о русском герое

Dec 29, 2037 15:04




РУССКИЙ «ЯН».

О русском мужском начале и русском герое

Похоже, мы покорно ждем положенные тридцать лет и три года, когда спящий богатырь проснется и выкинет из нашей страны всех, кто желает нам смерти и зла. Всех тех, кто пока безнаказанно орудует в реальности и в виртуале: в газетах, блогах, на экранах ТВ. И под видом борьбы с нашими недостатками, нашими ворами и с нашими негодяями пытается уничтожить нас самих и наши духовные основания.

Надеюсь, что ждать осталось недолго, но пока ждем, хотелось бы понять, что есть русский ян, русское мужское начало - русский герой. Описать его довольно трудно, как и все русское, так как меня давно мучает ощущение, что русская идея принципиально невербальна, что мы люди не Логоса, а Голоса, и свои смыслы выражаем в песнях и прочих неконцептуальных вещах… Ну например, одна песня про коня, там где «золотая рожь да кудрявый лён Я влюблен в тебя, Россия, влюблен», говорит больше о национальной идее, чем сотня высокоумных страниц. Особенно когда ее поет монастырский или военный хор. Но попробуем, пусть субъективно.

Казалось бы, каждому времени - свои герои. Но нет, так как наша история абсолютно целостна, то и герой наш в основе своей, всегда один и тот же.


Об истории важно. Наша история кажется, во-первых, разорванной и хаотичной, каждый раз отрицающей саму себя, повторяющей травму изнасилования и предательства: то отречемся от веры отцов ради христианства, то опять раскол и самосожжения, то отречемся от христианства ради атеизма, то отречемся от коммунизма ради капитализма. И все символы - в кучу: триколор, черно-желтый имперский флаг, двуглавый орел, герб СССР, красное знамя победы, гимн СССР, Боже царя храни, атеизм, кресты и храмы, мавзолей, символы Сварога. Памятники то сносим, то ставим заново, то милиция, то полиция, то Царьград, то Сталинград, то Волгоград, то Петербург, то Петроград… Наша история, во-вторых, кажется полной подражания. То греки, то петровские реформы, то франкофильство, то англофильство, то еврейско-немецкий марксизм, то кто-то ринется в Индию и мы получим рерихов, то секты, то либерализм, то капитализм… И причем мы в этом последовании становимся «правовернее папа римского»…

Но если это не подражание, а изучение идеи, но не в теории, а на практике, в применении. Мы не теоретики. Мы не будем идею читать и изучать в безопасных университетах, мы ее будем делать, причем до конца и смотреть, что из нее получается. Мы думаем поступками и всегда в крайних актах. Проба, по Достоевскому. Так как драматичны.

И наша история абсолютно целостна в этих пробах - это развертывание нашего характера во времени. Каждый скачок и драматическая перипетия - это скачок роста и опыта, и поэтому все символы работают. Мы проходили каждый раз через смерть и возрождение и нам не за что каяться, как того требуют от нас чужие и отрезать от своей истории куски.

Мы за все платили страданием. Они своей ненавистью и бесконечным требованием от нас оправданий только отнимают наше время. Это не их компетенция. [Это вопрос критериев, вопрос - кто судья? почему они уверены в своем праве нас судить? на каком основании?] Это Богу виднее. Поэтому это не умозрительные теории, а самый подлинный жизненный опыт, который пишется кровью. И поэтому у нас нет мертвых. С нами - все, все наши святые, все герои, и все негодяи, и все предатели, и все враги, это - драма, где одно было невозможно без другого.

Теперь, похоже, мы исчерпали все пробы и нам нужно определиться в своей чистой самости, нам нужно, более не подражая никому, становиться самими собой. А это является самой увлекательной задачей на Земле. Как мы все нами пережитое соединим? У нас есть четыре достижения и основания, которые - суть одно. Традиция, Империя, Православие и Красный проект (как социальное и техническое рациональное новаторство, как единый общенациональный прорыв к космосу и справедливости). У нас пока не было лишь соединения их в одно целое. Как? Вверх. Если четыре точки лежат на плоскости, то пятая, их соединяющая лежит в трехмерном пространстве, как вершина пирамиды. И я думаю, это еще не финал геометрической конфигурации…

А теперь посмотрим на героев каждого из четырех оснований. Сначала о Традиции. Православное и русское, понятия крайне близкие, но не тождественные. И православное чуть больше русского (у нас есть православные братья), и русское чуть больше православного (вся дохристианская русская славянская традиция). Но область пересечения крайне велика.

Герой Традиции обычно описывается в героическом эпосе. Допустим, финну, если ему захочется почувствовать себя «чисто финном» - достаточно прочитать Калевалу. И мельница Сампо - есть мельница Сампо, для любого финна, пусть он протестант, католик или атеист. Свой эпос есть у калмыков, якутов, башкир, грузин, осетин, персов, греков, французов, немцев, англичан, индусов… У всех, кроме русских. У нас, как всегда, все не как у людей. Не успели записать в каноническом монументальном виде, так чтобы это было невозможно не знать. Леннрот записал «Калевалу» в 1835, Старшая Эдда была записана в ХШ веке… А мы не успели, еще бы век-два хотя бы, не Х. И поэтому былинные богатыри, Сварог и его дети, славянский Ирий, змеи-горынычи, кащеи бессмертные, магические медведи и прочие вещи - для нас есть еще неразгаданная тайна и сон, но не актуальное слово, которое нам так необходимо. Хотя образ богатыря вполне отчетлив - природно могучий, душевно ясный, архетипичный.

Но рыцарь невозможен без дракона. Историческая память в этой точке сохраняет нашествие татаро-монгольское.

Герои Православия - святые, монахи и старцы. По сути - воины. Потому что именно они ведут то, что называется «брань духовная» и нам, обычным людям, невидимая и непонятная. Существует разные виды духовных подвигов, разные пути святости: есть преподобные - это подвиг монашеского пути и аскезы, есть бессребреники, благоверные, мученики и великомученики, равноапостольные, святители, страстотерпцы, юродивые… Их жития - это удивительные, потрясающие душу и воображения истории. Вот преподобный о.Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Зачем, спросит кто-то? Тот, кто не понимает, даже не может себе представить, что он теряет от этого непонимания… И что в реальности делает человек, совершая подвиг такого рода. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук. По словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему… А воспоминания Бердяева об атмосфере Печерска, как о смеси монашества и воинства, о старой военно-монашеской России, очень мало подвергшейся модернизации… И Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский написавший в 1908 о том, что «я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу!».

И следующий антагонист, следующее нашествие в памяти всплывает западное, шведское, польское… Враги созидают нас в своем стремлении нас разрушить.

Герои Империи и Красные герои, как ни странно, очень близки. Мужчины XVIII века и мужчины 20-х годов двадцатого века - по ощущению, очень похожи, молодые, но быстро взрослеющие, коротко живущие, яростные, с быстрыми карьерами, взлетами и падениями… Но зрелый тип мужчины и героя ясно сформировался в ХIX веке и в середине ХХ. Это человек государственный и военный, даже если он штатский, человек служения, берущий на себя ответственность за Родину, за землю, за своих и чужих. Это человек внешне сдержанный, но внутри пылкий и страстный.

Вообще для нас Россия - и земля, и мать, и женщина, и сестра, и дитя. И одновременно - Отечество: мы присягаем служить Богу, Царю и Отечеству. Вот эта смесь любви и долга, долга любви, если хотите, и составляет наше отношение к Родине.

Как описать особенный профессионализм ХIХ и начала ХХ века? Кожаные ремни, ятъ, бинокли, концессии, все разумно, Российская Империя, Большая Игра, запад есть запад, восток есть восток, железные дороги, техника особой красоты, в которой функции еще смешаны с орнаментом. Цельное мышление. Мышление открытиями и практическим применением, телеграф, электрические машины. Строгий промышленный разум, литература, поэзия... Все несет в себе некую законченность и, так сказать, по-новому технологичную средневековость изделия, как самодостаточной вещи. Смесь познания и служения, вот, например, в Императорском Русском географическом обществе (ИРГО), созданном в 1845 году, было много военных, - цели ученых и военных часто совпадали, по сути - военная разведка… Но и профессионализм советский 30-40-50-х - заводы, наука, космос, архитектура, полярники, матросы, летчики - абсолютно стилистически целен. Здесь уже в исторической памяти нашествие французское и немецкое… Русско-турецкие войны, русско-японские, кавказские, Афганистан - все в памяти тоже, но более глубоко, более лично.

И опять бесконечный ряд: генерал Ермолов, с его словами: «Никогда неразлучно со мной чувство, что я Россиянин», командир брига «Меркурий» Александр Казарский, почвовед Василий Докучаев, купец Верещагин, брат художника, создатель вологодского масла, геолог Обручев, купец Иннокентий Сибиряков, раздавший миллионы и ушедший монахом в Афон… И так естественно дальше: маршал Жуков, геолог Билибин - золотой Моцарт Колымы, физик Флеров, конструктор танков Духов, чья «конструкторская гениальность врожденна», директор колхоза Кирилл Орловский, летчик Коккинаки и таких людей сотни и тысячи… Составить бы их список, ведь национальная идея может быть конкретной, то есть проявленной в реальных людях. В людях нормы и образца, в которых, несмотря на их биографическую конкретность, этот образец проступает неуловимо.

И если у нас единая история - то все в этом одном непрерывном ряду, и мы свободно можем брать все лучшее. У нас может быть одновременно и Военно-историческое общество и ДОСААФ, и полковой священник и самолет «Илья Муромец», одно другому совершенно не противоречит.

Русский - всегда солдат, даже если он штатский, потому что война и беда всегда рядом. Но любая война, холодная ли, горячая ли, нашествие или информационная война - в первую очередь брань духовная. Отсматриваю недавно видеоматериалы к фильму, обычные кадры обыденной жизни - и меня вдруг поразила мысль, что все эти странные спившиеся мужики в спальных районах - это солдаты без войны, они абсолютно честны, простодушны, романтичны, тверды, но им нечего делать в мирной жизни. Но если бы надо было выбирать с кем идти умирать - я, не раздумывая, предпочитаю их любому офисному интеллигенту. Они экзистенциально бесстрашны, как самураи. Русский - всегда способен к прямому боестолкновению, и кулачный бой - это не глупость, а готовность отвечать за свои слова в самом прямом и грубом смысле. Давайте не будем лицемерить, просто посмотрим на фильмы, которые мы так любим, и на классическую сцену кульминационной драки протагониста и антагониста на заброшенном заводе.

Интересно, что как только в России просыпается героическое мужское начало - так сразу начинаются крики, не сметь, не имеете право! И это странно, по-моему, при всей силе наших медвежьих объятий, при всей нашей радостной лихости - «Мы - русские. Какой восторг!», в нас всегда очень много любви и ответственности…

Итак, если собрать все вместе, базовые свойства русского героя - сила природная (опыт Традиции), сила духовная (опыт Православия), служение Отечеству (опыт Империи и СССР). Но есть еще одна вещь, о которой не говорят, это чистая и целомудренная мистическая любовь к России. Да, говорить об этом вслух нельзя, но… Лучше всех об этом проговорился Б.Савинков в романе «Конь вороной»: «Россия - Ольга, Ольга - Россия. Если не будет Ольги, моя влюбленность в Россию потеряет свою глубину. Если не будет России, моя любовь к Ольге утратит всеобъемлющий смысл. Жить в России без Ольги - все равно что влачиться с Ольгой в изгнании, - влачиться на "поломанных крыльях", дрожа и "прижавшись к праху"».

Вот его-то мы и ждем всегда. А уж на этой основе существует в нашем сознании миллион дорогих сердцу оттенков: и весельчаки в стиле Крючкова, и аристократические разведчики в стиле Тихонова, и волевые типажи в стиле Ульянова, и романтические гопники в стиле Бодрова, и мизантропические романтики в стиле Даля, и настоящие мужики в стиле Высоцкого, и физики в стиле Баталова, и лирики, и комики…

P.S. Последний вопрос, а что изменилось сейчас, в ХХI веке, в компьютерном, информационно-постинформационном, постпостмодернистском мире с его смартфонами, ризомами, дискурсами, трансгуманизмами, биотехнологиями, экономиксами, социальной инженерией, мягкой силой и прочими штуками? А ничего. Это рябь на воде, для глубинных течений и смыслов никакого значения не имеет. Нашествия нынешнего никто не отменял - и компьютер может работать на пользу Богу, Царю и Отечеству)))

P.P.S. Неожиданно этот текст некоторые товарищи оценивают как "экстрррремистский". Что меня несказанно удивило. В названии обозначено - "русский Ян", то есть  речь идет об активном наступающем созидающем мужском начале. Про умиротворяющий отступающий Инь - ничего обещано не было. ("ян" и "инь" - заимствованы для удобства). Просто мне кажется, что сейчас Ян в упадке и необходимо восстановить энергетический баланс, а то ощущение самокастрации какое-то...

Previous post Next post
Up