ТворОг и твОрог, Творец и тварь.

Jun 05, 2023 04:40

ТВОРОГ или ТВОРОГ?
Многие словари указывают два ударения в слове «творог», однако в нормированной речи, в частности на радио и телевидении, а также в ряде справочников, ударение на второй слог считается предпочтительным.

Словари и справочники бывают разные и их типология велика и разнообразна. И все они - для разных целей.
Очень грубо и упрощенно говоря, бывают словари для детей и взрослых, для дилетантов и специалистов.
Скажем, школьные орфографический и толковый - это одно, а словарь мата или словарь ударений для дикторов - это другое.
В быту мы обычно пользуемся самыми простенькими словарями или вовсе Википедией, которая, хм, далека от академизма и довольно безграмотна.
Вот такие словари сообщают вам, что оба ударения равноправны.

В соответствии со словарем Даля, ударение на первый слог в слове "твОрог" есть диалектическая особенность произношения в отдельных российских губерниях, а правильный вариант - творОг.
Проще говоря, если я петербурженка, я говорю -  творОг, а вы, если хотите подчеркнуть свою провинциальность и "близость к народу",  - можете говорить нАчать, звОнит и твОрог.


Приведу пример из школьной программы: какого рода слово "кофе"? Нам говорили, что кофе может быть как среднего, так и мужского рода. Но предпочтительнее - мужской.
Что значит "предпочтительнее"?
Ну, например, употребление слова в мужском роде ставит вас в глазах окружающих на более высокую ступень.
Очень важная штука, если вы хотите быть человеком "нашего круга", "одного круга", принадлежать к  какому-то "кругу".
Поверьте, что на человека, говорящего и пишущего с ошибками, всегда смотрят свысока более грамотные коллеги. И не успокаивайте себя, дескать, по одежке встречают. Если вы - прекрасный специалист, насмехаться будут от зависти, если средний - будут снисходительно посмеиваться, если так себе - будут смеяться громко:"ну что возьмешь, три класса церковно-приходской школы...".
Коли ваше самоуважение имеет широкие пределы (плюй в глаза - божья роса),  вы аскет или Нарцисс с большой буквы - не читайте дальше и говорите, как хотите.
Для сознающих свои ограничения и стремящихся к самосовершенствованию, приведу два объяснения: бытовое и научное.

Бытовое объяснение.
1
Начнем с совсем не научного "чутья" носителей языка.
Мы все говорим по-русски, наша память хранит немалый лексикон. Речь на любом языке имеет свою гармонию, тенденции в языке являются общими, будь то аканье, укорочение, выпадение или смещение ударений. Не зная французского, вы узнаете его по ударениям на последний слог, прононсу, по свойственной ему гармонии.
Так какое ударение чаще встречается в подобных словах русской речи?
Обратимся к собственной памяти или словарю рифм и отбросим заведомые заимствования типа бульдог и бострог:
поро́г, пиро́г, бато́г, черто́г, сапо́г, ито́г, ожо́г, поджо́г, отро́г, нало́г, зало́г, предло́г...
А на первый слог?
Полог, ворог (причем, в современной форме - "враг" - на второй слог). Есть еще идеи?

2
Подберем однокоренные слова и посмотрим на ударение:
творог
творо́жный
творо́жистый
творо́жник
створо́жить
створо́женный
творожо́к

Творого́в О.В.
Творого́во село
Тво́рогово деревня
Творого́вский район

3
В школе мы проходили корни с чередующимися гласными твор/твар.

а)Корень с чередованием -твар-/-твор- имеет компонент значения, связанный с идеей творения, создания, созидания (вытворить, вытворять, натворить, претворить, претворять, притворяться, сотворение, сотворить, столпотворение, творение, творёный, творить), а также образованных от таких слов, где значение корня ощущается уже не так ясно (благотворительный, одухотворенный).
Где ударение?

б).Не путать! Омонимичный корень -твор- выделяется в словах затворить, притворить, створка, раствор и словах, образованных от данных (проверяются словом затвор): отвори́ть (ст.-слав. отворити) проверка: затво́р. По одной из версий восходит к: о + творити, по другой - к: от + ворити «запирать».

Каково же значение слова ТВОРОГ?
Слово "творог" - по значению близко с церковно-славянским творъ ( твор, твори́ть, тварь, Творец, творение, творчество, тварный (смертный).
Происходит от праслав. тварогъ - от той же основы, что и творить - переработанное молоко. Сравните с чешским tvořidlo «сосуд для сыроварения». Варения не чего-нибудь, а сыра, который в славянских языках имеет значение творога (ср. сырники, польский творожный пирог Sernik krakowski).

праслав. *tvarogъ,
русск. творо́г,
укр. тварíг,
белор. тваро́г,
болг. тваро́г,
чешск., словацк. tvarо́h,
польск. twaróg,
в.-луж. twarо́h,
н.-луж. twarо́g.
Где ударение?

Вывод: чтобы не путать ни себя, ни детей, лучше говорить творОг, творОжный, творОжник.
Если, конечно, любовь к новоязу не заставит вас выговаривать твОрожный, ствОроженнный, твОрожок.

Будь я Здорновым, представителем "народной этимологии", я бы сказала что "твор" - это творение, изменение, обработка, преобразование, а ог - это молоко, как в слове "й-ог-урт". Но это шутка! Просто, чтобы лучше запомiналось)

Научное объяснение.
В современной русистике принято считать, что в слове "творог" возможна двоякая постановка ударения, и в любом случае оно будет произнесено правильно. Однако русисты не забывают подчеркнуть, что «творо́г» более предпочтительно, чем «тво́рог».
Такая вариация ударения в одном слове нередко удивляет не только школьников, но и взрослых людей. И дальше любопытных вопросов речь не заходит. На эти любопытные вопросы можно ответить только с исторической и акцентологической точек зрения.

Для начала введём некоторые механизмы классификации ударения:
Акцентная парадигма a - ударение всегда на основе;
Акцентная парадигма b - ударение всегда вне основы;
Имеются две главные характеристики минусовая (−) и плюсовая (+), которая подразделяется на два подкласса - самоударность (↓) и правоударность (→).

ТВОРОГ - происходит от праславянского *tvarogъ

VII века - XV век. В праславянском языке началось образование атрибутивных существительных по типу «корень + суффикс», например:
*tvarь «создание» + *-og-ъ → *tvarogъ «кисломолочный продукт, творог»;
*pirъ «большой обед, пир» + *-og-ъ → *pirogъ «печёное изделие, пирог»;
*batъ «палка» + *-og-ъ → *batogъ «трость, посох, батог»;
*svarъ «ссора, свара» + *-og-ъ → *Svarogъ «имя славянского бога-кузнеца, Сварог» (1)

Из этимологии можно вынести вывод о том, что слово «творог» реконструируется, и, следовательно, произносилось через «а» - *tvarogъ.
Это видно в таких языках-потомках: укр. тваріг, болг. тварог, чешск. tvaroh.

Все новообразованные праславянские атрибутивные существительные - *tvarogъ, *pirogъ, *batogъ, *Svarogъ - имеют акцентную парадигму b, которая показывает, что ударение в словах, которые входят в данную парадигму всегда падает вне основы. То есть на суффикс *-og-ъ:
*tvarogъ, *pirogъ, *batogъ, *Svarogъ.

Суффикс *-og-ъ имеет правоударную (→) акцентную маркировку. Корни могут иметь как плюсовые так и минусовую маркировки, но в данных корнях имеет место быть только правоударности (→). Самоударность (↓) и минусовость (−) не подходят по причине акцентной парадигмы b - ударение всегда на окончании.

Корень *tvar- и суффикс *-og-ъ правоударные, но окончание мужского рода -ъ минусовое. По общему правилу, если ударение падает на редуцированный гласный, которым и является «ъ», то ударение падает на слог левее, т.е. на *-og-ъ.

XV века - XVIII век. С XV века в южнорусских, части среднерусских и белорусских диалектах появляется неразличение гласных фонем [а] и [о] в безударных слогах (аканье). Произошёл процесс падения редуцированных гласных «ъ» и «ь», но они продолжают писаться до реформы 1918 года.

XVIII века - XXI век. С появлением русского литературного языка и бушующем в полую силу аканья началось передвижение ударения с тварóг(-ъ) на твáрог(-ъ) с изменением гласной «a» в «о» в ударном слоге - твóрог(-ъ). Этому сопутствовал и глагол «творить», который в корне имел гласную «о».

Конечно корни твар- и твор- разные, но многим схожи, и всё же на более глубоком уровне корни восходят к единому праиндоевропейскому корню *twerh₂-, где вариация гласных появлялась с помощью сочения аблаута с H-окраской.

Благодаря таким процессам в современном русском и белорусском языках появился корень твор- (не тот, что в глаголе) уже с самоударной маркировкой, который заменил написание корня твар- с гласной «a».

Так как редуцированные гласные пали, то есть они больше не несут никакую фонему (звук), их не пишут по реформе 1918 года. Однако акцентология русского языка их предсказывает, когда в акцентологии праславянского и древнерусского языков они точно имеются, но правила для русского языка о переносе ударения влево с редуцированных нет.

Так получились два корня с разной маркировкой, и два слова с разной акцентной парадигмой:

Тво́рог, акцентная парадигма a - ударение всегда на основе:
Именительный падеж: тво́рог тво́роги
Родительный падеж: тво́рога тво́рогов
Дательный падеж: тво́рогу тво́рогам
Винительный падеж: тво́рог тво́роги
Творительный падеж: тво́рогом тво́рогами
Предложный падеж: тво́роге тво́рогах

Творо́г, акцентная парадигма b - ударение всегда вне основы:
Именительный падеж: творо́г твороги́
Родительный падеж: творога́ творого́в
Дательный падеж: творогу́ творога́м
Винительный падеж: творо́г твороги́
Творительный падеж: творого́м творога́ми
Предложный падеж: твороге́ творога́х

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что акцентная парадигма b, в этом слов, более архаична, чем акцентная парадигма a, - которая является инновацией.

Вывод: как говорить - личное дело каждого, но архаизмы и историзмы в речи стилистически "приподнимают" лексику, а новояз, "модные слова", арго, годятся лишь для корпоративного и профессионального общения, как сленг и стилистически сниженная лексика - для дружеских пирушек.

Примечания.
(1) Сварог - сомнительной историчности славянское божество. Сварог упоминается в памятниках один раз: в реальном язычестве такого высшего бога, очевидно, не было.
Теоним Сварог связывают с праслав. *svara, *svarь, в результате чего имя приобретает значение «спорящий, наказующий». Упоминается также заимствованное у славян румынское sfarog «сухой».
По одной из версий, теоним Сварог восходит к праславянскому слову «*sъvarogъ» («огонь»), происходящему от соединения корня *sъvarъ «жар» и суффикса *-ogъ. *sъvarъ, в свою очередь, происходит от соединения *sъ- «хороший» и корня *varъ «огонь».
Современные исследователи отождествляют Сварога со Сваро́жичем и считают его олицетворением либо ритуальным названием огня.
Сваро́жич (др.-рус. Сваро́жичь, Сваро́жець; Сваро́жич-Радгост) - языческое божество, почитавшееся балтийскими и восточными славянами.
Созвучие теонима Сварог с др.-инд. svarga «небо, небесный», приводит к выводу о лингвистическом родстве этих слов. В этом случае Сварог происходит от svarga «небо, небесный».(аналог.: Мокошь - Мокша - инд. mokṣa или makhas). Предположительно, теоним был заимствован славянами у индоариев в Северном Причерноморье или происходил из более древнего общего праиндоевропейского корня.
Сварга (санскр. स्वर्ग, Svarga = «идущий на небо», «небесный»; «небо») или Свар-лока (санскр. Svar-loka - «небо света», «небо Солнца»), - в индийской мифологии "небеса" (в значении "рай"), небесное царство царя дэвов Индры (Индра-лока), место пребывания дэвов (полубогов) и блаженных смертных. Индийская мифологическая космография помещает Сваргу на мифологическую гору Меру.

русский язык

Previous post Next post
Up