УкроСМИ
Формула Штайнмайера.
О чем не сказал Зеленский на брифинге
Красные линии, которые придется преодолеть - амнистия, выборы и блокада
Подпись Украины под “формулой Штайнмайера” открыла путь к переговорам в Нормандском формате и урегулированию ситуации на Донбассе. Владимир Зеленский выступая на брифинге анонсировал новый закон об особом статусе, где “не будет никаких красных линий и никакой капитуляции”.
Красными линиями принято считать вопросы выплаты пенсий, избрание представителей непризнанных республик в украинский парламент и амнистия для участников событий на востоке. Что характерно, все эти вопросы учтены в действующем законе "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", принятом 18 октября 2014 года и продленного 4 октября 2018 года (действует до 31 декабря 2019 года включительно).
Неудобные пункты Закона, к слову принятого еще при Порошенко, должны вступить в полную силу в день приобретения полномочий органов местного самоуправления на Донбассе, которые будут избраны на внеочередных выборах. И путь к этим выборам как раз и открывает вчерашняя подпись под “формулой Штайнмайера”.
Но каким бы не был “новый закон” Зеленского, в нем все же придется учитывать вопросы восстановления экономических связей, представительства Донбасса в парламенте и амнистии участников событий на востоке Украины.
Не досчитались мажоритарщиков
Местные выборы пока что регламентируется лишь Законом “Об особенном статусе Донбасса”, который действует до конца 2019 года. 1 декабря его планируют продлить. Впрочем, там порядок выборов четко не определен. Прописаны лишь общие правила, согласно которым, выборы должны проводиться прозрачно, соблюдая все правовые нормы.
Энрике Менендес привел пример плана французского дипломата Пьера Мореля. Он разрабатывал элементы для временного закона о местных выборах на Донбассе.
“На данный момент не существует отдельного закона, есть только предложения. Помимо формулы Штайнмайера стал популярным план Мореля. Он разработал схему о выборах неподконтрольной территории. В том числе учитывались и мажоритарщики. Конечно, нужно будет добрать мажоритарщиков, но пока непонятно, каким будет тот особый статус, как будут выглядеть органы регионального самоуправления, будут ли функционировать институты, которые там уже создали. Тем более, облсовет не работает с 2014 года. Можно вписать в Конституцию схемы выборов, давая всем регионам представительство в политике”, - говорит эксперт.
Пока неизвестно, как будут проходить выборы по мажоритарным округам в Верховную Раду, если, конечно, их решат проводить. С 2014 года Донбасс находится фактически в информационной блокаде и там не функционируют украинские партии. То есть высока вероятность, что на выборах там победят деятели “республиканского” периода. И это будет неприемлемым для официального Киева.
Руслан Бортник обратил внимание на то, что нужно будет решить вопрос того, кто будет принимать участие в выборах и кто будет иметь право голоса. Возможно, именно для этого в “ДНР”, к примеру, в октябре планируют провести перепись населения.
“На тот момент существовали четыре варианта законов о выборах на Донбассе. Есть закон, который предусматривает чистую мажоритарку. Это отдельный закон. Есть модель, предусматривающий пропорциональную систему с открытыми списками. Партий там нет, украинских - тем более. Более вероятна мажоритарная модель выборов. Пока неизвестно, кто будет принимать участие в выборах - прописанные на Донбассе люди или переселенцы в том числе. Логичнее выглядела бы модель, чтобы в выборах голосовали и участвовали люди, которые были прописаны с 2014 по 2019 год. Как и выдвигать свои кандидатуры. По перемещенным лицам нет вообще понимания. Их много и их голоса могут быть решающими”, - говорит политолог.
Амнистия не для всех
Самый болезненный вопрос реинтеграции Донбасса - амнистия лиц, участвовавших в военных действиях. В украинском обществе многие не понимают, как сосуществовать с участниками так называемого “ополчения”. Владимир Зеленский неоднократно говорил, что амнистия - одна из красных линий, через которую Украина не намерена переступать.
В данном вопросе определенности нет. Искать ее придется, очевидно, на будущих многосторонних встречах с представителями западных стран, России, а также самопровозглашенных республик.
Политолог Константин Бондаренко в комментарии “Вестям” рассказал, что подходы к амнистии есть разные. Возможен целый ряд вариантов, которые применялись уже в том числе и в Украине.
“Под амнистию подпадают люди, которые не брали в руки оружие, которые не убивали. Согласно международному праву, не подпадают под амнистию только высший офицерский состав и генералитет той или иной армии. В ходе вооруженных конфликтов международные трибуналы решают, кто подпадает под амнистию, а кто - нет. Будет много разночтений и разногласий. Сторона Л/ДНР будет настаивать на том, что в украинском законодательстве существовал прецедент, когда в феврале 2014 освобождены были от уголовной ответственности все участники событий на Майдане. Там будут требовать такого же подхода. Украина будет настаивать на том, что амнистия будет применяться в индивидуальном порядке после тщательных проверок”, - сказал эксперт.
Безусловно, этот этап выполнения Минских соглашений, если до него дойдет, будем самым сложным. Очень сложно определить роль каждого отдельного участника войны. Кроме военных преступлений, “ополченцы” участвовали в присвоении чужого имущества, что может быть квалифицированно по совсем другим статьям УК, не вписанным в нормы военной амнистии.
Глава аналитического центра “Донбасский институт региональной политики” Энрике Менендес отметил, что в обязательном порядке нужно будет проводить расследование, в отношение каждого причастного к войне человека. Все преступления нужно расследовать.
“Я сторонник того, что всем, кто не совершал военных преступлений, нужно дать амнистию. При этом должны быть ограничения при участии в структурах национального уровня, но при этом дать людям возможность участвовать в политике регионального уровня. Пытки, мародерства, преступления против мирного населения, пленных, обстрелы жилых кварталов должны быть расследованы. Ничего не произойдет, если у людей не будет ощущения справедливости”, - говорит Менендес.
Без амнистии выполнение Минских соглашений невозможно. Можно тысячу раз кричать о “зраде” и “капитуляции”, но все останутся в изначальных позициях, если стороны не договорятся об амнистии.
Политолог Руслан Бортник напоминает, что многие боевики при помощи получения российского гражданства получают амнистию. Тем более, Россия продолжает упрощать этот процесс.
“Президент говорит о том, что это “красная линия” и абсолютной амнистии не будет. Она закреплена в Минских соглашениях. Она закреплена в законе об особенностях местного самоуправления в ОРДЛО. Думаю, здесь возможен диалог. С учетом того, что Россия раздает на Донбассе свои паспорта и фактически проводит свою амнистию. Наиболее значимые фигуры со стороны сепаратистов наверняка не получат амнистию. Основная масса получит амнистию, в ином случае реализация соглашений невозможно”, - сказал Бортник.
Заграница нам поможет
Во время разговоров о реинтеграции Донбасса с ним все еще нет ни автобусной и железнодорожной связи. Боевики мешают ремонтировать мост возле Станицы Луганской, фактически регион остается под блокадой.
Пока что обе стороны не проявляют интереса в том, чтобы начать сотрудничество в социальном экономическом плане. Да и нужно ли это сторонам, “стригущим” людей на границе?
Энрике Менендес надеется, что вскоре стороны снимут взаимную блокаду, что должно помочь местным жителям, а также бизнесу, находящемуся в ОРДЛО.
“Снятие блокады должно произойти. Легче всего начать с постепенной отмены транспортных ограничений. Помимо блокады экономической, нет регулярного автобусного и железнодорожного сообщения. Можно было бы восстановить регулярные автобусные рейсы и задуматься о восстановления железной дороги. Нужно постепенно снимать блокаду с украинской стороны и ждать шагов со стороны ЛДНР. предприятия работающие на неподконтрольной территории вернулись в украинскую юрисдикцию, платили налоги и расчеты в гривнах. Можно сделать мультивалютную зону, дать областям экономические преференции, чтобы транзитный период гладко прошел”, - говорит Менендес.
Остро стоит вопрос и о восстановлении Донбасса. Противники реинтеграции говорят о том, что наследие руководителей “молодых республик”, пять лет планомерно разрушивших инфраструктуру Донбасса ляжет непомерным грузом на плечи украинских налогоплательщиков.
Константин Бондаренко рассказал “Вестям”, что европейские партнеры пообещали помочь финансами в восстановлении инфраструктуры. За свое желание наконец-то восстановить связь с Россией они готовы заплатить Украине.
“Нужен некий стабилизационный фонд. Не обойтись без внешней поддержки. Будет целый ряд вопросов о том, кто будет донором. Европейские страны заявляли, что помогут в этом, еще при Кабинете Гройсмана создавался специальный фонд. Германия готова выделить 900 млн евро, возможно, эту цифру увеличат. Возможно, Россия примет участие в восстановлении Донбасса. Возражений со стороны Украины по этому поводу я еще не слышал”, - отметил Бондаренко.
В целом, подписание “формулы Штайнмайера” только приоткрывает путь для решения проблемы Донбасса, но никак не решает фундаментальных вопросов будущего сосуществования Украины и отдельных регионов Донецкой и Луганской области. По словам источников “Вестей” все обозначенные проблемы будут решаться на личных переговорах в рамках Нормандского формата.
Олег Ткачук
источник -
https://vesti.ua/politika/352627-formula-shtajnmajera-o-chem-ne-skazal-zelenskij-na-brifinhe-