«Надо просто выучиться ждать"...

Jul 10, 2021 19:23





"Суета сует - всё суета!" - из книги Екклесиаста

Вопрос священнику: "Господь ведёт человека, слышит его молитвы и вдруг оставляет. Причём так серьёзно, что даже пропадает желание бороться за своё спасение. Это что, наказание или всё-таки испытание? Как этот грех классифицировать, как с этим бороться?"

Замечательный, как всегда, ответ отца Андрея Ткачёва
- А стоит ли все грехи классифицировать? Мне кажется, что есть такая сторона церковной жизни, когда люди пытаются все грехи расклассифицировать, как будто точное название недуга непременно рождает исцеление.

Богооставленность у всех разная.
Кто-то действительно трудился, трудился и перетрудился, и перетрудившись, ощущает себя ничтожным, и где-то оставляется Богом на свои силы, чтобы он понял, что сил у него нет.

Кто-то, может быть, прогневал Господа какими-то гордыми трудами: трудился, но в тайне сердца не Богу, а для себя, для чего-то ещё, и он сталкивается с какой-то такой безблагодатностью.
Там есть много разных состояний, мне кажется, но человек, как часы, работать не может.

Мы же должны быть далеки от мысли о том, что как завели однажды человечка в Таинстве Крещения, как ключиком, и он начал тикать как швейцарские часики, и так ровным тиком тикал, пока не умер, пошёл в Царствие Небесное. Так не бывает ни у кого и никогда.

Человек по какой-то синусоиде идёт: падает, встаёт, дёргается, не рассчитывает силы, набирается опыта.
В конце концов, когда человека спрашивают в концу жизни или к моменту накопления какого-то духовного знания: «А какое ваше правило?» - он говорит: «Раньше у меня было много правил, а теперь только одно: Господи, прости меня, грешного».

В конце концов, что наша надежда? Наша надежда - дом паука: там не на что опереться.

В конце концов, нам нужно будет опереться только на Бога, и больше ни на кого. На невидимого Бога, на неощутимого пятью чувствами, не доступного спекулятивному изучению, который выше ума, который везде и рядом. Вот на Этого Бога, который выше познания, выше логики, надо будет опереться, потому что больше опираться не на что.
Подпоры отнимаются одна за другой: человек опирается, например, на друзей - друзья вдруг изменили ему; на страну - стране он оказался не нужным, или страна развалится - он эмигрировал; на семью - семья разъехалась в разные стороны: дети повзрослели, повыходили замуж, поженились; на науку, литературу - оно ему опротивело, оно его перестало насыщать.
Всё подпоры забраны, он висит в воздухе. На что ему опираться? - На Бога.
Потом, конечно, он слабый, чувствует слабость, страх. Слабость и страх - это непременные компоненты духовной жизни. А как иначе? Это только фантазёр может нафантазировать, что мы должны быть сильней, сильней, сильней... А на самом деле - мы всё слабее, слабее, слабее. Вот тогда нам Бог и нужен.

Поэтому чего же тут классифицировать? Надо спокойно к этому относиться, и бороться за то, чтобы не терять веру. А остальное - это всё лирика.

Меньше носиться с собой ещё надо, мне кажется. Многие люди приходят на исповедь от великой любви к себе любимому, и так же носятся, как курица с яйцом, со своими проблемами: «Ах, я ж такой, я ж такой, я какой-то вот не такой. Ах, я же ж такой какой-то грешный. Господи, как же ж так плохо вот...»
И так же себя любят, так же страдают от того, что они какие-то не такие. В этом тоже есть много какого-то мелкого самолюбия, противное в этом есть что-то.
Надо меньше носиться с собой, надо быть... Святые отцы этого не сказали, это сказала Эдита Пьеха: «Надо просто выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым, чтоб порой от жизни получать радости скупые телеграммы». Смотрите, какие красивые слова. Таких песен больше не пишут. Надо ждать научиться, надо быть спокойным и упрямым. Действительно, в любом хорошем деле нужно быть спокойным и упрямым: геолог должен быть спокойным и упрямым, офицер должен быть спокойным и упрямым, учёный должен быть спокойным и упрямым. Понимаете?

Все стали какими-то нежными, экзальтированными, нервными, взвинченными - какими-то такими не обследованными психами: носятся, изображают из себя какую-то духовную жизнь.
Спокойным и упрямым нужно быть, чтоб порой от Бога получать радости скупые телеграммы.

Будем попроще, христиане. Русские люди, вообще, простые люди. Как можно меньше копайтесь в себе, потому что это мало кому приносит пользу, кроме очень великих святых.
Всю замечательную беседу стоит прочитать здесь

Общество, Церковь, Вера

Previous post Next post
Up