Nov 08, 2010 23:07
День седьмое ноября красный день календаря!
Этот стих-нетленку выучил я ещё в младшей группе детсада. Правда, понимал несколько не так, как хотелось бы партии и правительству. В этот день всё наше семейство, фамилия, можно сказать, собиралась праздновать в первую очередь день рожденья деда, Михаила Гавриловича. Наше семейство(три поколения), семейство дедовой сестры, которую я вслед за папенькой с детства называл тётей, а не бабушкой и прочие родственники (детишек у прадеда был почти десяток).
И думал я, наивный, надо же как товарищи революционеры угадали, подарок деду на всю жизнь. Сейчас думаю иначе, но дедов день рожденья помню и в душе праздную. Сами посудите:
В год появления на свет деда в русской армии была принята на вооружение трёхлинейка, спасибо капитану Мосину и Сестрорецкому оружейному заводу. Простой и незатейливый мужичёк деревни Твердилицы Смоленской губернии попал в солдаты и воевал на Первой Мировой. Побыл в плену в клятой Фатерляндии, батрачил на гроссбауэра. Когда про заварушку в России прослышал, оставил на крыльце хозяйские сапоги, влез в приготовленные втихаря лапти и пошел домой. В Россию. И дошел. Сколько шел не знаю, но результат налицо: я есть.
Потом гражданская. После учёба. Уже перед Отечественной дед преподавал в "пилораме" - в Лесотехнической академии. Финская, Отечественная, Японская. Потом снова преподавал.
Я его помню уже пенсионером. Он ежедневно с красно-синим карандашом прочитывал периодику - "Правду" и еще пару газет, какие точно не помню, а врать неохота. Чтобы гиперактивный внучек не мешал дед давал мне "Всемирную историю" в 10 томах с 5 лет, как читать научился. Условие было книги не портить, не разрисововать (хоть и хотелось - жуть), а брать карандаш и бумагу и самовыражаться с наименьшими жертвами.
Дожил дед до восьмидесяти семи, причем пока не слёг в последний месяц ежедневно ходил от Черной Речки до парка Лесотехнической академии и обратно пешком, "для поднятия аппетита", как он смеялся.
И первый в жизни фотоаппарат, "Смена-8М", тоже подарок деда. "Проявке и печати тебя пусть отец учит, зато тебе есть чем".
Конечно, краткая история Михал Гаврилыча уже не слишком документальна, превратилась для меня в любимую байку-рассказку, но я вот мечтаю, что когда внуки будут обо мне вспоминать, они тоже смогли бы выдать байку не менее занимательную.
...хотя у нас и мальчика-то никакого нет...(С) внуков пока ещё только ожидаю.
Думал писать об этом вчера, но "по разным известным причинам" решил, что наваять посвящение 119 (сто девятнадцатой) годовщине деда лучше сегодня, когда празднующие 7 ноября не совсем тот праздник уже отпразднуют своё.