Конфедерация Москвы и Минска: Кремль блефует

Sep 17, 2019 20:25

(мнение)
Конфедерация Москвы и Минска:
Кремль блефует

Почему программа глубокой интеграции, которую парафировали Медведев и Румас, ляжет под сукно



Минск отрицает планы создания конфедерации с Москвой. Об этом заявила пресс-секретарь президента Белоруссии Наталья Эйсмонт. Поводом послужила утечка в СМИ о программе экономической интеграции России и Белоруссии, которая публично не раскрывалась.

«В интеграционной работе, которая сейчас ведется, стороны исходят из тех реалий, которые имеют, то есть из достигнутого уровня взаимодействия… В интеграционных же процессах мы идем на те шаги, которые экономически целесообразны. Никаких совместных органов не создается - к этому страны не готовы», - сказала Эйсмонт.

Она также добавила, что программа экономической интеграции «станет программой» только после того, как ее подпишут президенты стран и она будет принята на высшем Госсовете в декабре.

Речь идет о проекте «Программы действий Беларуси и РФ по реализации положений договора о создании Союзного государства». 6 сентября его парафировали - согласовали с возможностью незначительных изменений - премьер-министры РФ и Белоруссии Дмитрий Медведев и Сергей Румас.

В документе предлагается частичная экономическая интеграция на уровне не менее чем в Евросоюзе, а в ряде вопросов - аналогичная конфедеративным или даже федеративным государствам. Вот как выглядят ее ключевые пункты:


- Предполагается объединить налоговые системы - по проекту программы, в Союзном государстве России и Белоруссии к 1 апреля 2021 года будет принят единый Налоговый кодекс.

- С 2021 года предлагается объединить еще два предмета суверенной политики. Во-первых, таможенную политику - вплоть до совместных таможенных рейдов, общей информсистемы и едва ли не общей таможенной службы. Во-вторых, объединить энергетическую политику. При этом документ прямо предполагает создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии.

- Об объединении эмиссионных банков и единой валюте речи в документе не идет. Однако стороны намерены договориться о гармонизации макроэкономической политики, унификации валютного контроля, объединении платежных систем. Плюс частично договориться о едином режиме защиты инвестиций.

- Два министерства экономики - российское и белорусское - к 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК, предлагается ввести единый режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей. Обещаны также к 2021 году взаимный единый доступ к госзакупкам, единая система учета собственности и унификация хозяйственного законодательства.

Вместе с тем, «Программа действий» не затрагивает следующие сферы: оборону, госбезопасность, суд, правоохрану и вопросы МВД, а также непосредственно госуправление - внутреннее устройство исполнительной власти в России и Белоруссии.

По сути, программа не предполагает до 2022 года объединения двух стран с переходом в «надстроечную» структуру центральных властных полномочий Москвы и Минска. Однако именно такой вариант развития событий - первое, что приходит в голову после прочтения пунктов «Программы действий».

По мнению экспертов, переформатирование Союзного государства России и Белоруссии - один из сценариев транзита власти Владимира Путина после 2024 года, который рассматривает сейчас Кремль.

Что стоит за «Программой действий», как в реальности выглядят перспективы интеграции двух стран?

- Едва ли в ближайшие годы можно ожидать ускорения интеграционных процессов в отношениях России и Белоруссии, - считает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. - На мой взгляд, исторический момент для этого был упущен 20 лет назад.

Напомню, в конце 1990-х - в последние годы правления Бориса Ельцина - эти процессы приобрели очень серьезный характер, и дело шло к созданию реального Союзного государства России и Белоруссии. Были подписаны соответствующие документы, а главное - договоренности носили политический характер.

Однако с избранием главой российского государства Владимира Путина в 2000-м году, интеграционные процессы с Минском были приостановлены, и затем фактически прекращены. Это было связано с позицией России - и конкретно президента Путина.

«СП»: - Что в интеграции не устраивало Кремль?

- При обсуждении устройства Союзного государства, видимо, предполагалось, что Лукашенко переедет в Москву, и займет в Кремле соответствующее место. Не пост президента Союзного государства, конечно, но по крайней мере кресло премьер-министра.

Так вот, с приходом Путина к власти на этих планах был поставлен жирный крест. У меня такое впечатление, что это было связано с личностным конфликтом между президентом РФ и Лукашенко. Как мне кажется, Путин в тот период боялся конкуренции со стороны Батьки.

Надо признать, в конце 1990-х - начале 2000-х рейтинг белорусского лидера в России был исключительно высок. Действительно, многие граждане РФ видели в Белоруссии образец того, какая политика должна осуществляться в государстве. А в Лукашенко они видели лидера, который способен такую политику проводить в рамках Союзного государства.

Личностный конфликт с хозяином Кремля, на мой взгляд, поставил на этом направлении точку. Видимо, Лукашенко понял, что ему ничего не светит в плане занятия высокой руководящей должности в Союзном государстве. В итоге глава Белоруссии потерял интерес к интеграционным планам - и сегодня мы имеем то, что имеем.

«СП»: - То есть, Союзное государство так и осталось в зачаточном состоянии?

- Говорить о каком-то Союзном государстве, я считаю, просто не приходится. Оно существует только на бумаге. Да, обе страны входят в Таможенный союз, а между Россией и Белоруссией отсутствует пограничный контроль. Но все это - лишь жалкие остатки от конструкции, которая планировалась в случае реального объединения Белоруссии и РФ.

«СП»: - «Программа действий», которую парафировали Медведев и Румас, меняет эту ситуацию?

- Сегодня можно сколько угодно говорить о возможностях интеграции. Но все это, я считаю, просто слова - реального воплощения «Программы действий» не будет.

Лукашенко, повторюсь, когда-то был убежденным сторонником единого государства, но сейчас в этой идее полностью разочаровался. Да и российское руководство не видит смысла, чтобы это государство реально существовало.

На мой взгляд, чтобы интеграционный процесс снова обрел реальную перспективу, в Москве и Минске к руководству должны прийти совершенно другие люди. При нынешних лидерах - и Путине, и Лукашенко - уже ничего не получится.

«СП»: - Почему «Программа» вообще появилась, да еще подковерно?

- На деле, объединение двух наших братских народов, двух стран в единое государство - важнейший исторический процесс. Чтобы как-то симулировать движение в этом направлении и набирать политические очки, Кремль изобретает программы, имитирующие интеграционные процессы. Но реально, повторюсь, они выполняться не будут - это лишь хорошая мина при плохой игре.

Андрей Полунин

источник - https://svpressa.ru/politic/article/243937/

СССР, отношения, мнение, политика, Россия, Лукашенко, Путин

Previous post Next post
Up