"Альтернативная медицина" - не новость в мире, где существуют психосоматические расстройства и аналогичные методы воздействия. Если сравнить рекомендации по первичной беседе врача-психотерапевта с психосоматическим больным и правила гомеопатического опроса, различия будут незначительными...
В примитивных обществах существует смерть вуду, когда человека за нарушение табу «вычеркивают из жизни». Провинившийся падает на землю, его пульс замедляется, он задыхается и через несколько часов умирает. Яркие примеры смерти, обусловленной магическими суггестивными маневрами шамана или влиянием «табу» племени, приводят Р. Конечный и М. Боухал (1983). Человек, на которого шаман нацелился костью, заворожено фиксирует ее, протягивает к ней руки, как бы принимая умерщвляющую силу, вливающуюся в него. Он бледнеет, глаза его становятся остекленевшими, лицо искажается. Человек пытается кричать, но крик застревает у него в груди; человек дрожит, падает, некоторое время лежит в обмороке, затем поднимается, медленно идет к своей хижине и там через некоторое время умирает.
Экспедицию группы ученых на Новую Гвинею сопровождал прусский военный врач могучего телосложения. Грузы экспедиции несли молодые туземцы, находящиеся под тяжелым впечатлением того, что они своим уходом из деревни они нарушили табу», за что после возвращения их ожидала смерть. В приступе ностальгии двое из них умерли уже в лагере без признаков органической заболевания. Когда от страха слег и третий туземец, прусский врач громовым голосом произнес заклинание, которым якобы прусские демоны изгнали местных. Молодой туземец после этого шока остался жив.
В нашей стране вера в колдовство, сглаз, порчу и прочие первобытные способы, использующие внушение, широко распространены до сих пор. Народная медицина в этих случаях успешно использует метод контрвнушения, который применил прусский врач, спасший дикаря. Экстрасенсы, заменяющую «плохую энергетику» больного своей «хорошей» по сути делают то же самое.
Древние врачи воспринимали человека целостно, не отрывая друг от друга психические и соматические расстройства, а лишь учитывая, какие из них у данного больного выражены больше. В египетском «Папирусе Эверса», датируемом 1550 г. до н.э., дана характеристика эмоционального расстройства у женщин, которое объясняется неправильным положением матки.
В Древней Греции во времена Сократа и Платона (V-IV вв. до н.э.) психогенные нарушения телесных функций объединяли термином истерия (греч hystera матка), связывая их с «бешенством матки», поскольку они наблюдались в основном у незамужних женщин; им рекомендовалось вступление в брак. В «Диалогах» Платона его учитель Сократ говорит юноше, жалующемуся на головную боль, что для исцеления тела должно лечить и душу, ибо любое зло и любое благо для тела исходит из души, а врачевать душу следует «добрыми речами». В «Хармидах» Платон выступает против того что есть врачи для тела и врачи для души, поскольку одно неотделимо от другого. Там, где целое чувствует себя плохо, часть его не может быть здоровой.
В Индии с незапамятных времен существует практика
йоги, открывающая фантастические возможности саморегуляции человека. Чтобы стать учеником йога, мальчик должен сдать вступительный экзамен. В холодную зимнюю ночь его сажают на берегу реки, раздевают, мочат в студеной воде простыню и окутывают голого. Он должен внушать себе, что ему жарко, пока простыня на нем не высохнет. И так три раза. Справился до утра - готов к настоящему обучению.
Через несколько лет учебы йог уже умеет уменьшать частоту сердцебиения почти до полного исчезновения пульса, уменьшать температуру тела. Дыхание при этом становится практически неопределимым, все функции организма понижаются до уровня, свойственного животному в состоянии зимней спячки. Таким он может быть зарыт в землю заживо на несколько недель.
Чемпион мира по йоге француз Куду - «гуттаперчевый человек» - демонстрировал такой фокус. Складывался в три погибели и втискивался в прозрачный кубик со сторонами 50 см. А это длина самой длинной - бедренной кости, ее даже йоги складывать не могут. Затем кубик герметизируют и погружают на дно бассейна с водой. Там йог проводит несколько часов практически без воздуха, за счет особого йоговского дыхания - попросту говоря, почти не дыша.
Другой йог, по фамилии Шварц, в присутствии группы исследователей ввел в левую руку иглу, проткнув кожу, бицепс и вену, а затем по команде остановил в течение трех секунд вызванное проколом кровотечение. В ходе другого опыта он сунул руку в горящий камин и перемешивал ею раскаленные угли, после чего у него не было обнаружено никаких повреждений кожи. Кожа в самогипнозе как бы не замечает огня, ожоговая реакция не запускается. Не зря патофизиологи говорят, что все болезни «организуют» нервы.
Наша эра начинается с Рождества Христова. Иисус неохотно творил чудеса, но иначе народ не верил, что он сын Божий. Чудеса же сводились в основном к мгновенному исцелению психосоматических больных с помощью внушения. Вот «клинические случаи» из библии. Когда Христос спустился с горы, огромные толпы народа следовали за ним. Один прокаженный пришел, склонился перед Ним и сказал: «Господи, если Ты захочешь, то сможешь очистить меня». Протянул Иисус руку, коснулся прокаженного и сказал: «Хочу. Очистись!» И тот очистился от проказы тотчас же.
Принесли к Нему паралитика, лежащего в постели. И сказал тогда Иисус паралитику: «Вставай, возьми постель свою и иди домой». И встал паралитик, и пошел домой. Когда Иисус уходил, за ним последовали два слепца. Они беспрестанно восклицали: «Смилуйся над нами!» Когда Иисус вошел в дом, слепцы приблизились к Нему, и сказал им Иисус: «Верите в то, что могу сделать вас снова зрячими?» Они ответили: «Да, Господи!» И тогда коснулся Он глаз их и сказал: «Пусть же случится с вами то, во что верите». И зрение вернулось к ним. Когда они уходили, к Иисусу привели человека, лишенного дара речи, ибо он был одержим бесами. Иисус изгнал бесов, и к одержимому вернулся дар речи. Народ был поражен.
В средние века в Европе «эстафету» приняли короли: в королевские обязанности входило исцелять больных наложением рук. Например, английский король Карл II (1630-1685) за время своего правления коснулся рукой около ста тысяч своих подданных, страдавших золотухой (кожной болезнью, которую по методу лечения называли «королевской»). Давка во время лечения возникала такая, что многих затаптывали насмерть. Вильгельм III Оранский в начале XVIII в. первый отказался участвовать в этом обряде, и когда в положенные дни дурно пахнущая толпа осаждала его дворец, откупался милостыней. Однажды все же удалось уговорить его возложить руку на больного, и он кротко пожелал ему: «Дай тебе Бог лучшего здоровья и побольше ума».
В 1778 г. в Париж по приглашению короля Людовика XVI приехал венский врач
Франц Антон Месмер для проведения опытов по "животному магнетизму". Месмер первый объяснил чудесные исцеления не вмешательством божественных сил, а воздействием одного человека на другого, как он считал, посредством особой энергии, похожей на энергию магнита. Первый экстрасенс, как и его современные последователи, перераспределял «флюиды», или по-нынешнему, биотоки - нервную энергию в организме больного с помощью магнитной палочки. А потом и вовсе руками, благо эффект достигался и так. Даже на расстоянии «пассы» Месмера действовали безотказно, вот он и объявил себя источником «животного магнетизма».
Во время массовых сеансов Месмер доводил больных до кризиса - истерического припадка с судорогами, криками, хохотом или рыданиями (похоже на изгнание беса, не правда ли?). Охваченных кризисом, буйствующих больных помощники Месмера переносили в «зал кризисов» - устланную коврами и перинами большую комнату, где больные приходили в себя нередко здоровыми. Клиенты не давали магнетизеру прохода, пришлось «намагнитить» дерево во дворе, где он жил. Но этого оказалось мало, и тогда он поставил там громадный бак с железными опилками.
Кончил Месмер плохо. В 1784 г. возмущенная медицинская общественность вынудила Людовика назначить авторитетную комиссию по изучению животного магнетизма. Собрались классики из наших школьных учебников физики и химии, поэкспериментировали с больными и объявили на всю Европу, что лечебный эффект достигается безо всякого магнетизма, достаточно внушения врача и воображения больного. Месмера же объявили шарлатаном и с позором изгнали из Парижа.
Но его последователи повсюду энергично пропагандировали и практиковали месмеризм. Одним из них был артиллерийский офицер маркиз де Пьюсегюр. Он с удивлением обнаружил, что его пациенты засыпают в то время, как он прикладывает к ним руки. Это явление он назвал “спазматическим сном”, искусственным сомнамбулизмом. (В 1843 году английский хирург Брайд заменил слово “сомнамбулизм” на “гипнотизм”, чтоб подчеркнуть отдаленность от месмеризма). Совместно с братом Пьюсегюр загипнотизировал своего садовника. Он нашел, что в этом случае можно общаться с человеком и давать ему указания, выполнение которых способно улучшить его состояние.
А немецкий католический священник Гасснер с помощью театрализованного молитвенного обряда во время своего пребывания в монастыре Салем за семь недель вылечил 20 тысяч больных. О своем методе новоявленный целитель написал небольшое руководство, которое с увлечением читала вся Германия. За четыре года эта книжечка выдержала 12 изданий. Она стала слишком популярной, вызывала брожение умов в обществе, и папа Пий VI решил ее запретить.
Тем временем эдинбургский врач Джеймс Грахам открыл в Лондоне оздоровительное заведение “Замок здоровья”, провести ночь в котором стоило 100 фунтов стерлингов - большие деньги. Эта “входная плата” позволяла пациенту проспать ночь в “Звездной постели” - диковинном ложе, поддерживаемом с помощью сорока намагниченных колонн и увенчанном фигурами Амура и Психеи, под звуки ненавязчивой музыки, в ритме которой кружились неподалеку танцовщицы.
С “Замком здоровья” венский кабинет Месмера не шел ни в какое сравнение. Впрочем, и с кабинетом, и с клиникой Месмеру вскоре пришлось распрощаться. Все началось с того, что в число пациенток Месмера попала 18-летняя фаворитка императрицы Марии Терезы, названная в честь нее Мария Тереза Парадис, слепая с четырех лет. "
Лечение “магнетизмом” принесло плоды. Слепая прозрела. Однако комиссия медицинского факультета Венского университета нашла, что она не излечена, а возвращение зрения ей лишь внушено. Фактом остается то, что девушка опять ослепла. Разразившийся скандал вынудил Месмера собрать пожитки и уехать из Вены.
Остаток жизни Месмер прожил в небольшом городке недалеко от Цюриха. Прожил настолько незаметно, что многочисленные его последователи в течение 20 лет считали, что их кумир давно мертв.
В 1813 г. португальский аббат Фариа вывез из Индии способ, который применяли там факиры: он неожиданно оглушал человека ударом гонга у самого уха. А для усиления эффекта издавал вопль: «Спать!»
Английский хирург Брэд воспользовался индийским методом для обезболивания при операциях (эфира и хлороформа еще не изобрели). Только вместо воздействия на слух он утомлял блестящим предметом зрение больного. Как и Фариа, Брэд добавлял словесное внушение сна. Причем роль сна он считал такой важной, что назвал такое состояние гипнозом, что по-гречески означает сон.
К концу XIX в. гипнотерапия благодаря работам французских врачей и ученых Льебо, Бернгейма, Жане, Шарко и др. стала распространенным и эффективным методом лечения многих болезней.
А в 1932 г. немецкий психоневролог Иоганн Шульц, занимавшийся гипнозом, создал свою систему самовнушения - аутогенную тренировку, основанную на индийской йоге.
Слово «психосоматический» впервые употребил английский поэт и литературный критик Сэмуэл Кольридж в своем эссе об эмоциях. В 1811 г. он уточнил это понятие «То, что я выражаю в своем настроении, или скорее вытесняю в бессознательное, это определенно действие, вся сила которого направлена на мое тело». Идею психосоматики Кольридж привез из путешествия по Германии, где он посещал научные семинары.
В 1818 г. немецкий психиатр Иоганн Хайнрот ввел термин «психосоматика» в научный оборот, имея в виду психическое происхождение телесных болезней, делая при этом акцент на этическом аспекте. Так, причины туберкулеза, рака и эпилепсии он рассматривал как результат переживания чувства злобы и стыда, особенно при наличии сексуальных страданий. В своем двухтомном «Руководстве по психическим расстройствам» он писал: «Если бы органы брюшной полости могли рассказать историю своих страданий, то мы с удивлением узнали бы, с какой силой душа может разрушать принадлежащее ей тело. В истории окончательно расшатанного пищеварения, пораженной в своих тканях печени или селезенки, в истории заболевания воротной вены или больной матки с ее яичниками мы могли бы найти свидетельства долгой порочной жизни, врезавшей все свои преступления как бы неизгладимыми буквами в строение важнейших органов, необходимых для человека» (цит. по Каннабих, 1994, с. 236). Между прочим, в этом руководстве Хайнрот задолго до З. Фрейда выделил три уровня психических процессов: 1) инстинкты, 2) Эго как самосознание и интеллектуальное обеспечение радости жизни; 3) Сверх-Мы как совесть и альтруизм.
Немецкий психиатр Вильгельм Гризингер в своем учебнике 1845 года писал: «Психическая жизнь человека, так же, как и животных, начинается в органах чувств и находит свое окончательное проявление в движениях. Переход чувственного возбуждения в двигательный акт совершается по плану рефлекторного действия, сопровождаемого сознанием или без этого последнего» (цит. по Каннабих, 1994, с. 279).
Эту идею в 1863 г. развил русский физиолог И.М. Сеченов в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга»: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при мысли о любви, открывает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде и всегда окончательным будет мышечное движение» (Сеченов, 2001, с. 5).
А в 1904 г. И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за экспериментальное изучение нервной регуляции кровообращения и пищеварения.
В 1914 г. Карл Ясперс в своем классическом труде «Общая психопатология» провел разделение психосоматических синдромов, которое послужило основой для большинства последующих классификаций.
Психоаналитическая психосоматика родилась в 1913 г., когда Поль Федерн представил в Венском психоаналитическом обществе отчет об успешном лечении больного бронхиальной астмой по методу З. Фрейда.
Во врачебный лексикон термин «психосоматика» включил в 1922 г. венский психоаналитик Ф. Дойч.
В 1921 г. Вильгельм Штекель ввел в клинический оборот термин «соматизация» для обозначения соматовегетативных расстройств, обнаруживавшихся при неврозах.
Со времен Фрейда превращение психологических симптомов в двигательные и чувствительные нарушения, не соответствующие ожидаемой локализации и имеющие символическое значение, называется конверсией (лат. превращение). Защитное удаление из сознания нежелательных переживаний составляет «первичную выгоду» симптома. Имеется также «вторичная выгода» от нарушенных функций, позволяющая избегать неприятных обязанностей и получать внимание.
Если раньше больные с конверсионными расстройствами попадали обычно в поле зрения невропатологов, то теперь больные с соматоформными расстройствами обращаются к врачам любого профиля. (И если бы только к врачам!) Пациенты с различными болезнями «на нервной почве» составляют сегодня треть всего контингента больных и каждый из них обходится здравоохранению в среднем в десять раз дороже обычного.
В США на них тратится 20 миллиардов долларов в год. Американские семейные врачи сообщают о том, что функциональные симптомы предъявляют от 20 до 50 % их пациентов.
К сожалению, общество и медики оценивают соматические заболевания как более важные. Человек с детства приучается игнорировать свои душевные переживания и ожидать внимания и льгот при наличии соматических расстройств. В России, несмотря на существование соответствующей законодательной базы, совершенно недостаточно специалистов и учреждений психосоматического профиля, практически не ведется профилактическая работа с населением.
Общество, где отсутствует психологическая культура, неизбежно становится ареной для фокусов квазиврачей и парапсихологов.
_______________________________________________________________________________________________________________
По книге к.м.н. врача-психотерапевта Г. В. Старшенбаума, доцента Высшей школы психологии при Институте психологии РАН и Института Психоанализа при МГУ
"Психосоматика и психотерапия"