Ксенофобия и этнография

Jun 10, 2010 02:40


«И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же»
                                                                       A .и Б. Стругацкие

Развитие живых существ на Земле регулируется заложенной в нас неукротимой жаждой к познанию нового, попросту говоря - любопытством. Детеныши впервые вылезают из норы, преодолевая страх, влекомые тягой к новым впечатлениям. И на этом простом принципе строится развитие.
Можно сказать, что смысл нашего существования на Земле в бесконечном познании. Как писал У. Джеймс: «Я отрицаю сознание как сущность, но буду настаивать на его значении в качестве функции... Функция эта - познание». Собственно, познанием является и сам процесс жизни: "Какова бы ни была изначальная генетически заложенная цель организма, она лишь индетерминирует познавательную деятельность, т. е. задает её начало, но не определяет дальнейшее развитие." (В. Аллахвердов)

Ксенофобия обкрадывает нас, лишает возможности наслаждаться разнообразием окружающего мира, как если бы мы ели только яйца, боясь любых других видов пищи. И резко сужает возможность познания. Ксенофобия - лучший тормоз развития. Кроме того, чрезвычайно невротизирующая штука.


Помимо социальных и политических недугов, ксенофобия приносит раздор в наши дома. Совсем не обязательно быть разного цвета кожи и разных религиозных конфессий, чтобы превратить свою личную жизнь в поле брани.
Давайте подумаем о том, как отражается ксенофобия на семейных отношениях и личной жизни.

Не стоит думать, что ксенофобия непременно как-то связана с национальным вопросом. Достаточно быть из разных областей, а подчас и соседних деревень. Самые страшные проявления ксенофобии в ЮАР связаны возникают не между белым и цветным населением, а между различными группами коренного населения. Голландцы сочиняют анекдоты про бельгийцев и тихо не любят немцев, но и между фризами, фламандцами и туккерами существуют маленькие разногласия, как и анекдоты друг про друга.
Коренные различия в обычаях бывает легче принять в силу их явной выраженности, нежели крошечные культурные особенности, которые мало кто относит к культурным.
Если человек явно другой расы, практикует вуду и пьет кровь коз, мы понимаем - это иная культура (хотя некоторые искренне считают эти проявления дикостью), а вот если кто-то придерживается иных гигиенических взглядов, нам не приходит в голову, что он - не «свинья», а просто представитель иной, непохожей культуры.


На огромной территори Российской Федерации живет множество народов, которые принято считать «русскими». Кроме того, русские, живущие в Брянской области и русские, живущие на Кубани - это совершенно разные в обычаях люди.
В лесистых областях России с прохладным климатом, где много рек и хорошо с водой, принято строить бани для каждого дома. Строительство вообще начинается с бани. И топят их часто. Да и мыться там удобно, даже если не протапливать.
В станицах степной зоны, где с лесом напряженно и печи топят углем, где с водой тоже не слишком хорошо, бани строятся общественные, одна на какое- то количество домов. И моются раз в неделю. А остальное время - из умывальников. В зависимости от ценности воды и топлива, складываются разные обычаи.
Чукчи, эвенки, нанайцы исповедовали иные принципы ухода за телом, чем кажется правильным нам с вами. Монголы когда-то считали, что вода отнимает здоровье. Для бедуинов и туарегов тратить драгоценную воду на привычные нам гигиенические процедуры - непозволительная роскошь. А помимо воды очищать тело можно и иными способами.
Бережливые голландцы, например, в целях экономии не устанавливают ванны, пользуясь только душем, но и это большой расход воды, поэтому существует обычай протирать тело влажной рукавичкой вместо мытья.
Тем, кто привык лить воду без ограничений, это покажется не гигиеничным.
Народы, которые исторически мылись проточной водой, не в состоянии понять, как можно сидеть в грязной воде ванны и уж совсем дикостью им кажется не принять после ванны душ. Привет французам от американцев.
А японцы, которые привыкли перед принятием ванны тщательно очищать тело всевозможными способами, придут в ужас от обычая сначала «отмокать» в ванне, а уж потом мыться.
Все эти маленькие этнографические прелести способны отравить жизнь недалекому человеку, поскольку он, не задумываясь об этнографии, разницу в привычках отнесет к нечистоплотности.
Совершенно аналогичным образом обычаи конкретной области отражаются в домашнем хозяйстве: в одних культурах беленькие домики с жутким кавардаком внутри, в других - потемневшие срубы с идеальным порядком, одна хозяйка целыми днями вытирает пыль, другая - шьет, вяжет и готовит, наплевав на беспорядок.
Одни считают важным порядок, другие - чистоту. В одной местности ходят в обуви по улице и босиком по дому, в другой - обувают домашние тапочки, в третьей - ходят по дому в уличных ботинках.
И если человек одних традиций оказывается в «монастыре с чужим уставом» требуется немало мужества, чтобы понять и принять другие обычаи.


Часто этого не происходит, или происходит не до конца. Поэтому, если вы оглядитесь: муж пилит жену, что у нее не такой порядок, как у его мамы, жена мужа за то, что у него руки не так приделаны, или наоборот, она хочет, чтобы он зарабатывал деньги, а он бегает по дому с молотком.
Для того, чтобы достичь взаимопонимания, нужно сначала понять, что наша модель «как надо» - не самая правильная, не единственно правильная и для кого-то ни разу не правильная. В точности как с обрядами вуду и кровью ритуальной козы.
Европейцы приходят в ужас от «уровня жизни» в Камбодже. Оно и понятно.
Представьте: четыре толстые палки, между ними над землей деревянный  помост, крыша из листьев, вместо стен циновки. «И это дом???» с трепетом думает европеец.
Или дом «побогаче»: не палки, а бетонные сваи, в доме пусто, старая женщина спит на полу, мужчина читает на кровати без матраса. Нищета?
Да, нет, у женщины на счету 3 миллиона долларов США, фабрика трикотажа и несколько сотен гектаров земель. Просто в Камбодже тропический климат и в кирпичном доме можно сгнить заживо от жары и влажности. Равно как и от матрасов с перинами. В Тайланде и Камбодже приятнее всего спать в лесу в гамаке, что местные жители и делают. Но в глазах европейцев они - нищие. И зарплаты у них нищенские: «Что на такие зарплаты можно купить?!» - ужасается европеец. Ну, в Европе, и правда, ничего нельзя. А в стране, где образование бесплатное, прививки бесплатные, где бесплатная еда растет вокруг, просто под ногами и над головой, пожалуй, можно.


У напыщенных и высокомерных европейцев  (и американцев) с их дурацкой идеей о «бремени белого человека» есть наивное убеждение, что современная сантехника делает их «цивилизованными».
Для турка унитаз со встроенным биде - норма жизни.
Даже в дощатых туалетах рядом с проселочными дорогами есть вода для подмывания. При этом, я, конечно, не заглядывала в душу к туркам, но знаю, что мои знакомые из Турции, приезжая в Россию или Европу, очень страдают, не находя в туалете этого простого и необходимого удобства.
Те, кто знают, о чем я, поймут. Как вы думаете, турок, понявший, что европейцы НЕ моются после туалета ЧТО о нас думает? Полагаю, логично будет предположить, что мы - «чернож..ые». Не без основания, согласитесь.

Жители Тайланда считают фарангов жутко вонючими, что «белых фарангов», что «черных». Тайцы полностью моются несколько раз в день и после мытья меняют одежду. Для них мыться только утром и вечером - пытка, а надеть ношеную одежду после мытья - наказание.

То, чем гордятся некоторые народы, - «демократичность» в одежде - представляется жителям юговосточной Азии показателем дремучей дикости фарангов, а отсутствие дресс-кода - отсутствием элементарной цивилизованности. Так что, кто кому доводится «чучмеком», думайте сами.
Зная особенности другой культуры, можно легко представить себе, как мы выглядим в чужих глазах.

Одна девушка из Израиля мне с гордостью сказала, что у них никто не гладит одежду, а другая - что в их стране нет этого глупого русского дресс-кода. Можно предположить, что с их точки зрения, мы (те, кто гладит и соблюдает дресс-код) со своими утюгами и потугами на «хорошо выглядеть» просто смешные снобы, мещане. (Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в России есть некая прослойка, считающая, видимо, особым шиком приходить в Филармонию с грязными волосами в мятой одежде:))
Но с не меньшей гордостью жительница Украины сообщила, что ни одна ее соотечественница не выйдет на улицу небрежно одетой, без укладки, как это делают русские женщины. Для них, киевлянок, это простая норма жизни. И с их точки зрения, русские - неряхи.
И то, и другое - не более, чем угол зрения.


Мне представляется важным понимание того, что наши отличия - не плохи, не хороши, мы просто разные. Важно не то, чем мы отличаемся, а то, что все мы -  люди. 
Тем не менее, стоит отдавать себе отчет в степени своей терпимости к чужим обычаям. Дело не в том, хороши ли чужие обычаи, дело в том, хороша ли наша толерантность.
В этом балансе между осознанием единства в том, что мы - человеки, и уважения к праву  на различия во внешних проявлениях, и заключается, на мой взгляд, залог успеха.
Причем, напоминаю, не только в межнациональных и кросскультурных отношениях, но и в рамках своей собственной семьи. Четкая оценка своих возможностей, гибкости, способностей к изменениям может помочь соотнести свои силы с ситуацией. 
Как сказал мне презрительно один украинец: «Мы пьем за обедом и после работы. Но понемногу. А ваши русские - сплошная пьянь, могут не пить неделю, а потом нажраться до свинского состояния.»
Я же думаю, что и там, и там пьют по всякому, но лично для меня оба варианта - «пьянь».
И вариант каждый день дышать перегаром мне отвратителен. Лучше раз в неделю. Видимо, я, действительно, «русская». Хоть и не пью водки. Вывод: надо отдавать себе отчет в том, с какого рода людьми мне будет сложно, и принимать решение - менять свое отношение, или избегать таких связей.

Собственно, это ответ на вопрос тех, кто спрашивал о том, считаю ли я ксенофобией желание жениться на «своих».
По-моему, желание жениться на «своих» - попытка избежать столкновения культур.
Она, конечно, провальная, поскольку и со «своими» возможно все, что угодно.
Но, знаете, мне было бы одинаково дискомфортно что в культуре ислама, где у женщины множество каких-то ограничений, что в культуре феминизма, ибо мне вполне комфортно не быть самостоятельной и перекладывать заботы на мужчин.

Я  толерантна к чужим обычаям, пока они не распространяются на меня.
Но это имеет и обратную силу: мне не стоит навязывать свои ценности другим.
Может стоит не судить негативно чужие обычаи, а здраво оценивать свои особенности?


предрассудки, ксенофобия

Previous post Next post
Up