Я вам задолжала рассказ про Прекрасного Дурака и как осознание собственного идиотизма благотворно влияет на качество жизни
С системой убеждений и ее трансформацией я работаю очень давно и заметила один очень интересный эффект: все большие прорывы, все серьезные подвижки в клиенткой работе происходили после того, как мы находили некий ключевой образ, особое переживание из прошлого и меняли его.
Образно говоря, возвращались по своим же следам до развилки, где было выбрано "не то направление"
Например:
- "я жертва, я беспомощна" вместо "прямо сейчас мне не хватило сил победить, но хрен я сдамся",
- "я могу быть нужна только через безусловное служение" вместо "даже если мои родители не способны любить, это не значит, что все люди таковы или я плоха"
- "я полюблю женщину, которая будет любить другого, буду отвергнут, потому что я этого заслуживаю" вместо "ну ок, здесь взаимности нет, значит это не мой человек"
И там всегда есть что-то вроде ключевого образа, принципа выбора, что-то повторяющееся буквально на уровне сценария, что раз за разом заставляет выключать осознанность и с размаху входить лбом в косяк вместо двери и наступать на любимые грабли вместо дороги.
Получается, что "букет сложных чувств и ситуаций" формируется одной и той же типовой "ошибкой выбора". Увидеть и осознать эти ошибку фактически означает вывести большой кусок связанных ситуаций на уровень сознания и получить возможность иного выбора. Пока человек действует автоматически, это его слепая зона.
Моим ключевым образом оказался Прекрасный Дурак, балбес каких поискать.
В родительской семье практически все было построено на манипуляциях стыдом, виной и страхом, а также на дабл биндах (двойных или шизофренических посланиях), и в этом мы были совершенно типовой семьей со всем нашим волшебным мифологическим наследием постсоветского пространства.
Групповая динамика, штука совершенно безжалостная и циничная, не берет в расчет чувства. Она описывает взаимодействие фигур на общем поле. По сути все эти манипуляции были лишь игрой нашего ума погруженностью в иллюзии, где все страдали и все плотно держались за страдание, потому что в ситуации, когда удовлетворить потребности прямо ты не можешь, а они есть, начинаются скверные манипулятивные игры.
Долгое время мой Прекрасный Дурак искренне считал, что был жертвой этих игр. А у жертвы (я сейчас только о манипуляциях, не о физическом насилии) роль пассивная, она не выбирает способ и время игры, но дает молчаливое априорное согласие на участие в игре.
Работает так: тебе давят на "болевую зону", ты злишься, но подстраховка в виде стыда и вины не дает тебе соскочить, ты поддаешься и проигрываешь, уступаешь. Твое единственное оружие это обида. Когда обиды станет много, ты сможешь использовать ее как обоснование для агрессии в сторону обидчика или более слабого участника игры. Ну или сожрешь себя (аутоагрессия)
Особо подчеркну: жертва не виновата. Нет здесь ее вины и повода стыдиться. Тем более что манипуляции это всегда игры власти: один расшатывает и разрушает эго (личность) другого, чтобы иметь над ним власть и только так противостоять своему чувству ничтожности.
Прекрасный Дурак бережно, скрупулезно собирал свои обиды, потому что они давали ему... мнимую власть. Он страстно хотел "поквитаться за все" и "доказать всем". Сколько в эту черную дыру сил было просрано, вам не передать. Но факт.
В какой-то момент я взглянула на наше семейное прошлое и .... начала смеяться, буквально до слез.
Я видела как одни дураки что-то там булькали из своего болота личных проекций, стараясь побольней пнуть меня. Я бережно собирала обиды, присваивала себе самые гадкие из определений, потому что они давали...запас внутренней правоты, ощущение "я хорошая, а они сволочи"
Но не было ни сволочей, ни хороших бедных жертвочек. Были дураки и правила групповой динамики. Были дурацкие игры, в которых я дала согласие на участие.
Но вот какое дело, как только я выхожу из образа я-жертвы, как только я идентифицирую Прекрасного Дурака, коллекционера обид, как только я вижу всю иллюзорность мнимой власти , то сразу, волшебным образом, ко мне возвращается душевное спокойствие и чувство целостности.
"У меня отняли что-то важное" -так я считала. Но не отняли, а отдала. Как отдала - так и назад взяла. Я дала согласие на участие в игре. И я же его отозвала, из настоящего прошлого и будущего. И я понимаю, что ничего у меня не отнимали.
Дали - не дали другой вопрос. Мы же все понимаем, что люди могут дать не больше, чем есть у них самих, и потому два человека, эмоционально голодные, из семей со сложной судьбой, просто не могли, не умели строить отношения кроме как голодные дети - побивая друг друга и меня заодно своими совочками в общей песочнице. Они дали что могли, я выжила и спасибо. И, сочувствуя им, я не позволю опять втягивать меня в эти игры.
Будут ли снова дураки квакать из своих любимых болот и поливать мня проекциями? Будут, конечно. Чем больше ты делаешь, чем радостней твоя жизнь - тем больше тех, кому ты сам и твоя радость как гвоздь под задницей.
Но какая мне, простите, потусторонняя разница, как говорил Бригадный Сержант Лилипупс, на их волшебные фантазии? Пока я не присваиваю себе их - я не включаюсь в игру. Собака лает, караван идет, у каждого своя роль.
Пока я не включаюсь в игру - Прекрасный Дурак не воздымает свой боевой стяг с вышитыми обидами. И значит - я свободна и вольна жить своей собственной жизнью, а не этим вот подобием биологического существования под властью безумного балбеса в собственной голове.
Где внимание - там и сила.
Где сила - там ресурс и движение.
Из обиды, злости и мстительности получается очень хреновый ресурс с токсичным выхлопом.
Иначе - можно. В любом возрасте ум перенастраивается на новые модели (хотя чем старше - тем больше сопротивления).