Энциклопедия советского быта в воспоминаниях свидетелей. Авиация
Сегодня мы начинаем новую рубрику, посвященную воспоминаниям живых свидетелей о быте рядового советского человека. Что ели советские граждане, что пили, смотрели, слушали, что их окружало и т. д. Из уст тех, кто всё это переживал.
Первый выпуск рубрики посвящен советской гражданской авиации.
***
«Тут отличие от современности разительное. В СССР авиация была более повседневным явлением настолько, что мне, в то время лично не летавшим, есть о чем вспомнить.
1)Я писал письма и клеил на них марки, которые оплачивали доставку письма авиапочтой.
2)Почти каждый день небо над моим городом бороздили какие-то самолеты, от которых в небе долго оставался длинный след. После 1991 г. я такие следы видел раза два-три.
3)Мы осознавали, что наша страна является ведущей мировой авиационной державой, мы бы долго смеялись, если бы наше правительство предложило провести закупку самолетов зарубежом.
4)Когда отец вывозил нас за город, мы нередко видели маленькие самолеты на полями, которые чем-то опрыскивали.
5)В нашем городе работал крупный авиационный завод, сегодня на этом месте пустырь и торговый центр. Говорят, что недавно к нам в Саратов приезжала делегация из Москвы. Собрали местную власть и торжественно объявили, мол, решили построить у вас в городе авиационный завод. Саратовские охренели: "Так у нас же БЫЛ авиазавод!" Тогда охренели московские: "Как это был?". Посмотрели пустырь, посмотрели на саратовские злые рожи и уехали. Вот такой сегодня уровень управления экономикой. Наверняка специальный хитрый план.
6)Мой дядя был военным летчиком и это было круто. Как раз в 1980-е гг. он был признан кем-то типа лучшего летчика СССР, не знаю, как тогда это называлось. Однажды он отслеживал маневры американского авианосца. С последнего взлетели самолеты и выстроились ромбом для воздушного парада, - на авианосец прибыла какая-то шишка. Дядька схулиганил - в самый торжественный момент пролетел сквозь ромб. Еще до его приземления амеры вышли на Москву и моего дядьку прямо с аэродрома повезли в Москву на разбор полета. Там ему официально сделали выговор, а втихаря жали руку.
7)В то время саратовский аэропорт был очень оживленным местом, - куда только не летали от нас прямые рейсы! Авиация была скорее всего более распространенным пассажирским транспортом в межобластном сообщении, чем авто. Цены были вполне доступные для любого советского гражданина.
8)У меня сегодня существует уверенность, что советская авиация была более надежной, был меньший процент катастроф. Техника была новее, у летчиков был больший налет, организация была более рациональной, время более ответственное. Помню, дядька, уже будучи на пенсии лет десять, долго ругался, когда прочитал про налет российских военных летчиков: "Случись война, пусть лучше меня на самолет посадят, - я лучше них слетаю!"»
-
«Первое, что вспоминается, - доступность. Цена, в смысле. По студенческому ( 50%- ная скидка с 1 ноября по 30 апреля) легко летали из Воронежа в Москву на Таганку ( учившиеся в столице одноклассники оповещали заранее о купленном билете). Все удовольствие стОило 15 р , туда- обратно.
До Сочи - 42 р.
Второе. Безопасность. Садилась и - никаких страхов.
Сервис- нормальный.
Профессия пилота была крайне уважаемой. Форма, выправка способствовали»
-
«Билеты были общедоступны. Я студентом на каникулы иногда летал (Москва-Харьков) самолетом по льготному билету. Впрочем, и полный был не сильно дорогим.
В 1990 году перевезено пассажиров 91 млн.
В 1999 (абсолютный минимум) 22,4 млн.
В 2012 - 74 млн.
Данные отсюда
http://gloriaputina.livejournal.com/245587.html Так что дело в первую очередь в доступности цен. Перевозили больше пассажиров.
Правда, дальних международных стало в наше время гораздо больше, чем в советские времена. Оно и понятно - тогда летали отдыхать в Крым и на Кавказ, а не в Турцию и Таиланд»
-
«А студенты мотались по стране буквально за считаные рубли на самолете, да!»
-
«До 90-х в гробу видал все паровозы. Только самолет. От Перми до Ленинграда, Нижневартовска и Волгограда билет стоил одинаково - 30р.50коп. Мамка тогда получала пенсию 132р. Два раза можно было в Ленинград смотаться. И неделю на еду хватило бы.
Не любил Ту 154. Народу много. А, вот Ту 134 Уважал. Посчитал на чем летать приходилось: На 10 типах летательных аппаратах. На одном самостоятельно. С парашютом прыгать пришлось с четырех.
Сейчас и на электричке лишний раз не проедешь»
-
«Местная малая авиация в самом буквальном смысле сшивала страну воедино. "Ан-2" возил на 300-400 км за очень даже смешные деньги, вполне сопоставимые с поездкой на такси по Москве. (Стоимости билетов не помню, так что называть суммы воздержусь). См., в частности, фильм "Мимино"; то, что до поездки в Москву - чистая правда»
-
«Летал на от АН-2 до ИЛ-86. На первом - вместо автобуса. На втором из Свердловска в Ташкент. Обратно - на АН-26 из Чимкента...»
-
«Я летал на:
Ан-2 - в детстве, не полететь куда-то, а как аттракцион, катали желающих за довольно смешные деньги,
Ан-10 - удобный вместительный самолет, их все сняли с эксплуатации после катастрофы (усталостные трещины в центроплане, после этого все Ан-10 не разбираясь конкретно с каждым сняли с пассажирских рейсов),
Ан-24,
Ту-134 - быстрее и комфортабельнее, чем Ан-24,
Ту-154 - очень малое расстояние между рядами кресел, мне при моем росте это было неудобно, в остальном без нареканий,
Як-42 - примерно как Ту-154, но расстояние между рядами нормальное,
Ил-86 - очень комфортабельный самолет,
Ил-62 - нормально, долго, конечно, очень Москва-Владивсток, но что поделаешь, расстояние большое, а так вполне комфортно,
вертолет Ми-8 - шумно, трясет, но это проблема всех вертолетов.
Кому-то из молодых я в ЖЖ все это перечислил, и это вызвало удивление - "Как! Так много!"»
-
«В середине 80-х часто приходилось ездить Рига - Лиепая и обратно. 200 км в один конец.
Билет на поезд стоил 4.50, на самолёт - 10...12 р. Летали Ан-24 или Як-40.
Никаких досмотров в аэропорту не было, единственное отличие от ж.д. - билет продавали по предъявлению паспорта.
Как-то опаздывал, приехал в аэропорт, когда регистрация закончилась и уже убрали трап. Увидя моё отчаянье, вняли просьбе, снова подогнали трап, посадили меня и взлетели»
-
«A ещё детей на "кукурузниках" катали над городом. Билет копейки стоил, хотя точную цену не помню»
-
«В БССР в 60-70-е было очень развита местная авиация, особенно на Полесье, где было очень плохо с дорогами.
Наиболее характерные:
- из аэропорта Минск-1 в Ждановичи за 1 руб. с копейками, правда более туристический чем транспортный маршрут (на машине можно за 20 минут доехать)
- из полесских городков на Украину, объездом через болота очень долго так проще самолетами, некторые летали в обеденный перерыв пива попить»
-
«Сразу после окончания института (1971-1972) работала в Ташкенте на авиазаводе имени Чкалова. Тогда самым главным изделием завода бала "сотка" - сотое изделие - большегрузный гигант "Антей" разработки киевского антоновского бюро. Помню огромный сборочный цех и "Антей" посередине. Красавец!
Почему-то запомнился здоровенный плакат в цехе: "Заклёпки удалять только сверлением, а не срубанием!"
Поездом ездила очень редко: только в тех случаях, когда ехать нужно было уже, а на самолёт все билеты проданы. Но самые хорошие воспоминания у меня о советской санавиации. Эти самолёты летали в труднодоступные для другого транспорта районы и вывозили оттуда больных туда, где им могла быть оказана квалифицированная помощь. А нередко этими самолётами летели на место высококвалифицированные специалисты, чтобы сделать операцию, которую не могли сделать местные хирурги. Мой очень хороший друг был главным специалистом-нейрохирургом Львовского облздравотдела и, когда было его дежурство, он летал, как он сам выражался, "крошить мозги" в горные районы львовской области. Жаль, что его уже нет. Светлая ему память.
И, естественно, услуги санавиации были бесплатными»
-
«Ребята )) что бы оценить авиотрафик Союза посмотрите на гугли яндекс карту европейской части союза внимательно. (белорусия, россия, украина ... ).
Смотрите аэродромы-площадки-аэропорты. 90% их на текущий момент нерабочие. У меня отец всю дорогу в малой авиации был до 90х. Рейсы у них могли быть не просто А-Б а к примеру А-Б-С-А. Летное плечо от 15 минут до 40 в среднем. Малая авиация реально заменяло авто по областям. И кстати интересно глянуть статистику. У меня вовсе имеется убеждение определенное, что малую авиацию в пику автопрому слили (что бы побольше машин брали), при том что с частной авиацией и тогда и сейчас не все впорядке.
И Кстати! Сегодня что бы с одного областного центра в другой долететь - так только через мск. за херову тучу денег, а тогда всех делов 20 минут было»
-
«Помню, что билеты на самолёт были довольно доступными. Несколько раз в начале-середине 80-х летал с кем-то из родителей на юга. Речь шла о 20-30 рублях за билет. Наиболее распространёнными на таких маршрутах - Ту-154. По одному разу удалось полетать на Ту-134 и Ил-86. Последний, по сравнению с первыми двумя, которые по сути аналоги всяких Боингов-737 со схожим уровнем комфорта для пассажира, показался очень просторным и большим. Жаль, что ничего подобного мы больше не делаем»
-
«Авиация - тема особая :) Дело в том, что, по рассказам матери, первое средство передвижения, на котором я прокатился после рождения - был "кукурузник", на котором меня везли чуть ли не из роддома в (увы, далеком!) 1963 году :)
Поскольку это все же не мои воспоминания, перейду к личным. В детстве яркие воспоминания - только привязка к году неточная, но до 1970 года - это самолет, разбрасывавший над городом листовки (почему-то кажется, кто какая-то агитация к выборам, но не уверен ничуть... Сами листовки - розовые, белые, голубые - сыпящиеся с неба - хорошо помню)
В те же годы - видел дирижабль. Наверное, все же дирижабль, но сейчас, пытаясь вспомнить - чем-то похож на аэростат заграждения типа в войну применявшихся. Все же более 45 лет - воспоминания могли и спутаться, но что-то такое точно летало!..
Летал по советскому времени много и часто, по нынешнему - увы, только на похороны отца...
Самое интересное воспоминание - 1980 год, я заканчиваю 10 класс. Учился я в те годы в интернате в Киеве, нам разрешили, кто хочет, съездить на несколько дней домой. Откровенно говоря, родители в таком возрасте значат не так много, так что никуда не поехал. И вот, иду по городу - просто так, без цели. Все равно выходной. Заносит меня в "Жуляны", через час - отправление самолета к родителям. Ученический со мной, в кармане рублей 20 есть. Билет по ученическому стоит, насколько я помню, 11 рублей (или это была полная цена, а я летел за 5.50, не помню точно...) - вот так, спонтанно, беру на карманные деньги школьника билет и улетаю. Потом пришлось звонить уже из другого города, извиняться... :)
Кстати, система заказа авиабилетов в СССР работала достаточно неплохо, правда, это уже 1987-1988 год, аспирантура, командировка - лечу в Свердловск, оттуда в Москву, потом домой. Все билеты куплены за 5 минут, автоматизированная система позволяла в одном городе моментально купить билеты на рейс между двумя другими»
-
«Я сейчас добираюсь из Саратова к друзьям в Балаково на машине 3 часа и жутко убиваю подвеску, ибо дороги там... а в районе Маркса каждый раз обливаюсь холодным потом потому, что обгон длинномеров по двухполоске без обочины это аттракцион еще тот.
В 1985-89г.г. летал Саратов-Балаково на АН-2, билет был в районе 4-х рублей, полчаса на все про все»
-
«я жил в Минске, моя бабушка с дедушкой - в районном центре, Пинске. Расстояние - 360 километров. Обычное дело - на каникулы меня отправляли к ним. Поскольку поезд прибывал в 1 ночи, отправляли меня обычно самолётом - рейсы в райцентр были 2 раза в неделю, стоимость - 10 рублей 25 копеек, самолёт - АН 24. меня, 8-летнего оболтуса сдавали под контроль стюардессе, а в Пинске передавали на руки бабушке... с развалом СССР эти полёты отменили, сейчас возрождают потихоньку, но только в областные центры»
-
«У нас в селе ( в селе! блин, в котором сейчас тупо жителей в ближайший город отправлялют в больницу) был небольшой аэродром с "кукурузничком", летавшим до Свердловска и это было гораздо проще и выгоднее, чем добираться до Тагила, потом пересаживаться на автобус или электричку и пилить до облцентра. Билеты были недорогие. Школьников в виде экскурсии просто катали по кругу над окрестностями иногда. На этом аэродроме снималось несколько эпизодов фильма "Арифметика любви" Свердловской киностудии. После 1991 года все здания сравняли с землёй, сейчас всё заросло бурьяном»
-
«О частностях все до меня сказали. Глобально - советские самолеты обеспечивали 40% МИРОВОГО пассажирооборота. Это внушает. И объясняет, почему боинг, макдоннел - так корежило от Аэрофлота.
Мой одноклассник в 70-е с родителями уехал в Америку, выучился там, работал потом в Дельте. Приезжал в союз в конце 80-х. Я помню, как орал : вы мудаки, не понимаете своего счастья - у вас ОДНА компания на всю гигантскую страну!!! А это - единая система управления, единые стандарты безопасности, ремонта, сервисного обслуживания. Да вы сами самолеты делаете и сами на них летаете! При единой компании у вас на самолете в любое село можно летать, и прибылями от широкофюзеляжников покрывать издержки малой авиации! Молитесь на свою систему, молитесь!
Через несколько лет все рухнуло. И теперь имеем то, что имеем»
-
«Я, хоть и 1969г (Новосибирск), но полетать при советской власти успел. Воспоминания о 80-х, ближе к середине.
Точно помню, что в эти годы авиабилеты на летний сезон были в большом дефиците. Продавать их начинали за 30 дней до вылета и к обеду на популярные направления они обычно кончались. Поэтому, чтобы купить, занимали очередь еще до открытия кассы. Никаких документов при продаже билетов не спрашивали, паспорт требовался только при посадке в самолет. Тарифы были единые от начального до конечного пункта, если, не было билетов на прямой рейс, можно было взять билет с пересадкой за ту же цену. Существовала так же бронь на некоторое количество мест в каждом самолете, которые заранее не продавались, а освобождались, кажется, за 3 часа до вылета. На них первым делом должны были сажать всяких льготников, например, с телеграммами о смерти родственников, но если места оставались, то мог улететь кто угодно. Помню, летел их Петропавловска-Камчатского в Новосибирск, билет удалось взять только с пересадкой в Хабаровске, вдруг в аэропорту Петропавловска объявляют дополнительный рейс до Новосибирска, подошел к стойке и без всяких переоформлений улетел по тому же билету прямым рейсом»
***
Взято у historian30h.livejournal.com, с большой благодарностью