Live like there is no tomorrow

Jul 11, 2013 15:04

Фаранги любят поизмышлять между собой на тему тайского характера, поделать глубокомысленные выводы. И я люблю, тема благодарная)
Поэтому многабукв будет не о sex, drugs, rock'n'roll, как можно бы предположить из названия, а о таком не менее любопытном явлении, как тайский менталитет. Всем, кто когда-либо задумывался начать в Таиланде бизнес, посвящается.

Очень часто спрашивают, почему мой магазин Тайская Лавка закрылся. Вопрос ставит меня в тупик просто потому что вот так вот, сходу, не объяснишь. Сегодняшний пост родился из разговора с владельцем другого небольшого бизнеса и возможно, кое-что станет понятней.

Сразу скажу, что Тайская Лавка закрылась на пике популярности, количество клиентов росло не по дням и даже рассматривался вариант взять тайских помощников. Я сейчас страшно рада, что мы этого не сделали. Хотя, думаете, мне было не жалко огромного количества затраченных усилий, любимейших клиентов и вообще всего того, что я узнала о тайской косметике? )

С момента закрытия sabaistore.com прошел год и за это время у магазина появилась куча клонов-какбе-конкурентов, кто-то копировал дизайн, кто-то - стиль фотографий, слизывали ассортимент, описания и даже на другое название у некоторых фантазии не хватало. Лавку не раз предлагали купить. Наблюдать за этим было неожиданно и прикольно (оказывается, мы забахали такую уникальную вещь, которую даже фиг скопируешь), но речь не об этом.

Пойдем издалека. Чем знаменит Таиланд и зачем сюда народ едет? Море, солнце, пальмы, еда, массаж … наверно первые ассоциации, которые любому человеку в голову приходят. Некоторые едут за шоппингом - и правда, здесь полно экзотических товаров по замечательным ценам. Многие - за дешевыми женщинами, тоже понятно. А если объединить все это в одно слово, получится тот самый знаменитый «сабай», которого как будто больше нигде нет.

Лоран - француз, владеющий на Самуи небольшим бизнесом по производству и продаже домашних молочных продуктов. Думаю, все местные экспаты знают или хотя бы видели его магазинчик. Со все увеличивающимся количеством россиян на острове, спрос на творог, кефир, сметану и прочее подобное растет, так что ассортимент его ширится и, кажется, магазинчик процветает.
Сегодня мы заметили, что на прилавке появился кефир в новой упаковке. По ходу обычной болтовни муж спросил, почему решили поменять и тут Лорана прорвало. Я слушала и в голове крутилось одно - "божеж, как я тебя понимаю" ... )

Суть ситуации была в том, что Лоран заказал в Бангкоке новую партию обычных пластиковых стаканчиков. Упаковку прислали, но стаканчики не закрывались. Лоран позвонил поставщику (по-английски в тайских компаниях почти не говорят), тайка на телефоне упиралась, что с упаковкой все в порядке и только после того как Лоран пригрозил, что сейчас прилетит в Бангкок и пусть она попробует ее закрыть сама, признала, что они перепутали, партий было две - нормальной и сломанной упаковки. Далее следовал обмен мейлами, факсами и всеми прочими средствами связи с попытками решить проблему со стороны Лорана и пофигизмом со стороны тайцев, в результате которой француз впал в истерику, а тайка все-таки пообещала прислать новую партию на замен. На заключительном присланном от поставщика документе, была приписочка от руки "Don't worry" и нарисован зайчик. Лоран ждет эту партию четвертую неделю...

Под его руководством магазин существует уже около полутора лет и в штате - почти все тайцы. Такие ситуации - ежедневная рутина, он смиренно говорит: "Я не сдаюсь, у меня просто не такой характер, чтобы сдаться. Я пытаюсь предугадать, что они отчебучат на этот раз и учитывать это ("божеж, как я тебя понимаю")). Но, честно говоря, их поведение слишком часто превосходит мои самые смелые фантазии".

Проблема тайцев и бизнеса в одной простой вещи - они не умеют планировать дальше, чем на сегодня. И это не просто легкомысленность одного отдельно взятого характера, а образ жизни целой нации. Сабай-сабай и май бпен раи.
Если служащие видят, что продукты на полке в магазине заканчиваются, мысли не возникнет заказать еще, до того момента, пока все не закончится и не пройдет еще какое-то время. Тогда они поймут, что покупателям все-таки это наверно нужно, дозакажут и через какое-то время оно может быть придет.

В больших супермаркетах неделями может не быть элементарных вещей - вдруг пропадет овсянка, какой-то вид молока, или тупо укроп. Потом снова появляется.

Лоран рассказал, что у него знакомый ведет более крупный бизнес, с миллионными сделками. Он говорит подчиненному тайцу: "позвони нашему клиенту срочно сегодня". Приходит, спрашивает - ты позвонил? Тот говорит - нет. Почему? Так можно же завтра!

Тайцы искренне не понимают, почему подобное поведение приводит фарангов в бешенство. Они прекрасно знают об этой своей черте и ничего страшного в ней не видят. Наша знакомая тайка сформулировала просто: "Я всем улыбаюсь, живу, чтобы сейчас было хорошо. Потому что завтра ведь может и не наступить". Беда только в том, что ставка на то, что завтра может не наступить в большинстве случаев не оправдывается и оно все-таки наступает.

Тайчики кстате страшно азартны, несмотря на то, что игры здесь запрещены. Могут продуть всю свою зарплату в один момент, ведь надо получать удовольствие здесь и сейчас.

Возвращаясь к Тайской Лавке. За год ее работы, партнеры (разные!) ни разу не прислали мне полностью правильно выполненный заказ. Каждый раз приходилось перепроверять, связываться, объяснять людям, не говорящим по английски, в чем дело, выслушивать их искреннее изумление на тему того, почему я не могу пользоваться тем, что прислали, вместо того, что было заказано, ведь оно так похоже! Ждать ответа, ждать новых документов, новых пересылок. В половине случаев присылали гораздо позже, чем заказывалось. Постоянно менялись упаковки (понятие фирменного стиля и узнаваемости бренда у мелких тайских брендов отсутствует) и соответственно надо все заново проверять, тестировать, фотографировать, объяснять моим клиентам, в чем дело. А когда клиентов не 2 в месяц, а 22 в день и они уже заплатили за предыдущую версию продукта?
Помимо 1000 и 1 государственного выходного, тайцы могут закрыть свой магазин на неделю просто потому что захотелось навестить родственников в соседней провинции.
Иногда у тайских компаний есть сайты и они даже пытаются что-то через них продавать, но простейшая электронная почта может тупо не работать неделями. Они настойчиво говорят о том, что мечают иметь реселлеров, но при этом не могут обеспечить элементарное функционирование элементарных вещей. Могут взять и забыть прислать счет или ответить на письмо ... И это не кто-то отдельный один раз ступил - это норма жизни. Стабильного ассортимента не существует, некоторые позиции могут вдруг пропасть на месяц, а потом появится снова ... или не появится, этого не знает никто)
Благодаря мне полки Boots на Самуи стояли пустые неделями, на почте кончались коробки, в упаковочных магазинах - упаковка.
При этом везде тайцы были более чем услужливы и горели желанием помочь. На словах. В реальности же чтобы поднять пятую точку от фейсбука и милых кроликов... даже мозг в этом направлении не загружается, как бы ты их не пинал.

В моем магазине еще на заре открытия был хит - маска для лица из мангостина. Она оказалась настолько хороша, что мы скупили все эти маски в местной сети аптек и договорились, что нам привезут еще больше. Тайцы были счастливы, взяли задаток, взяли у меня телефон... и пропали. Мы начали выяснять, оказалось, что маски из Бангкока заказаны и приедут в течение недели. Но все не едут и никто не знает в чем дело. Люди растерянно улыбаются и сидят на стульчиках ровно.
В Таиланде, и особенно на Самуи, местные, за редким исключением, зарабатывают откровенно мало и они это понимают. Жизнь дешевая и зарплаты крохотные, поэтому для них каждый покупатель (и, особенно, покупатель постоянный) - на вес золота. Это видно даже по тому как они носятся с тобой каждый раз, как расстраиваются, если ты чем-то недоволен. Но опять же, чтобы хотя бы попробовать решить возникшую проблему ... даже мысли не возникает.

Причем нельзя сказать, что они настолько счастливы сами по себе, что и деньги не нужны. Быть богатым здесь - очень почетно, выставлять свой достаток (и если он есть и если его нет) напоказ очень даже принято. Но люди не думают о том, чтобы сделать хоть малейшее движение, чтобы деньги эти заработать. В Тае страшно популярны лотереи - ведь это отличный шанс стать какбе богатым, не делая ничего. А когда выигранные деньги закончатся что делать? Тайцам этого не представить.

Конечно, возможно, у меня был слишком перфекционистичный подход. Я не смогла вести себя по отношению к своим клиентам также, как тайцы по отношению ко мне. Нервничала, орала, добивалась именно того, что нужно.
Но в итоге, с увеличением продаж, свои нервы и время оказались дороже)

Вот текст, характеризующий миссию самой знаменитой марки тайской косметики - Sabai Arom.
По-моему, это квинтэссенция вышесказанного.

"Название брэнда Sabai Arom - поэтическое тайское слово, описывающее наиболее желанное состояние "удовольствия, безмятежности и удовлетворенности", которое мы все ищем в жизни. Современный мир - это соревнование на скорость и достичь состояния внутреннего спокойствия в нем очень трудно.
В Таиланде достичь этого состояния проще, благодаря знаменитому "тайскому" образу жизни, который основан на культурной традиции народа и понимания важности целостности, сбалансированного образа жизни и глубокого уважения к природе. "

Когда читаешь такое, кажется что это просто очередная, ничего не значащая рекламка. А на деле, правда от первого до последнего слова. Просто мы - другие и не привыкли ставить это состояние в жизни во главу угла.

В общем, с одной стороны, тайцы правы, завтра может и не быть, чоуж. Местами я даже счастлива, что они иногда заставляют тебя расслабится и принять ситуацию там, где ты привык только напрягаться и переживать. Для жизни и отдыха здесь и правда рай.
Но работать так невозможно.

Так что могу лишь пожелать удачи и большого-большого терпения всем, кто решит попробовать)

----
Если вам понравилось, не стесняйтесь нажать на любую из этих кнопок:

тайская косметика, мысли вслух, Таиланд, тайцы

Previous post Next post
Up