Внушаемость и гипнабельность. продолжение

May 21, 2010 00:24

Гипноз - это особое биологическое состояние в виде сноподобного оцепенения как общего тормозного рефлекса, наблюдаемого у различных видов животных, не исключая и человека.
Владимир Михайлович Бехтерев


Изначально внушения бессознательно применялись эффективными коммуникаторами - людьми, которые каким-либо образом в течение жизни «сами» сильно развили свои навыки общения. С момента возникновения гипнотерапии и психотерапии вообще, внушения заняли важное место в арсенале психотерапевтов. Внушение часто осуществляется в состоянии транса, которое возникло при гипнозе или спонтанно. 
У некоторых существует превратное понимание гипноза как подчинение слабовольной личности гипнотизеру с более сильной волей, но это представление больше навеяно рассказами о сеансах графа Калиостро или же посредством выступлений эстрадных гипнотизеров, демонстрирующих «магическую» силу. В основном такие чудеса показывают в многоместных залах или на стадионах, потому что при большом скоплении народа повышается взаимная суггестия - коллективная внушаемость. Для этого гипнотизер в начале сеанса призывает присутствующих подавать знаки, когда они начнут ощущать что-то необычное. Несколько человек, особо подверженных внушению, в зале находятся всегда, ну а дальше проявляется и цепная реакция других. Это объясняется эффектом "заражения", т.е. высокой внушаемостью, способностью к аутосуггестии, а не подчинением воли одного человека воле другого. 

При индивидуальном сеансе, даже при самом глубоком гипнозе, невозможно заставить человека делать то, что противоречит его моральным принципам и убеждениям. Человек никогда не сделает под гипнозом того, чего не хочет и не делает в обычной жизни.
 Однако если во время гипнотерапии слова «попадают в цель», то их воздействие становится значительно выше, чем на сеансах психотерапии, когда внушения осмысляются в течение нескольких месяцев. В гипнозе, напротив, они сразу же становятся руководством к действию. Гипнотерапевт помогает войти в транс, а пациент принимает самостоятельное решение и сам контролирует ситуацию. Доктор Альберт Швейцер однажды заметил: «Пациенты носят своего доктора внутри себя. Они приходят к нам, не ведая об этой истине. Самой большой удачей можно считать тот случай, когда мы даем возможность приняться за работу доктору внутри пациента».

Поэтому, все рассказы о подчинении злой воле гипнотизера, сильно преувеличены и обычно, призваны служить оправданием:"Это не я! Меня загипнотизировали!" К разряду таких же сказок относятся и байки о "цыганском гипнозе".
В "цыганском" случае человек оказывается в состоянии сильного замешательства и не делает ничего, чего не делал бы никогда ранее. Чаще всего отдавать деньги человека подталкивают любопытство, страх, автоматизм. А рассказы про "гипноз" служат дальнейшему самооправданию.
В.М. Бехтерев определил гипноз как одно из трех основных состояний мозга наряду со сном и бодрствованием. Позднее было установлено, что у человека, находящегося в состоянии третьего режима работы мозга, повышается восприимчивость к внушению и ослабляется острота реальных факторов. И в этом состоянии сила слова особенно значима. При помощи этого «инструмента» можно восстановить или подорвать психофизиологическое равновесие человека. Правда, надо сказать, что не все одинаково поддаются воздействию гипноза. Есть мнение, что наиболее гипнабельны люди, имеющие развитое образное мышление и способные легко усваивать новую информацию.

Разные авторы неодинаково объясняли восприимчивость к гипнозу. А.Л. Мендельсон объясняет это верой в силу гипнотизера, страстным желанием поддаться его влиянию, Ф.Е. Рыбаков - "психической заразой", "паникой", А. Молл - чувством сильнейшей зависимости от гипнотизера, А. Адлер - чувством неполноценности с созданием сверхкомпенсаций (например, желание "фигурировать" на сцене, хотя бы под гипнозом), И. Дежерин - общим переутомлением, напряженностью, озабоченностью, безвыходностью положения, Е. Кречмер - душевной подчиненностью, несамостоятельностью. Е. Тремнер считает, что подчиняемость, а следовательно, и внушаемость, от степени которой зависит гипноз, есть производное "стадного инстинкта" (подчинение вожаку). И. Шультц отмечает, что подверженность внушению слагается из дисциплинированности, послушания, преданности, доверчивости, повиновения, которые могут быть следствием как рационального воспитания и личной твердости к аффективному воздействию и подвижности, так и пассивности, отсутствия критичности.


Ни одному из перечисленных авторов не удалось объяснить внушаемость и восприимчивость к гипнозу, а в то же время гипнабельность не всегда дифференцируется с внушаемостью. А.И. Захаров отмечает, что "определить гипнабельность труднее, чем внушаемость. Несмотря на то, что она в известной мере есть физиологическое проявление внушаемости, эти понятия не всегда совпадают. Большинство из предложенных проб на гипнабельность отражают ее лишь частично и в большей степени говорят о внушаемости. О гипнабельности как таковой можно говорить, как правило, после возникновения у человека гипнотического состояния. До этого о ней можно судить по реакции на объяснение предстоящей процедуры гипнотизации и происходящих в гипнозе явлений. У хорошо гипнабельных субъектов при этом проявляются некоторые из описанных признаков гипноза, в том числе расслабление рук, отяжеление век, выражение сонливости на лице и т.д.".
Происходящее в сознании человека в трансовом состоянии влияет вовсе не гипнотизер, а собственное воображение. Со мной не происходит ничего необычного, но я знаю людей, которые "поднимались и парили над самим собой, видя внизу себя спящим", и тех, у кого "на метр удлинялись руки", и тех, кто мирно засыпал на диване психотерапевта и похрапывал. В любом случае, задача гипнотерапевта не подарить пациенту мистические переживания, а внушить нечто или помочь вспомнить, словом, принести конкретную пользу. Поэтому, гипнабельность - это способность погружаться в наведенный транс, а внушаемость - способность присваивать информацию и в трансе, и без.
Большинство авторитетных гипнологов придерживается мнения, что гипнабельность - это особый показатель здорового психического статуса, на который несомненное влияние оказывает возраст, пол, состояние здоровья (большинство шизофреников не гипнабельны), усталость, интеллект, уровень сознания и т.п. Хилгард по этому поводу сказал, что "нормальные испытуемые показывают несколько большую восприимчивость к гипнозу по сравнению с невротиками". В.М. Бехтерев также утверждал, что гипноз легче вызывается у здоровых людей, чем у больных.


В этом отношении интересна позиция А.И. Захарова: "Гипнабельность выше у здоровых людей, чем у больных неврозами, что связано с нарушением у последних бодрствования и сна внимания, волевого сосредоточения, а также наличием возбудимости. В свою очередь, гипнабельность сравнительно выше у детей, быстро засыпающих и глубоко спящих, а также хорошо адаптированных, общительных, психически гибких и эмоциональных. К этому следует добавить, что дети, легко играющие со сверстниками, гипнотизируются всегда лучше чем необщительные и замкнутые. Если расположить здоровых и больных детей и подростков в порядке убывающей гипнабельности, то получится следующий ряд: здоровые, соматически больные, больные неврозами, психопатические личности, психически больные. Это подтверждает значение гипнабельности как индекса психического здоровья
В процентном отношении все люди делятся на степени гипнабельности. Поданным Хилгарда, 10% людей вовсе не подвержены гипнозу, 30% обладают слабо выраженной гипнабельностью. 30% - гипнабельностью средней степени , только 30% лиц являются высоко гипнабельными. Эти данные подтверждавшем экспериментами над животными. Восприимчивость к гипнозу у них также различна. Так, например, при обездвиживании кролики, курицы исключительно покорны, но крысы, кошки, собаки весьма строптивы и агрессивны.
Д.Э. Бауман и П.И.Буль провели исследования по наследуемости данного признака у населения. Число женщин гипнотиков всегда превышает эту величину у мужчин, составляя 66,6% любой аудитории. Наследование гипнабельности, по предположению авторов, определяется аутосомно-доминантным геном с неполной доминантностью под контролем пола.
Ученые считают, что из всех методов психического лечения первой возникла именно гипнотерапия. Она была тем средством, которое использовалось при защите от природных стихий, облегчении телесных и духовных страданий. Хорошо знали приемы быстрого погружения пациента в гипнотическое состояние жрецы Древнего Шумера, Египта и Греции. Для этого использовались монотонные звуки, специальная музыка, фиксация взора на блестящем предмете. Описание методов гипнотического усыпления, весьма похожих на современные, сохранилось в Лейденском папирусе и в трудах античных авторов Марциала, Агриппы, Плутарха, Апулея. Правда, жрецы больше применяли гипноз не столько для исцеления людей, сколько с целью магического воздействия на них в храмовых и обрядовых процессах. Все уникальные действа древних гипнотизеров предвосхитили появление подобных техник много веков спустя в Европе.

Однако даже врачеватели, использовавшие их с целью исцеления больных, не могли дать объяснения эффекту воздействия гипноза. Долгое время его трактовали как «магнетизм»: свойства магнита в то время чрезвычайно занимали естествоиспытателей, и знаменитый немецкий врач Парацельс даже прикладывал его к телу больных. Многие при этом выздоравливали, что, по-видимому, было результатом психологического внушения, производимого этим талантливым врачом.

Первым ученым, заложившим научные основы этого метода, был английский хирург Джеймс Брэйд. На основании проведенных опытов он убедился в эффективности гипноза и объяснил его с позиций психоневрологии (кстати, он первым ввел в обиход и само слово «гипноз»), что подтолкнуло врачей к более активному его исследованию и применению. В современной медицине гипноз в основном используется как средство, способное вызывать так называемое «охранное торможение».

Посредством сеансов гипноза можно нормализовать артериальное давление, снять боль, в том числе и фантомную, избавиться от стресса и депрессии, навязчивых мыслей и действий, излечить сексуальные расстройства и многое другое, в зависимости от наших собственных возможностей.

Начало Внушаемость и гипнабельность

Забавная статья о гипнозе в журнале Вокруг Света


суеверия, психология

Previous post Next post
Up