Leave a comment

shura_referent July 23 2012, 21:35:23 UTC
Статья действительно отличная

Вместе с тем, следует признать, что помимо деструктивной роли Бахтина имелись и другие факторы, разрушительно сказавшиеся на смысловом основании культуры. Несколько дней назад, к примеру, я попытался вспомнить хотя бы один советский фильм, в котором бойцы подразделений советской армии вступили бы в прямое противостояние с подразделениями армий стран НАТО. И не смог вспомнить ни одного. А у Голливуда подобных фильмов полно. Включая блокбастеры типа Рембо или Хищника, не говоря уже о бесконечных поделках, в которых смотреть на то, как изображались советские бойцы, смотреть было просто тошно.

И что же мешало советским кинематографистам снять нечто аналогичное о Вьетнаме, Афганистане или любом другом военном конфликте, где подразделения совеской армии вступали в непосредственное столкновение не с духами, игравшими скорее в роль пушечного мяса, а с силой, стоящей за их спиной? С силой, отстаивающей в этих конфликтах свои собственные явно недружественные Советскому Союзу интересы?

Некие цензурные ограничения, полагаю, существовали. Но запрет на создание положительных героических образов, современных своему времени, сыграл свою негативную роль. Вот на этот вакуум и наложилось деструктивное творчество Бахтина...

Reply

cautious_man July 24 2012, 05:54:04 UTC
> Несколько дней назад, к примеру, я попытался вспомнить хотя бы один советский фильм, в котором бойцы подразделений советской армии вступили бы в прямое противостояние с подразделениями армий стран НАТО

Одиночное плавание, например. На самом деле, в первой половине 80-х (видимо, после "Пиратов XX века") вышла целая серия боевиков (по жанру) военного и милицейского содержания (Перехват, Чужие здесь не ходят etc). В том числе в этих фильмах наши вступали в боестолкновения с силами представителей стран НАТО и США.

То, что таких фильмов было мало, обусловлено двумя пунктами:
- таких боестолкновений было мало
- темы Вьетнама и Кореи были сурово засекречены по абсолютно понятным причинам

Запад, кстати, распоясялся в отношении нас (в том смысле, о котором Вы говорите), в основном, начиная с Перестройки. Обратите внимание, ни в одном фильме Джеймс Бонд до конца 80-х не действует против ВС СССР напрямую! Хотя с русскими время от времени сталкивается. Рембо: ПК-2, кстати, аккурат 1985, а в первом Рэмбо он своих отстреливает (1981). С чем это связано - это отдельный вопрос. Но факт остается фактом не только у нас, но и у них не так много фильмов до 1985, где военные СССР и США друг в друга стреляли бы.

Вместе с тем, истинному противостоянию СССР и Запада, противостоянию настоящему, а не игрушечному посвящены замечательные фильмы - 17 мгновений (хотя там речь о 1945, но идеи, раскрытые в этом фильме, пролонгированы далеко за пределы 2МВ просто уже теперь по факту), ТАСС уполномочен заявить (отличный фильм, после Кургиняна это особенно ярко видно), Мертвый сезон (несмотря на некоторую попсовость, там присутствует например, проблематика многоэтажного человечества) и некоторые другие.

А вот насчет недостатков героического, а главное массового и одновременно обладающего высокими художественными качествами (как, например, в 30-х Чапаев, Петр Первый, Александр Невский etc - безусловные шедевры про настоящих героев, вместе с тем реалистичные и пользовавшиеся огромной популярностью) - Вы правы - это серьезный прокол.

тут, правда есть еще один пласт - это замечательные советские детективы абсолютно глубокие по содержанию и до крайности интеллектуальные типа Следствие ведут знатоки, но интеллектуальность этих фильмов - увы - проиграла тупизне Коммандос. Кстати, по причинам, которые подробно обсуждаются в этой статье kotka-lena.

Reply


Leave a comment

Up