Милицейское танго

Jun 06, 2011 20:05

Писатель Дмитрий Горчев- знаковая фигура для молодых интеллектуалов поколения "нулёвых". В российской интернет-среде Горчев известен как автор остроумных и своеобразных по стилю рассказов, эссе и жизненных наблюдений, которые публиковались в его "Живом Журнале". Он был органичной персоной своего времени, когда Интернет утвердился как неотъемлемая часть жизни миллионов людей, а ведение блога или собственной странички - такой же естественной потребностью, как утренний кофе или прослушивание аудиокниг в пробках.
"Окно в мир" дало возможность проявить себя многим талантливым людям. Наглядно подтвердилась расхожая сентенция о том, что в России каждый второй поэт и каждый первый - фотохудожник. Культурных образчиков различного качества и значимости появилось так много, что в толпе жаждущих признания стало тесно. Единственный выход был - оставаться самим собой и хранить верность своему Я. Вообще, начало нового тысячелетия стало временем крайнего индивидуализма, торжеством единоличника-отщепенца над навязчиво-липкой "масс-культуркой", и Горчев прекрасно вписался в специфику момента.
Если может быть этичным знак тождества между одной творческой личностью и другой, Дмитрий Горчев подобен Сергею Курёхину, только от литературы. В обоих было этакое мальчишеское хулиганство, совершенно беззлобное и обаятельное. По выражению Шолохова, близкого друга Курёхина, в Сергее было очень сильно моцартианское начало: он любил шутку, радость и смех, эксперимент и новаторский поиск, жизнь в любых светлых ее проявлениях, и никогда не позволял сфальшивить своему внутреннему голосу доброты и правды.
Книга "Милицейское танго" - небольшой цикл рассказов и эссе Горчева, выпущенная в свет в 2007 году питерским издательством "Амфора". В этот период Дмитрий Горчев уже уже обрел широкую известность и репутацию "модного" блоггера. Стиль его письма импонировал многим: зубастая, ироничная проза, затрагивающая различные пласты нашего бытия - от смысла жизни до целесообразности вторичной заварки чайных пакетиков. Хлёсткие метафоры, порой даже исполненные в ненормативе, заставляют хохотать чуть ли не до слёз, и хочется воскликнуть вслед за Пушкиным: "Ай да Горчев, ай да сукин сын!" Судите сами:
"Почему в аптечных сетях в таких количествах продаются настойки именно овса и боярышника, а не других растений? Почему их продают на каждой станции метро и на каждом вокзале? Почему бомжи так тяготеют именно к железным дорогам, наземным и подземным? Что они вообще затевают?
А просто надо внимательно слушать: совсем недавно директор Счётной палаты проболтался в каком-то интервью про метро до Луны.
Так вот это и есть один из основных секретных проектов грядущего Четвёртого царства, которое бомжи строят уже сейчас". Ну разве не прелесть? Милая добрая хармсовщина пополам с Зощенко, все узнаваемо ещё за версту.
"Милицейское танго" - книга замечательная не только в отношении авторского стиля, но также и с точки зрения композиции и насыщенности аллюзиями к великим произведениям литературы и кинематографа.
Так, первая часть книги - "Ангел" - парафраз гоголевских "Петербургских повестей"  - пытливый читатель без труда опознает переиначенные на современный лад "Шинель" и "Нос". В самом рассказе "Ангел" также несложно найти родительские черты "Неба над Берлином" Вима Вендерса, только горчевский Дамиэль не догадывается о своей ангельской сущности.
Чтение и разбор подобных симпатичных культурологических загадок - изысканный деликатес для ума, который многим придётся по вкусу. Благо, в "Милицейском танго" таких "канапешек" хватит, чтобы наесться до отвала.
К слову сказать, Дмитрия Горчева очень жалует Татьяна Никитична Толстая. Он даже был настойчиво зван для участия в программе "Школа злословия", которая плавно съехала на приятнословия. И совершенно закономерно, думается, потому в писательском деле, как ни в каком другом, пожалуй, требуется смелость быть честным, оказаться в меньшинстве или даже вообще в одиночестве. Пожалуй, в этих добродетелях Дмитрию Горчеву отказать невозможно.
На той же "Школе злословия" Горчев признался под пытками, что не любит людей, является убеждённым и неисправимым мизантропом. Охотно верю, потому что это тоже одна из характерных черт героя нашего времени: гуманисту-одиночке вообще не обязательно любить всех и вся, достаточно видеть мир душой и слышать его сердцем, ну и поступать так, как предписывает личный кодекс чести. Остальное будет взвешено на суде Истории.
Дмитрий Анатольевич Горчев скончался на сорок седьмом году жизни, причиной смерти стало обширное внутреннее кровоизлияние. Он умер в своем деревенском доме под Псковом 25 марта 2010 года. Как и Сергей Курёхин, Дмитрий Горчев ушел из жизни на взлёте своей творческой "алмазной колесницы". И если на том свете им суждено будет когда-нибудь встретиться, они обязательно сыграют озорное "Милицейское танго" в четыре руки.

литературщина

Previous post Next post
Up