмеиваемого явления, противопоставляет себя ему - этим разрушается целостность смехового аспекта мира, смешное (отрицательное) становится частным явлением. Народный же амбивалентный смех выражает точку зрения становящегося целого мира, куда входит и сам смеющийся".

Отсюда вытекает и само художественное пространство фильма - вроде бы альтернативная вселенная, но она неразрывно связана с нашей вселенной, является её изнанкой, как и любой порядочный карнавал. Это очень ярко передаёт видеоряд в титрах. Именно этот видеоряд "озвучивает" эстетическую концепцию здесь - тоже прямо по Бахтину - гротескный реализм.

И вот тут я перехожу к Комедианту, как к ключевому элементу всего этого карнавала. Он именно то материально-телесное начало, которое составляет основу карнавала, является его альфой и омегой. Опять цитата из Бахтина: "Народный смех, организующий все формы гротескного реализма, искони был связан с материально-телесным низом. Смех снижает и материализует... // ... Снижеие здесь значит приземление, приобщение к земле, как к поглощающему и одновременно рождающему началу: снижая, и хоронят и сеют одновременно, умерщвляют, чтобы родить сызнова лучше и больше".

Комедиантовский значок-смайл с каплей крови - неслучайно символ всего этого безобразия. Он амбивалентен, как и комедиантовский смех и слёзы: кровь жертвы (символ смерти) и смех (символ жизни, возрождения). Комедиант - действительно кровеносная система всего повествования, его убийство запускает механизм перерождения "износившегося", старого мира в новый и прекрасный, а перерождение - и есть ритуальная цель карнавала. Убийство Комедианта - это срубание новогодней ёлочки, сжигание чучела зимы на масленицу, "прятание" невесты от жениха в процессе выкупа и т.д. и т.п.
Комедиант умер - но его дочери, его порождению - жить в этом новом мире. Но уже не карнавальной супергероиней, а обычной девушкой.

В противовес ему - Доктор Манхэттен как дух, вдохнувший жизнь в этот новый мир. Его сила использована для разрушения старого мира, а его образ - для создания нового. Преобразование завершено, миссия окончена, демиург удаляется созерцать, предоставляя творению жить своей жизнью.

О Роршахе можно написать много, но я не буду. Он - как и Комедиант, остаётся частью карнавала, и ему не стать частью реального мира. Маска стала его настоящим лицом, он стал инсайдером "перевёрнутого" мира, где ему и суждено остаться.

===========

В общем, полноценный отзыв я действительно пока неспособна написать, надо пересматривать фильм и читать комикс.
Но я почитала обсуждения в инете и кое-что поняла:

1. Нам офигенно повезло с залом. Было достаточно много народа, и все смотрели фильм буквально завороженно. Никто никуда не уходил, ничего не кричал, никаких экранов сотовых телефонов и гыгыканий на секс-сцене или сцене попытки изнасилования. Уходили мы буквально в толпе радостных лиц.

2. Залу не повезло с нами. :-( Моё ЧЮ явно ненормальное и время от времени мои смешки не совпадали с общим настроем. :-( Мне даже немного стыдно :-(

3. Я, похоже, единственная, кого больше остальных персонажей зацепил образ Озимандии, а не Роршаха.

==========

P.S.: Саундтрек рулит!
Previous post Next post
Up