Одесса: В нашем Городе сегодня рулят рогули

Aug 11, 2016 23:29

Оригинал взят у kot_sapog в Одесса: В нашем Городе сегодня рулят рогули
Оригинал взят у greenchelman_3 в Одесса: В нашем Городе сегодня рулят рогули


Словечко «рогуль», равно как и его синонимы - «черт», «рогатый», «кугут», в обозримые для одесситов моего поколения годы - с 60-х прошлого века и поныне, означало высшую степень неприятия. Смысл его был прост как копеечная газвода без сиропа : чужак, имеющий наглость «качать права» в Одессе, попирая своими грязными копытами все то, что для нас свято. В какой-то мере термин сей был сопоставим с московской «лимитой», но - с весьма серьезным отличием. Там - лимитчики и гастарбайтеры все-таки, знали и знают свое маргинальное место. Здесь, благодаря десятилетиям унизительного притеснения коренных одесситов… оглянитесь вокруг, земляки, и убедитесь: в нашем Городе ( с большой буквы!) сегодня рулят рогули.

Уверен: кое-кто тут же начнет шить мне дело на предмет «разжигания» и «одесского национализма», . - да, и этот абсолютно кретинский жупел используют иные умники… А между тем - речь идет сегодня об одном: о противостоянии уникального цивилизационного феномена, именуемого Одесса, и попыток свести его до уровня банального областного центра захолустного государства, стерев все, что сложилось веками. А для того, чтобы уразуметь, о чем идет речь - совершим небольшой экскурс в историю.






Город «понаехавших»

Изначально - Одеса была абсолютно неповторимым случаем реализации проекта космополитического города, созданного как южные врата Империи. Здесь люди, наделенные неимоверными правами наместников государя, собирали представителей множества народов по единственному принципу: принципу профессионализма и готовности делать все для создания некоего «Города-мечты».

И это удалось! И Ришелье, и Воронцов,и многие другие «отцы города» сумели сотворить некое сообщество наделенных харизмой сынов разных племен и религий, дабы реализовать идею латинского девиза «e pluribus unum». - «из многих - единое». Того самого выражения великого Цицерона, которое красуется на гербе США. Но - без уничтожения и вытеснения аборигенов, коих здесь просто не было.

Нашедшие истинную родину как место реализации своих способностей и талантов, выходцы из разных уголков Империи и мира очень быстро стали одесситами. Особой группой людей, сохранявших свое национальное и религиозное своеобразие, и объединенных общей преданностью своему городу, стране, и взаимными интересами.

Одно перечисление «титульных наций» города и края заняло бы страницу - ведь до сих пор их насчитывается более 130! И соответственно, в Одессе выработалась система взаимоотношений, построенная на умении жить в мире и согласии, руководствуясь интересами, а не предрассудками.

Ее можно сформулировать так: - меня не волнует, какой нации и веры этот человек. Меня интересует, какой он - порядочный, или нет, умный или глупый, добрый или злой.

Подход в стиле «этот еврей, грек, турок» считался неприличным. Скажем честно: изначально все это выросло из прагматизма и воли властей, пресекавших неизбежные конфликты. Но постепенно - превратилось в истинный стиль взаимоотношений горожан, некий кодекс неписаных обычаев и законов.

Само собой - это - в идеале… Бывали в Одессе и омерзительные еврейские погромы. Вот только - и они имели свою специфику, ибо подоплекой им служила не только ксенофобия, но и национально-экономический конфликт - конкуренция греческих негоциантов с изрядно потеснившими их еврейскими. И на защиту евреев вставали люди разных этносов и религий, становясь плечом к плечу с еврейской самообороной. Как 100% русский Сергей Уточкин - уникальный спортсмен и любимец всего города, защитивший старика-еврея от толпы погромщиков, и получивший нож в спину…

Но когда к нему в больницу пришли представители еврейской общины, попытавшиеся «отблагодарить» его - он их с возмущением выгнал - Для меня еврей - такой же человек, как и все остальные, кричал Сергей Исаевич… и в этом был весь наш город!

В общем же, Одесса, изначально построенная как город иммигрантов и переселенцев, легко принимала приезжих. Одесситом можно было стать и сто лет тому назад. И в годы, которые я еще помню. Условие было одно: ты принимаешь нашу систему взаимоотношений. Ты уважаешь наши обычаи, не навязывая  свои, и в то же время - остаешься собой, не унижая окружающих.

И до поры-до времени, Одесса достаточно быстро превращала вчерашних селян и «иногородних» в одесситов. Главным - было желание человека стать своим, полюбить Город и впитать в себя его вековые заветы.

Заметим, что украинцы ничуть не хуже других вписывались в эту традиции. Достаточно вспомнить одного из лучших городских голов середины XIX века Семена Яхненко - выходца из украинской глубинки, крупного предпринимателя, совмещавшего в себе любовь к культуре своего народа и глубокую преданность Одессе. Или - уроженца Прилук, художника Юрия Коваленко, ставшего в 60-90 годы века прошлого одним из  наиболее известных и неординарных живописцев города. Выдающимся педагогом, воспитавшим целую плеяду талантливых художников. И - одним из знаковых представителей нашей богемы, живой достопримечательностью …

Но, когда же произошел перелом в ситуации и чем был он вызван?



От украинизации - к  рогулизации

На мой взгляд, началось это еще в послереволюционный период. Тогда Одесса неожиданно для своих жителей стала губернским городом Украины, а не третьей столицей империи И, пошла волна достаточно жесткой украинизации - с переводом всего и вся с русского языка, объединявшего народы, на украинский.

Плюс к этому - политика «национальных кадров» и четкие приоритеты в продвижении выходцев из украинского села. Добавьте мощный приток селян, вызванный волнами индустриализации в 20-30 и послевоенные годы, особенно мощный в 60-70, когда целые районы новостроек типа Поселка Котовского заселялись вчерашними селянами, ставшими рабочими росших заводов. И - планомерное вытеснение одесситов из сферы управления городом, его культурой и буквально всеми отраслями хозяйства.

Мобильные и непокорные одесситы были менее управляемы и слишком инициативны. А посему - с 20-х годов прошлого века росла тенденция к переезду в Москву, Питер. Но не косный Киев! Туда, где таланты не подвергались столь мощному и языковому, и национальному вытеснению. И - клановому давлению ушлых «выдвиженцев», предпочитавших продвигать своих односельчан.

От Бабеля и Олеши - до Жванецкого, Карцева с Ильченко и Долиной, до… - список вынужденно покинувших Одессу велик и печален. Плюс - огромные потери города и в Гражданскую - от войны, эмиграции и эпидемий. В Великую Отечественную - от потерь боевых и геноцида немецко-румынского. А после - волны эмиграции еврейской…

В итоге, в Одессе уже к моменту обретения Украиной независимости, сложилась четко чуждая традициям города, но весьма влиятельная «рогульская элита». И огромные кадровые резервы для национализма украинского.

Принцип их существования был прост и деструктивен: мы ненавидим этот космополитический город, он для нас никогда не станет своим, родным. Но мы хотим пользоваться всеми его благами и преимуществами. От теплых сортиров и близкого моря - до возможности торговать буквально золотой прибрежной землей. Нам чужды его традиции и история, но мы будем владеть им, окончательно подавляя одесситов.

Одесса не стала для них родиной, и они пытались и пытаются вытравить все то, что делало ее уникальным городом. С хуторянской алчностью разворовано за какую-то четверть века все, что создавалось веками и десятилетиями. С равнодушием варваров уничтожается уникальная архитектура.

И, особенно в последние годы, навязывается фальшивая история в стиле «600-летнего Коцюбиева», призванная вытравить истину о городе мечты. Городе, где множество народов творило общий феномен мирового уровня.

Воинствующий «рогулизм» грозит нашей Одессе, Южной Пальмире, страшной участью Пальмиры Сирийской. А неуважение к ее традициям - давно перешло за черту хоть видимой толерантности.

Нужно ли напоминать об Одесской Хатыни 2 мая 2014 года? - Нужно! И я верю: пока есть настоящие одесситы, преданные своей Маме - не все еще потеряно. Одесса вновь может возродиться из пепла заживо сожженных и руин разрухи. А «рогули» - уйдут отсюда как чужаки, получив достойный отпор своей наглости.

Они ведь, в сущности своей, трусливы, и смелы только «гуртом батьку бить». Рано или поздно, но варварство всегда проигрывает цивилизации, ибо хаос бесплоден!

Дожить бы до этого!

http://www.politnavigator.net/odessa-v-nashem-gorode-segodnya-rulyat-roguli.html

Игорь Плисюк, журналист, Одесса


Украина, Одесса

Previous post Next post
Up