«Baby Reindeer (Оленёнок)» - драма, реж. Вероника Тофильска, Жозефин Борнебуш, 2024

Apr 29, 2024 21:32


Плохо быть начинающим стэндап-комиком. Еще хуже быть начинающим комиком в Лондоне, где начинающих комиков - хоть противоестественным образом ешь! Совсем плохо быть начинающим комиком в Лондоне, не имея чувства юмора. Чтобы свести концы с концами, приходится работать в пабе. Хорошо, что хотя бы не нужно платить за жилье - мать бывшей подруги позволила несостоявшемуся зятю жить у нее дома. Святая женщина!

В такой позиции пребывал Ричард Гэдд в один далеко не прекрасный день в середине 2010-х годов, когда в его паб вошла женщина. Ничего особенного, невзрачная толстушка лет сорока. Представилась преуспевающей юристкой, назвала несколько громких имен своих клиентов и вдруг… попросила чашку чая бесплатно. У нее, видите ли, совсем не было денег. Ричард сжалился и налил ей чаю (известно какой чай в пабе - пакетик трухи, залитый кипятком). Этот маленький сочувственный жест стал началом… нет, не прекрасной дружбы, а 6-летней истории преследования, харрасмента и сталкинга, липкого и неотвязного как ночной кошмар. 41 тысяча имейлов, 350 часов голосовых сообщений, несчетное число твитов и 106 страниц писем. При полном попустительстве полиции и нежелании что-либо сделать…

Лишь много лет спустя, то ли в порядке психотерапии, то ли как единственное средство пробиться в писатели, Ричард Гэдд превратил эту кошмарную историю в моноспектакль, в котором сыграл роли самого себя под именем Донни и своей мучительницы, которую вывел под вымышленным именем Марта. А дальше произошло чудо - то ли ему удалось выйти на Нетфликс, то ли Нетфликс вышел на него - так появился мини-сериал «Олененок», который в считанные после выхода дни стал сериалом №1.

image Click to view




«Олененок» идет около 4 часов - в принципе, можно посмотреть за один присест, но гарантирую - у вас это не получится. Я с трудом уложился в два дня. Это было одно из самых мучительных и душераздирающих зрелищ, что мне довелось смотреть. И тем не менее, я с чистой совестью рекомендую его всем - это надо видеть. По ходу просмотра вам не раз и не два захочется криком кричать плачевному герою: «что ж ты творишь, идиот?!» Зачем ты зафрендил ее на ФБ? Зачем пошел к ней домой? Почему не идешь заявлять в полицию? Почему, наконец заявив, умалчиваешь о ее насильственных действиях в адрес тебя и твоих близких?! Как ты вообще дошел до жизни такой?!

Разгадка придет в четвертой серии - самой тяжелой в фильме. В ней замечательно показано, как происходит сексуальное насилие в шоу-бизнесе, какое разрушительное воздействие оно оказывает на психику жертв, и почему жертвы зачастую молчат о нем в течение десятилетий. Еще одна кульминация происходит в шестой серии - это сцена эмоционального катарсиса, когда после очередного провального выступления Донни срывается и рассказывает зрителям обо всем, выворачивая душу наизнанку… Кстати о выступлениях. Я не знаю, то ли Ричард Гэдд абсолютно беспощаден к самому себе, то ли сам не сознает насколько он плох в качестве комика, но его «комедийные» репризы - это такой лютый кринж, что я их порою не мог смотреть, оставляя лишь звук (притом, что сцену гомосексуального изнасилования я осилил). Хотите пример его «юмора»? Извольте: «Это моя дочка, ей два месяца. Я назвал ее Адольфом в честь Гитлера. Ха-ха, я пошутил - ей три месяца!» Комментарии излишни.

Разумеется, будь сериал одной лишь эмоциональной пыткой, я не стал бы его так настоятельно рекомендовать широким кругам зрителей. Сделан «Олененок» просто мастерски - сценарий и режиссура на высшем уровне. Смотреть на главных героев нелегко, настолько они антипатичны, но при этом они вызывают сложную гамму чувств - неприязнь, раздражение, оторопь, жалость, сочувствие и восхищение актерской игрой. Разумеется, самого себя трудно сыграть плохо, но попробуйте-ка вывернуться наизнанку перед камерой, как это сделал Гэдд! Однако, наибольшее восхищение у меня вызвала Джессика Ганнинг в роли Марты: ее игра - настоящие эмоциональные качели - от жалости и сочувствия к несчастной тетке с неустойчивой психикой и неустроенной судьбой до самого натурального страха, вызывающего в памяти героиню фильма «Мизери», блистательно сыгранную Кати Бэйтс. Из актеров второго плана отмечу замечательную актрису-трансженщину Наву Мау в роли подруги главгероя.

«Олененок» - это не шаблонная история жертвы и сталкера - это история, полная психологических нюансов, в которой мучитель и жертва пребывают в состоянии созависимости, садомазохистского симбиоза. Марта так же нужна Донни, как и он ей. Как бы ни было мучительно ее навязчивое внимание, оно льстит ему, тешит его мужскую самооценку, падшую куда-то ниже уровня городской канализации. И даже после того, как неповоротливая английская Фемида наконец-то разлучит их, увлечение Донни Мартой на этом не закончится - он продолжит обсессивно перечитывать ее безграмотные письма и слушать ее голос - голос женщины, которую он так любил ненавидеть…

Моя оценка 10 из 10

cinema

Previous post Next post
Up