“Чужое лицо (Tanin no kao)” - драма, артхаус, реж. Хироши Тешигахара, 1966

Apr 06, 2024 19:35


Инженер Окуяма потерял лицо. Нет, не в переносном, а в самом прямом и жестоком смысле: авария на производстве, тело не пострадало, а вместо лица - безобразное месиво ожоговых шрамов. Ожоги давно зажили, но инженер продолжает носить повязки, в которых выглядит как уэллсовский человек-невидимка, не снимая их даже дома. Ходить, впрочем, теперь некуда - начальство пошло навстречу и разрешило работать из дома, невзирая на трудности докомпьютерной эпохи. Окуяма заперт в четырех стенах с женой, которая целый день обтачивает камешки (хобби у нее такое), выводя мужа из себя жужжанием точильного станочка, каждым своим словом и жестом. Говорит, что по-прежнему любит, но в глубине души, конечно же, испытывает отвращение к уроду - уверен Окуяма.

Единственная надежда Окуямы - его психиатр и по совместительству протезист, который врачует не только души, но и изуродованные части тела. Психиатр предлагает выход - сделать реалистичную маску из нового материала, ни на вид, ни на ощупь неотличимого от человеческой кожи. Психиатром движет не только стремление помочь пациенту, но и желание провести эксперимент - выяснить, как повлияет на пациента новое лицо, купленное у случайного прохожего за 10 тыс. иен. Есть у молодого амбициозного доктора и корыстный интерес - в случае успеха поставить производство «новых лиц» на поток. Эксперимент проводится в тайне - инженер говорит жене, что уезжает в командировку, а сам переселяется на съемную квартирку…



Лицо вышло - загляденье, лучше прежнего! Чтобы скрыть места стыка маски с кожей, пациенту наклеивают модную бородку и надевают темные очки-сангурасу, превращая его в импозантного хипстера. Если первый выход в свет не обошелся без предварительного наркотического укола, то во второй раз Окуяма испытывает кайф уже от самого нового лица и открывшихся перед ним новых возможностей… Однако, столкновение со слабоумной дочкой управдома отрезвляет его - девушка безошибочно опознает в новом жильце странного человека в бинтах, который приходил раньше - для нее это одно и то же лицо. «Не огорчайся,» - утешает психиатр - «может, у нее хорошо развито обоняние, как у животного». Окуяма не намерен отступать - теперь у него созрел «амбициозный» план - соблазнить собственную жену. Психиатр с интересом и некоторым беспокойством наблюдает за тем, как маска постепенно обретает власть над своим носителем…

* * *

На мой взгляд, история инженера Окуямы - это метафора послевоенной Японии, чья прежняя маска имперского величия сгорела в огне войны вместе с кожным покровом, и ожоговые рубцы болят и зудят под новенькой пластиковой маской общества потребления. Этому же посвящена параллельная сюжетная линия картины - история девушки-хибакуся, чье лицо наполовину изуродовано излучением атомного взрыва. Презрение, непонимание и отвращение окружающих приводят ее к трагическому финалу…

Картина насыщена диалогами на темы идентичности, отчуждения, изоляции, влияния внешности на характер и поступки. К сожалению, философский посыл во многом пропадает втуне из-за дрянного перевода - ни английские, ни русские субтитры никуда не годятся и переводят хорошо если треть сказанного. Тем, не менее, я получил большое удовольствие от фильма. Он очень красив: виды новенькой, с иголочки послевоенной Японии, ретрофутуристические интерьеры клиники, интересные операторские находки, в частности, «говорящий череп», снятый в рентгеновских лучах, и жуткая безликая толпа в финале. Музыкальное сопровождение, помимо типичного для 60-х годов авангардистского стук-бряка, включает в себя очень красивый вальс (см. видео ниже).

Моя оценка 8/10.

Рекомендую другие фильмы на похожую тему: «Глаза без лица (Les yeux sans visage)» Жоржа Франжу (1960) и «Вторые (Seconds)» Джона Франкенхаймера (1966). Более поздний «Без лица (Face off)» не рекомендую.

image Click to view

cinema

Previous post Next post
Up