В первые века христианства люди часто уходили в пустыню, где подвизались и молились, не имея при этом монашеского пострига, но по-сути ведя монашеский образ жизни. Их жизнь заключалась в очищении своего сердца от страстей и усиленной молитве за весь мир. Это был их путь спасения. Такой же путь выбрала и преподобная Мария Египетская. Святая Мария, не будучи монахиней, сознательно выбрала для себя отшельническую жизнь, в которой провела практически полвека. После нескольких лет разгульной жизни она выбрала ее совершенно нежданно, следуя благословению Богородицы
О преподобной Марии Египетской. О чем нам говорит житие блудницы, ставшей христианской святой, и почему высшей точкой Великого Поста считается именно «Мариино стояние».
Из Жития святой мы знаем, что она обратилась к покаянию и Богу, испытав чувство страха и ужаса после того, что невидимая сила не впустила ее в Храм Гроба Господня. Страх - понятие многозначное. Есть страх и ужас, который разрушает, приводит человека в отчаяние - это бесовский страх, а страх Божий - это совсем иное. Он проистекает из любви к Богу, из ужаса от того, что лично я своими грехами оскорбил величие Бога. Этот страх и приводит человека к покаянию, а не к отчаянию и смерти.
Так, например, когда апостол Петр предал Иисуса Христа, на него напал такой страх от содеянного, что он заплакал горькими слезами. Осознав свой грех, после Воскресения он пришел к Господу, покаялся и был восстановлен в своем апостольском достоинстве. И даже стал в итоге первоверховным апостолом. Иуда тоже предал Христа, но в отличие от апостола Петра, отчаялся в своем спасении, потерял веру в милость Божию и удавился. Из толкований святых отцов нам известно, что Иуда действовал по наущению беса, соглашаясь с его волей. В конечном счете, он исполнил его последнюю волю - пошел и удавился. Вот это и есть два пути страха - один страх Божий, а другой - страх бесовский. Страх из любви и страх от отчаяния.
Вероятно, тогда, на пороге храма, к святой Марии также пришли страх и ужас от осознания того, как и чем она жила. Ведь даже будучи в Святом Граде - Иерусалиме - она искушала паломников на блуд вместо того, чтобы молиться перед святынями. И вот, когда она все это осознала, ее и охватил страх, а за ним проснулась совесть, пришли любовь к Богу и покаяние.
В отношении греха «долгопомнящими» являются только человеческая душа и человеческое суждение. Божия мера иная. Для Христа нет «оставивших Его» апостолов, нет «отрекшегося от Него» Петра, нет «сочувствовавшего избиению архидиакона Стефана» Павла, а есть лишь ученики и первоверховные апостолы Петр и Павел. Истинное прощение, то, которому и научает нас Господь, бывает полным, навсегда изглаживающим то, что было вчера. Оно-то и делает возможным переход кающегося человека в иное состояние; переход, который может показаться «немыслимым», «слишком щедрым» и едва ли не «мифическим» для души скупящейся: из великих грешниц - великая праведница! «Да как так?! Ведь она…» или: «Ладно, пусть она - святая, но какой страшный пример, однако!»
Что поражает в ее житии? Совершенное бесстрастие, с которым она «отдает» Богу при свидетельстве исповедающего ее иерея свои грехи, сама ее исповедь, обращенная и к нам. (Христиане первых веков каялись открыто.) В ней нет ни малейшего оттенка самооправдания или, напротив, болезненности. Все совершенно, до конца, «до дна» осознанно, оплакано и изжито… Она лишь снимает с души прошлые страсти, чуть не погубившие ее, как «ветошь», которая… давно не властна над ней.
При этом покаяние Марии Египетской перед священником, то есть по правилам Церкви, не имеет ничего общего с равнодушием. Она еще раз глубоко переживает события почти полувековой давности. И преподобный Зосима с трепетом принимал исповедь… от святой.
И так, через слово свмч. Серафима (Чичагова), житие преп. Марии открывается как устроенное Богом дело спасения человека, начавшееся еще до его обращения, помимо его воли, через внешне, казалось бы, «случайные», обстоятельства, приведшие заблудившуюся душу к подножию Креста Господня.
Древнейшие сведения о ней содержатся в Житии преподобного Кириака Отходника (умер 556 год), написанном Кириллом Скифопольским (умер после 559 года), который рассказ о Марие Египетской записал со слов ученика преподобного Кириака - Иоанна. Однажды Иоанн, шедший к наставнику, увидел в пустыне отшельника, скрывшегося от него в пещере. Это оказалась женщина по имени Мария, которая была певчей в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Из-за того, что многие соблазнялись её красотой, она удалилась в пустыню, взяв с собой кувшин воды и корзину мочёных бобов. Чудесным образом эта пища не убывала, и Мария Египетская питалась ею в течение 18 лет. На обратном пути Иоанн нашёл Марию умершей и похоронил её.
История Марии Египетской пересказана в «Духовном Луге» Иоанна Мосха, но без упоминания имени подвижницы; информатором также является авва Иоанн. Святая здесь названа не певчей, а монахиней, ушедшей в пустыню, т. к. некий юноша воспылал к ней страстью. В пустыне она питалась взятыми с собой мочёными бобами в течение 17 лет.
Патриарх Софроний Иерусалимский (его авторство оспаривается некоторыми исследователями) посвятил Марие Египетской житие, заимствовав ряд сюжетов из Жития преподобного Павла Фивейского, написанного Иеронимом Блаженным. В этом житии Мария Египетская вместо девы названа блудницей из Александрии (в Египте), приехавшей в Иерусалим и не допущенной Божественной силой войти в Храм Гроба Господня. Раскаявшись, она дала обет перед иконой Божией Матери жить целомудренно и после этого смогла войти в церковь. Мария Египетская подвизалась в Иорданской пустыне 47 лет, 17 из которых питалась тремя хлебами, купленными в Иерусалиме.
· Все чудеса, которые последовали за этим, их исток был в этом обращении. Это была решимость с такой же полнотой отдаться небесному Богу, как ранее она служила греху и плоти. Это одна и та же женщина, которая не имеет границ в своей страсти, своей преданности, своей любви. В первой половине жизни она реализует свою женственность в мире тела, во второй - становится женщиной, преображенной Святым Духом.
· За 40 лет в пустыне она не ела, но много молилась, и достигла чистой святости. Она хотела искупить свой грех и стать невестой Христовой.
· Можно условно назвать это «православным феминизмом» - это апофеоз, гимн женскому началу - гимн преображению, которая земная женщина способна пройти.
· Можно вспомнить слова философа Татьяны Горичевой, которая говорила об особой роли женщины в христианстве: если мужчины Христа предавали, то нет ни одного сюжета о том, как Христа предали женщины. Когда они проходят путь реализации женского начала и обращаются к Христу, это становится вершиной святости. Поэтому мы так почитаем Марию Египетскую, а в кульминации Поста происходит «Мариино стояние».
· Если идти по пути предельной преданности, которая описана в житии Марии Египетской, Бог не оставит нас. Он пришел не к праведникам - а к нам, грешным.
· В описании поражают подробности на грани христианской морали, которые мы встречаем в этом каноне. Первая часть жития Марии Египетской - о блуде, общении с мужским полом. Все это описывается с такими подробностями, что кажется - как такое можно читать во время Великого Поста? Но на самом деле эти подробности необходимы для контраста - чтобы показать, насколько глубоким может быть падение человека, и как можно в любой ситуации через обращение к полюсу Духа спастись и достичь святости.
· В греческой культуре, и в византийской существовало предание: пик распущенности и греховного поведения женщина демонстрируют египтянки. О них ходили легенды, что у них было столько колец, сколько было возлюбленных, были предания о «сакральной проституции».
· Но когда Мария Египетская рассказывает об этом после покаяния, она упоминает важную деталь: она не просто блудила с мужчинами, она была этому предана. Блуд был не просто способом зарабатывания денег (а Мария Египетская не брала денег), а становится служением плоти. Она жила в грехе, как в культе.
· Когда она приехала в Иерусалим, она не смогла переступить порог храма. Ключ греха не подействовал. И в этот момент происходит переворот в ее сознании: метафизика плоти - это не её судьба, это нечто низкое и постыдное. Настоящей преданности заслуживает небесное, чистое начало, воплощенное в иконе Пресвятой Богородице. И это озарение, переход - и есть смысл Великого Поста. После этого она исповедуется, и затем уходит в пустыню.
Произошло настоящее чудо.
В древнерусском искусстве Мария Египетская изображалась в сценах Страшного суда, где святая возглавляет шествие праведных жён: фрески Дмитриевского собора во Владимире (конец XII века), в церкви Успения на Волотовом поле (1360-е годы), Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502 год) и др. Образ Марии Египетской часто встречается на иконах середины - второй половины XVII века, где святая, в честь которой была названа первая супруга царя Алексея Михайловича - Мария Ильинична Милославская, изображалась с небесным покровителем царя - Алексием, человеком Божиим: иконы «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская» Я. Т. Рудакова (Якова Казанца, 1648 год, Успенский собор Московского Кремля); «Преподобные Мария Египетская, преподобный Алексий, человек Божий, святитель Алексий, митрополит Московский, и великомученик Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной» (вторая половина XVII века, Санкт-Петербургский государственный историко-архивный художественный музей-заповедник).
В Западной Европе, где Мария Египетская считалась покровительницей кающихся грешников, её изображали как отшельницу, чью наготу скрывают длинные волосы («Алтарь Адриана Рейна» Х. Мемлинга, 1480 год, Музей Х. Мемлинга, Брюгге), находящуюся в пустыне (живописное панно Я. Тинторетто, 1682-1687 годы, Скуола-Гранде-ди-Сан-Рокко); иногда её образ помещают в пару к образу Иеронима Блаженного. В живописи встречаются сцены последнего причастия святой (картина С. Риччи, около 1695 года, Национальная галерея искусств, Вашингтон) и её погребения св. Зосимою, которому помогает лев, роющий лапами могилу. Марии Египетской посвящён диптих Э. Нольде, состоящий из сцен «Мария Египетская среди грешников» и «Смерть Марии Египетской» (около 1910 года, Кунстхалле, Гамбург).
Другие факты о преподобной Марии Египетской
- Преподобной Марии было 76 лет, когда она встретилась с аввой Зосимой. В 12 лет она ушла из дома, еще 17 лет жила распутной жизнью и потом 47 лет провела в покаянии в пустыни. Она была родом из Египта, но ушла из дома в Александрию.
- 17 из всех 47 лет, проведенных преподобной в пустыни, она непрестанно «боролась со своими безумными страстями, как с лютыми зверями». Борьба эта была жестокой и невыносимой, которую можно было выдержать лишь с великой помощью Божией.
- Православный мыслитель XIX века И.С. Аксаков написал поэму на основании жития преподобной Марии Египетской.
- «Когда читаешь житие Марии Египетской, убеждаешься, насколько в поучениях святых отцов, хотя бы в изложении Иоанна Лествичника, правдиво изображена человеческая душа, и насколько вообще духовная жизнь закономерна» (священномученик Сергий Мечев).
Преподобная мати Мария, моли Бога о нас!
Молитва:
О, великая Христова угодница преподобная Мария! На Небесах Престолу Божию предстоя, на земле же духом любви с нами пребывая, имея дерзновение ко Господу, моли, спасти рабов Его, к тебе с любовью прибегающих. Испроси нам у Великого милостью Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, городов и сёл наших утверждение, от голода и мора избавление, скорбящим - утешение, недужным - исцеление, падшим - восстание, заблудшим - укрепление, в делах добрых успех и благословение, сиротам и вдовам - защиту и отошедшим от жизни сей - вечное упокоение, всем же нам в день страшного Суда стать общниками стоящих с правой стороны и блаженный глас Судии мира услышать: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира», - и пребывание там во веки получить. Аминь.
Свята́я и вели́кая уго́днице Христо́ва Мари́е, Ангелы удиви́вшая безприме́рным по́двигом свои́м! Мо́лим тя, блаже́нная, предстоя́ ны́не у Престо́ла Всесвяты́я Тро́ицы, умоли́ Го́спода, обре́тшая ве́лие дерзнове́ние пред Ним, да сподо́бит Он и нас подо́бно тебе́, пока́ятися в тмочи́сленных согреше́ниях на́ших, и да прости́т нас, и да наказа́в ны зде по Своему́ человеколю́бию, не погуби́т и нас в бу́дущем ве́це. Моли́, свята́я Мари́е, Пресвяту́ю твою́ Спору́чницу, укрепи́вшую тя в по́двизе твое́м тя́жцем, да укрепи́т о́на́ и нас, Всесвята́я, всеси́льною по́мощью Свое́ю, на сем земно́м терни́стом пути́, и я́ко ты, облобыза́в с ве́рою и любо́вию Всечестны́й Крест Христо́в, восприя́ла еси́ благода́ть Его́ Всеси́льную в борьбе́ со диа́волом, ми́ром и пло́тию и до́блестию разруши́ла еси́ вся ко́зни сатаны́, та́ко да сподо́бимся и мы по́мощию Животворя́щаго Дре́ва Креста́ Госпо́дня разруши́ти вся прегра́ды греха́ к достиже́нию го́рняго Ца́рствия, и удосто́ившись ве́чныя жи́зни, вку́пе с тобо́ю вы́ну воспева́ти Пресвяту́ю Тро́ицу во Еди́нем существе́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь
О, вели́кая Христо́ва уго́дница, преподо́бная ма́ти Мари́е! Услы́ши недосто́йную моли́тву нас, гре́шных (имена), изба́ви нас, преподо́бная ма́ти, от страсте́й, воюю́щих на ду́ши на́ша, от вся́кия печа́ли и находя́щия напа́сти, от внеза́пныя сме́рти и от вся́кого зла, в час же разлуче́ния души́ и те́ла отжени́, свята́я уго́дница, вся́кую лука́вую мы́сль и лука́вые бе́сы, я́ко да прии́мет ду́ши на́ша с ми́ром в ме́сто све́тло Христо́с, Госпо́дь Бог наш, я́ко от Него́ очище́ние грехо́в, и Той е́сть спасе́ние душ на́ших, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь, глас 8-й:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со aнгелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.
Кондак, глас 4-й:
Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.
Канон
https://azbyka.ru/days/caa/172Акафист
https://azbyka.ru/days/caa/173https://www.pravmir.ruhttps://foma.ru/