Биология посуды в сознании homo sapiens

Jul 17, 2011 05:37


If I were to suggest that between the Earth and Mars there is a china teapot revolving about the sun in an elliptical orbit, nobody would be able to disprove my assertion provided I were careful to add that the teapot is too small to be revealed even by our most powerful telescopes. But if I were to go on to say that, since my assertion cannot be disproved, it is an intolerable presumption on the part of human reason to doubt it, I should rightly be thought to be talking nonsense. If, however, the existence of such a teapot were affirmed in ancient books, taught as the sacred truth every Sunday, and instilled into the minds of children at school, hesitation to believe in its existence would become a mark of eccentricity and entitle the doubter to the attentions of the psychiatrist in an enlightened age or of the Inquisitor in an earlier time.
Bertrand Russell

Есть люди, которые настолько уверовали в реальное существование фарофоровых чайников на орбите Земли, Летающих Макаронных Монстров и Невидимого Розового Единорога, что готовы отчаянно и саммотверженно защищать свои религиозные воззрения. Это напрямую относится к утверждающим, что гендерные стереотипы имеют в основании биологическую, эволюционную основу.
По этому поводу отличная цитата Shawn Meghan Burn:

"Некоторые ученые считают кросс-культурное исследование пола важным, потому что полагают, что на стыке межкультурных различий выяснится, какие черты гендера определяются биологическими характеристиками, а какие культуральными. Другими словами, если конкретное гендерное различие наблюдается в культурах, которые довольно сильно отличаются в других аспектах, можно предположить, что у этого различия есть биологическая основа.
Тем не менее сложно определить, указывают ли сходства на эволюционные факторы (и, таким образом, заложены генетически), или же они отражают общие способы разрешения проблем выживания, с которыми сталкиваются люди во всех культурах (и, таким образом, являются результатом культурного научения).
Например, почти в каждом сообществе существует чашка для питья с ручкой. И тем не менее это не означает, что существует "ген чашки с ручкой".
Скорее это говорит о том, что люди испытывали общую потребность в такой чашке и ответили на нее изготовлением похожих предметов. Подобным образом практически в каждом сообществе уход за детьми предоставлен женщинам, в то время как охота и ведение войны являются мужскими занятиями. Хотя такое разделение ролей может иметь под собой эволюционную основу, оно могло возникнуть потому, что кормление грудью делало другие упомянутые занятия слишком сложными для женщин".

Добавлю, что попытки подводить биологические обоснования под гендерные стереотипы строятся на стандартных когнитивные искажениях: 1)Систематическая ошибка, связанная с подтверждением - тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции.
Мышление в пользу желаемого (склонность принимать желаемое за действительное - wishful thinking) заключается в интерпретации фактов, сообщений, событий, ощущений и т.п. скорее в соответствии с предпочитаемыми ожиданиями и представлениями, а не в согласии с реальными данными (доказательствами, свидетельствами). 2) Селективное восприятие - тенденция, состоящая в том, что ожидания влияют на восприятие.
3) Стереотипизация - ожидание от члена группы определённых характеристик, без знания какой-либо дополнительной информации о его индивидуальности.
Одним из показательных примеров того, как работает мышление верующего, является Эффект Барнума, блестяще подтвержденный экспериментом Форера.

Все окружающее мы оцениваем двояко: новое - обязательно оцениваем актуально, уже известное и не имеющее черт новизны мы оцениваем путем умственной операции переноса оценки : как только мы выясняем, что данный объек (оценки) не отличается от других, подобных, мы сразу же относим его к их числу и используем готовую, уже ранее выработанную их оценку. Это значительно экономит умственную энергию и повышает скорость мышления (соображения).
Однако есть немало индивидов, скорость оценивания у которых ниже требований большинства ситуаций, и тогда они невольно начинают злоупотреблять операцией переноса оценки: формируется установка на перенос оценки, на пользование уже готовыми оценками. Последние в этом случае начинают выступать в роли оценочных шаблонов .

Уайлдер предположил, что пристрастное отношение к своим и чужим группам является следствием нормальных процессов категоризации (напомним, что мы занимаемся категоризацией для того, чтобы упростить мир вокруг нас и сделать его более когнитивно управляемым). Он отмечал, что такие процессы категоризации часто приводят к разбиению людей на две взаимно исключающие категории - на так называемые свои и чужие группы. Благодаря физической наглядности и несомненной социальной важности гендер хорошо подходит для критерия подобной классификации. Мартин и Халверсон предположили, что процесс категоризации начинается в детстве, когда ребенок становится способным воспринимать различия полов и определять свое место в гендерной категории. Когда это происходит, дети "осознают, что они принадлежат к одной группе и не принадлежат к другой... после этого все, относящееся к их группе, получает у них положительную оценку, а все, относящееся к чужим группам,- отрицательную".

Согласно Уайлдеру, подобная групповая категоризация приводит к тому, что люди начинают ожидать поступления информации, которая бы еще более подчеркнула различия между двумя группами. Кроме того, гендерные категории действуют наподобие схем, руководящих процессами обработки поступающей к нам внешней информации, и делают нас более чувствительными к восприятию сведений, соответствующих уже сложившимся у нас представлениям о гендерных группах. Во многих исследованиях было установлено, что, когда люди оказываются разделенными на легко идентифицируемые группы, они стремятся преувеличить реально существующие между ними различия. Тейлор также отмечал, что благодаря таким процессам категоризации внутригрупповые различия преуменьшаются, а межгрупповые - преувеличиваются. Однако эта тенденция может зависеть от того, какие различия рассматриваются. Игли и Младник установили, что мужчины и женщины воспринимают гендерные различия довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, но считают эти различия несущественными при рассмотрении более негативных оценок.

Готовность к изменениям восприятия окружающей действительности напрямую зависит от мыслительных способностей индивида.
Главная идея конструктивного альтернативизма состоит в том, что любое явление может быть отражено бесконечным разнообразием мыслительных конструкций или представлений о нем. "Каждый человек рассматривает поток событий своей жизни через призму своих представлений". Как образно выразился Дж. Келли, на событиях "не выгравировано их значение". Человек сам определяет для себя значимость каждого события. Более того, событие начинает оказывать воздействие на человека только после того, как он его проинтерпретировал. Таким образом, все люди являются пленниками своих интерпретаций, но позитивный вывод из этого утверждения состоит в том, что человек может изменить свою жизненную ситуацию, всего лишь пересмотрев собственное представление о ней.

Факт множественности интепретаций любого события неизбежно приводит к мысли об относительности всяких истин, в том числе и общепринятых, и приучает человека относиться критично как к мнениям авторитетов, так и к своему собственному суждению. С нашей точки зрения, такая установка составляет одну из важнейших составляющих толерантного мышления, поскольку допускает возможность собственной ошибки и правоты другого человека. Дж.Келли признавал за каждым человеком способность выстраивать собственную систему представлений о характере межличностных отношений, не считая это привилегией лишь психологов. При этом у каждого человека в зависимости от его интеллекта, опыта и креативности система представлений обладает разной "разрешающей способностью" для отражения событий. У одних людей она очень проста, основывается на небольшом числе выделяемых признаков (личностных конструктов), сами конструкты жестко связаны между собой, вследствие чего система оказывается очень ригидной. Другие люди оперируют большим числом личностных конструктов, находящимися в меньшей зависимости друг от друга, что делает их систему представлений более гибкой, позволяющей лучше усваивать новую, подчас противоречивую информацию.

Эти различия, вытекающие из теории личностных конструктов Дж. Келли, легли в основу когнитивного стиля, получившего название"когнитивная сложность".
Когнитивная сложность обычно определяется путем сравнения оценок ряда объектов по разным конструктам. Если они совпадают полностью, то два конструкта рассматриваются как один, несмотря на то, что они сформулированы с помощью разных слов. Если число совпадений больше вероятностного, то они считаются взаимосвязанными. Чем больше идентичных и взаимосвязанных конструктов у испытуемого, тем ниже когнитивная сложность. В случае очень низкой когнитивной сложности все конструкты оказываются связанными между собой и включенными в одну большую плеяду, что свидетельствует о диффузной, недифференцированной картине мира. У людей с высокой когнитивной сложностью между конструктами существует небольшое число значимых связей, на основе которых они образуют несколько плеяд. Существуют люди с единичными связями между конструктами. Такая гипервысокая когнитивная сложность свидетельствует о нарушении причинно-следственного мышления (она часто бывает у больных шизофренией).
Кроме того, для лиц с низкой когнитивной сложностью характерна "пакетная оценка", которая состоит в том, что, обнаружив у человека какую-нибудь одну негативную черту, они приписывают ему и другие недостатки. Известно, что такое генерализованное негативное восприятие способствует формированию образа врага.

Люди с высокой когнитивной сложностью отличаются амбивалентным восприятием (по сравнению с унивалентным у лиц с низкой когитивной сложностью), что свидетельствует об их способности видеть в людях положительные и негативные черты одновременно. Надо отметить, что когнитивно сложные индивиды более самокритичны, что позволяет им видеть возможности для личностного роста, а также примиряться с наличием недостатков у других людей.

Для людей с низкой когнитивной сложностью характерна очень высокая самооценка, иногда она полностью совпадает с образом идеального человека. На практике это означает, что человек оценивает других, исходя из сравнения с собой. Тогда все, кто похож на него, получают высокие оценки, а непохожие - низкие. Такое сцепление идентификационных и оценочных процессов также является базой для интолерантного мышления.

Таким образом убежденность в объективной природе гендерных стереотипов вплотную подводит нас к Эффекту Даннинга-Крюгера:))

Теперь немного о понимании. Что это такое? Понимание - это особое переживание индивидом ясности, точности оценки и значимости ее содержания : как только человек начинает испытывать ощущение, что все детали и мера значимости оцениваемого им определены, он считает, что «все понял». Но понимание может быть подлинным (т.е. соответствующим объективному положению вещей) и мнимым: порою индивиду только кажется, что он нечто понял, и он, быть может, вполне уверен в том, что понял, а на самом деле находится в заблуждении, т.е. его мнение об объекте оказывается далеким от реальности.

Естественно, что стереотипизация затрудняет понимание индивидами окружающего, и в первую очередь потому, что многое «упускается из виду», не замечается, не различается. В результате подлинное понимание подменяется псевдопониманием : не случайны и нередки ситуации, когда индивид уверенно оперирует терминами, понятиями, словами, но разъяснить их сути не в состоянии. Подобного рода «уверенность» называется апломбом: проявляющий апломб индивид судит о многом весьма уверенно, а на поверку выходит, что он в своих оценках далек от сути дела . Вот и функционируют в обществе фантомы подлинных понятий.

Когнитивные искажения, эффекты восприятия, паралогизмы и ошибки аргументации, делают затруднительным для людей определенного склада постижение простой и незамысловатой мысли: заблуждение уводит нас из Реальности в мир иллюзий, лишая способности адекватно реагировать на требования среды, снижая адаптивность, гибкость, уменьшая наши шансы на успех.

Источники:
http://www.tolerance.ru/p-main.shtml
http://bookap.info/popular/burn/

стереотипы, религия, цитаты, гендер

Previous post Next post
Up