Китайский шанс для российского кино

Aug 31, 2015 08:20



Продолжается ускоренное сближение России и Китая. Взаимная интеграция идёт по всем направлениям. Не осталась в стороне и сфера культуры. Китайцам традиционно интересен русский язык, русская музыка и живопись, литература и кино. Возможно это связано с тем, что китайский менталитет, по мнению экспертов, очень близок к русскому. Я считаю, что это действительно так. Генетически мы европейцы, а вот ментально мы гораздо ближе к тем же китайцам, чем любой другой европейский народ. Впрочем, это тема для отдельной дискуссии. Вот и министр культуры Китая, как бы подтверждая мои слова, заявил, что Китай ставит Россию на первое место среди своих партнёров по культурному взаимодействию. Думаю, что это не дежурная вежливость, а реальное положение вещей.

Сейчас складывается уникальная ситуация. Российские кинокомпании получили исторический шанс сделать рывок и заявить о себе на международном кинорынке. Через Китай. Через китайский кинопрокат. Поясню о чём идёт речь.

В Китае вот уже много лет подряд не прекращается кинотеатральный бум. На данный момент в стране функционируют 25000 киноэкранов, и китайское правительство планирует увеличить это число в разы. И это при том, что китайский кинорынок уже сейчас занимает второе место в мире по сборам сразу после американского! Нет никаких сомнений в том, что очень скоро Поднебесная станет главной кинодержавой планеты. А это значит, что все кинокомпании мира будут стремиться туда попасть. Если фильм не попадёт на китайские экраны, то об успешном мировом прокате можно будет забыть.

Китайский рынок - огромный. Казалось бы, места хватит для всех. Но есть одно обстоятельство. В Китае действует жёсткая система квот. В год выдаётся только 30 разрешений на прокат зарубежных картин в китайских кинотеатрах. Битва за попадание в эту заветную тридцатку обещает быть жаркой. И вот тут у наших отечественных кинокомпаний есть серьёзное преимущество по сравнению с Голливудом и Европой.

Нет, я клоню не к тому, что в силу нашей внезапной дружбы китайцы по доброте душевной сделают нам подарок, и российские фильмы получат какие-то преференции. Глупо было бы так думать. Китайцы народ прагматичный. Но есть целый ряд тем, которые близки и понятны как русскому, так и китайцу. Это и Вторая мировая, и коммунизм, и периоды государственного упадка и возрождения. Да в конце концов мы с китайцами соседи на протяжении столетий! У нас очень много общего. Да плюс огромный интерес рядовых китайцев к нашей культуре, о чём я уже писал выше. Могут таким похвастаться американцы или французы? Как вы думаете какой фильм быстрее окажется в китайском прокате: правдивый российский фильм про то как тяжело нам было во время Великой отечественной или американская клюква про бравый взвод янки самостоятельно освобождающий пол Европы?

Но чтобы попасть на китайский рынок нужно сначала снять качественный фильм. Фильм мирового уровня. А это стоит очень больших денег. В российском кино таких денег нет. Даже Бондарчук смог найти на "Сталинград" только 30 миллионов долларов. Американцы бы и к съёмкам не приступили без, как минимум, вдвое большего бюджета. Но они могут себе позволить потратить и сто миллионов на масштабный исторический фильм, а нашим кинематографистам приходится работать с тем что есть. Хорошей новостью является то, что Бондарчук даже на эти деньги умудрился снять вполне смотрибельную картину, которая попала-таки на китайский рынок.

Да, если кто не в курсе, "Сталинград" был первой российской картиной, которая вышла на китайском рынке в широкий прокат. Там её посмотрели почти 2 миллиона человек. Суммарные сборы были что-то около 13-ти миллионов долларов. Фильм приняли неплохо. Это такая первая ласточка и большой успех как лично для Бондарчука, так и для всего российского кино. Кстати, в США "Сталинград" вышел в ограниченном прокате и собрал всего миллион. Это к вопросу о том, кому вообще за границей российское кино интересно, а кому нет. Более того, изначально Бондарчук даже планировал пригласить на роли второго плана популярных китайских актёров, чтобы замахнуться на более весомые сборы в местном прокате. Но оказалось, что китайские звёзды российским продюсерам банально не по карману...

Идея Бондарчука была очень правильной. Хотя, согласитесь, китайские актёры в "Сталинграде" были бы не совсем уместны. Если хочешь гарантированно попасть на китайский рынок - снимай кино вместе с китайцами. Копродукция - явление в современном мире очень распространённое. Китайцы готовы вкладываться в совместные проекты. Китайцам интересно поработать с нашими кинематографистами. Русскую школу кино в Китае уважают. Почему бы этим не воспользоваться?
И наши продюсеры потихоньку начинают вставать на эту дорожку. Неизвестно куда она выведет, но попытаться стоит. Китайцы - очень непростые в плане каких-то совместных бизнес-проектов. Они своего не упустят. Есть определённые риски. С другой стороны, китайский рынок - настолько лакомый кусочек, что потенциальные дивиденды перекрывают все негативные моменты.

Первым таким совместным проектом станет продолжение фильма "Вий". Фильм выйдет в следующем году под названием "Путешествие в Китай". Это классическая копродукция. Наш продюсер Сергей Сельянов с одной стороны и китайские инвесторы - с другой. Всё тот же английский актёр Джейсон Флеминг в главной роли. Компанию ему на этот раз составят Рутгер Хауэр и Джеки Чан. Джеки Чан - это вообще беспроигрышный вариант, если ты хочешь сорвать банк в китайском прокате. И очень хорошо, что Сельянову удалось его заполучить. Видимо, это заслуга китайских партнёров. Смог бы российский продюсер уговорить Джеки Чана сняться в чисто российском проекте - это большой вопрос. А так - вот вам, пожалуйста, работайте.

Я с нетерпением жду выхода этого фильма. Хотя не сомневаюсь в том, что это будет редкостная чушь. Меня интересуют исключительно кассовые сборы. Потому что, если у фильма будет счастливая прокатная судьба, многие наши продюсеры пойдут по пути Сельянова. А это значит, что будет целый ряд громких российско-китайских проектов в мировом прокате. Если же всё закончится провалом, то процесс может сильно затормозиться, чего не хотелось бы. Российскому кино сейчас очень нужен новый импульс и сотрудничество с китайцами вполне может придать ускорение всей нашей киноиндустрии.

Путешествие в Китай, Китай, Россия, Сталинград, кино

Previous post Next post
Up