В конце 6 века папа Григорий I Великий, которого впоследствии католическая церковь канонизировала и причислила к лику святых, произнёс проповедь, посвящённую Марии Магдалине. В этой проповеди он описал её как раскаявшуюся грешницу. Высокую оценку духовного лица получила эта женщина за свою преданность и любовь к Иисусу. Папа Григорий предположил, что Мария Магдалина может быть той грешницей из Евангелия от Луки, которая разбила дорогой алавастровый сосуд и помазала Иисуса миром. Также она могла быть Марией из Вифании, сестрой Лазаря и Марфы - друзей Иисуса. Третье предположение коснулось истории об изгнании семи бесов из женщины по имени Мария. Этих трёх женщин Григорий I соединил воедино. По поводу изгниния демонов он сказал, что это похоже на описание семи смертных грехов, среди которых не только грех похоти, а ещё алчность и гордыня. После этой проповеди в западном христианстве утвердилось именно такое мнение о Марии Магдалине.
Европейские художники и скульпторы обычно представляли Марию Магдалину в своих произведениях одетой как блудница. Некоторые представители искусства эпохи Возрождения изображали её и вовсе обнажённой. Например, Тициан, на полотнах которого она лишь прикрыта своими длинными светлыми волосами.
С тех пор Магдалину стали смешивать с Марией Египетской и всеми блудницами Библии.
С Марией Магдалиной связывают появление традиции пасхальных яиц.
По достаточно поздней легенде, когда Мария пришла к императору Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, покраснело. Очевидно, легенда относится к очень позднему Средневековью (так как не вошла в обширнейший сборник «Золотая легенда» XIII-XIV века).
Впрочем, согласно иному варианту изложения, Мария Магдалина подарила императору яйцо, уже окрашенное в красный цвет - так описывает этот эпизод Димитрий Ростовский[9]. Этот дар возбудил любопытство императора, и она рассказала ему об Иисусе Христе, после чего он уверовал. В православие эта легенда, судя по всему, проникла под влиянием католичества.
Исследователи гендерной роли женщины анализируют развитие культа Марии Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева - Дева Мария. Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»).
Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами (…) Хотя история Магдалины восходит к Евангелию, внезапно необходимость в её присутствии обостряется. Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием». Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: искусительница, прощенная грешница и Царица Небесная. Мария Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания - с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Марии Магдалине
Иногда на картинах Мария не только красива, но и настолько сексуальна, что создается впечатление, что католическим падре нужна была эротика для интимных утех, а художникам не терпелось поработать с обнаженной натурой.
Неожиданный образ.
Это мне уже представляется основанием культа Санта Муэрте.
Магдалинская девушка
Девушка-Магдалина - это общее название человеческого скелета , датируемого границей между верхним палеолитом и ранним мезолитом , ок. Возраст от 15000 до 13000 лет, в период Магдалины . Останки были обнаружены в 1911 году в районе Дордонь на юго-западе Франции в известняковой пещере, известной как каменное убежище Кап Блан . Находка была сделана, когда рабочий вонзил кирку в скалу в каменном укрытии, разбив череп. Это наиболее полный скелет верхнего палеолита в Северной Европе. Когда в 1926 году «Девушка Магдалины» была приобретена для Музея Филда в Чикаго , штат Иллинойс , Генри Филдом , тогдашним куратором отдела физической антропологии, это было названо одним из самых значительных приобретений, когда-либо сделанных музеем. В первый день экспонирования драгоценный образец десятки тысяч посетителей стекались в музей,До сих пор ведутся споры о возрасте Магдалины. В течение многих лет этот человек считался молодой девушкой, потому что ее зубы мудрости еще не улучшились, но новый анализ показывает, что ее зубы мудрости были повреждены , и что ей было от 25 до 35 лет, когда она умерла. Это самый старый зарегистрированный случай ретенции зубов мудрости. Другими доказательствами, указывающими на ее возраст, были полностью сросшиеся эпифизы и дегенеративный износ позвонков. По словам доктора Роберта Д. Мартина, приматолога и ректора Полевого музея, вместе с доктором Уильямом Пестлом, менеджером коллекции Полевого музея , доктором. Майкл Колвард и Ричард Юревич из стоматологического колледжа Иллинойского университета в Чикаго,
Магдалинец девушка, скорее всего, значительно старше 18-21 года.
Цифровая реконструкция В 2012 году антропологи начали сканировать реплику черепа девушки Магдалины, чтобы создать цифровую модель с высоким разрешением. Для этого они использовали высококачественный рентгеновский сканирующий аппарат для проведения компьютерной томографии , на которой были записаны изображения черепа под разными углами. Цифровая реконструкция прошла в компании Alloyweld Inspection. К сожалению, когда эти останки были первоначально найдены, археологи случайно раздробили череп киркой, и им пришлось собрать его вместе. Перед сканированием череп был разбит как минимум на шесть частей и был неправильно собран. Это мешает антропологам понять, как выглядела девушка Магдалины, и ответить на важные вопросы об останках. Новые цифровые изображения позволят антропологам узнать, ухудшился ли череп за последние десятилетия. Новые изображения также можно использовать для цифровой реконструкции черепа, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение. Если будет построено достаточно хорошее сканирование, то специалисты по реконструкции лица смогут дать более точное изображение человека. По данным Daily Herald , лучшее описание магдаленской девушки на сегодняшний день - это то, что ей было 5 футов 4 дюйма, и она умерла примерно в 24 года. В 2013 году французский скульптор Элизабет Дейнс завершила реконструкцию лица девушки Магдалины с помощью печатной версии компьютерной томографии черепа.
Если Девушка из Магдалы действительно Мария, то некоторые художники и режиссеры были наиболее близки к истине.
А наша современница журналист Мария Карпинская демонстрирует, как реконструкция может ожить.
В католической традиции Мария Магдалина, называемая прямо по имени лишь в перечисленных выше новозаветных свидетельствах, была отождествлена ещё с несколькими евангельскими персонажами[6]:
Мария, упоминаемая в Евангелии от Иоанна как сестра Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании (Ин. 12:1-8)
безымянная женщина, совершившая помазание головы Иисуса в Вифании в доме Симона прокажённого (Мф. 26:6-7, Мк. 14:3-9)
безымянная грешница (блудница), омывшая ноги Христа миром в доме Симона фарисея (Лук. 7:37-38) (подробнее см. Помазание Иисуса миром).
Таким образом, Магдалина, отождествляясь с этими персонажами (а также заимствуя некоторые сюжеты из жития неевангельской раскаявшейся грешницы V века преподобной Марии ЕгипетскойПерейти к разделу «#Дальнейшее отшельничество»), приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.
Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.Ставшая канонической в католицизме, версия Марии Магдалины была оспорена французским гуманистом Жаком Лефевром д'Этаплем в 1518 году. Он очень активно возражал против слияния двух Марий: сестры Лазаря и безымянной грешницы в Евангелии от Луки. Д'Этапль настаивал на невозможности этой теории. Его позиция получила весьма незначительную поддержку, а вот сопротивление в религиозных кругах было огромным. Закончилось всё тем, что в 1521 году взгляды д'Этапля были официально осуждены французскими теологами.
В 1969 году Общий римский календарь положил конец этому вопросу. Он определял разные даты, относящиеся к появлению Марии из Вифании и неизвестной грешницы в Евангелии от Луки.
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней. Подкрепление и литературную обработку этот образ нашёл в «Золотой легенде» Якова Ворагинского - собранию житий святых, второй по распространению в Средние века книге после Библии.
В XX веке Католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки - после реформы в календаре Novus Ordo 1969 года Мария Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся».
Но, несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным[
Для понимания генезиса этой легенды важно, что сюжет аскезы Марии Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской - её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Марии Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей. Исследователи отмечают, что заимствование, возможно, произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы. Рассказ о Марии Египетской лёг в основу легенды «Об отшельнической жизни» Марии Магдалины. Также упоминают влияние легенды о блуднице святой Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.
О Марии из Магдалы - городка на территории современного Израиля - говорят все четыре евангелиста. Про блудную страсть - ни до встречи с Христом, ни после, ни слова. Просто среди следующих за Иисусом женщин первой упоминается "Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов". Слово "семь" в библеистике не столько число, сколько "полнота". То есть наша Магдалина до встречи с Иисусом в полной мере страдала от беснования, ее терзали бесы. Были ли это бесы блудной страсти? Евангелие не дает оснований так думать. Библии не свойственно ханжество: спали две дочери праведника Лота с отцом, Книга Бытия так прямо и пишет. Взял царь Давид понравившуюся ему Вирсавию, чей муж был на войне, - и тут Библия не скрывает греха помазанника Божьего. И так далее. То есть про блуд Магдалины запомним: чего не было, того не было. И беснования достаточно. Но Иисус, чья Божественная суть давала ему власть над падшими духами, Марию из Магдалы исцелил. И потом она два года вместе с апостолами следовала за Спасителем, "служа Ему своим имением" - помогая последователям Иисуса пищей, одеждой, деньгами...
Затем мы встречаем Магдалину в скорбный час, когда Иисус, взвалив на Себя Крест, идет на Голгофу. В отличие от апостолов, в смятении разбежавшихся после неправедного ареста и суда над Спасителем, Мария Магдалина прошла путь крестных страданий рядом с Учителем до конца. Стояла она и при Кресте Распятого Христа.
Евангелие ни слова не говорит о чувствах тех, кто был рядом с Распятым Иисусом в последние часы Его земной жизни. Зато у нас есть ахматовская поэма "Реквием", написанная в годы сталинских репрессий. Сердцевиной поэмы Ахматова делает сцену распятия Христа - как точку максимального страдания и боли в нашем мире.
"Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел".
Анна Андреевна, пережившая арест сына и мужа, здесь чеканно точна.
Читаем Евангелие дальше: Мария присутствует при погребении Иисуса, поздно вечером в пятницу, накануне субботы покоя.
В Евангелии от Иоанна есть поразительный эпизод, рассказывающий о встрече Марии Магдалины с Воскресшим Христом. Наверное, во всей мировой литературе нет ничего и близко приближающегося к строгой поэзии этого короткого евангельского отрывка.
Вот вместе с учениками Мария из Магдалы рано утром приходит к гробнице и видит ее пустой. Ученики уходят, а Мария остается у гроба одна. Она стоит и плачет - это так понятно. "И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса". Ангелы спрашивают Марию, отчего она плачет? "...унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его", - отвечает Мария. И дальше: "Сказавши сие, обратилась назад и увидела Иисуса, стоящего; но не узнала, что это Иисус" - слезы, темнота раннего утра, растерянность от случившегося, что тут удивительного?.. И вот уже Сам Иисус спрашивает Марию: "Что ты плачешь?" И она, все еще не узнавая Христа, "думая, что это садовник, говорит Ему: "Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его". И тогда Христос обращается к ней по имени: "Мария!" И она мгновенно узнает Его: "Учитель!"
В этом узнавании порыв радости. Наверное, Марии хочется убедиться, Он ли это, ей хочется дотронуться до Него, но Иисус останавливает ее. Он говорит знаменитое: "Не прикасайся ко Мне!" И объясняет: "Ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".
Часто у читающих эпизод возникает вопрос: почему Иисус не позволил Марии коснуться Себя? Ведь когда Фома, усомнившись в рассказе учеников, сказал: "Пока не увижу на руках Иисуса ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны... не поверю", Христос предложил ему это сделать? А тут Иисус останавливает Марию: "Не прикасайся ко мне!.." И здесь мы вступаем в область догадок. Воскресение Христа из мертвых - это то, что выше нашего рационального, обыденного опыта. Воскресение Христа - это тайна, и подобно тому, как Мария, остановленная Иисусом, не стала Его касаться, так и мы должны остановиться и не прикасаться к этой величайшей тайне, величайшему чуду в истории человечества.
Отметим для себя: Марии Магдалине было дано первой увидеть Воскресшего Спасителя. Она первой возвестила о том, что Христос Воскрес людям. За это Церковь и называет ее равноапостольной.
Все. Больше Евангелие о Марии не пишет. Равно как и о том, была ли последовательница Христа молода? Красива? Истории достаточно, что она была мужественной и верной. Молодость и красота преходящи, верность живет в веках.