Вчера шла с заткнутыми, как всегда, плеером ушами - слушала уже третью книгу из серии «Дети Земли», Джин Ауэл. В общем-то, вся эта серия - дамский роман про лубофф с массой откровенных сцен в декорациях пещерного века…
Ауэл от иных «дамских» авторов отличает один принципиальный момент - она все-таки ограничивала полет фантазии здравым смыслом. В частности, очень тщательно и скрупулезно подошла к описанию быта, ремесел и верований доисторических людей - перечень антропологов, этнологов, археологов и даже спецов по выживанию, которым она приносит благодарности за работу над книгой, впечатляет.
Поэтому я, шипя и хихикая над сюжетными ходами, продолжаю слушать в общем-то только ради этих «декораций» и бытописаний, тем более, что я эту тему люблю еще с детства и тонкой книжки «Приключения доисторического мальчика».
Однако, сегодня я не об этом, а о паре абзацев из книги, которые меня навели на любопытные мысли.
А именно вот этот кусок: «Other women who had celebrated their First Rites in previous years, particularly those who had no children yet, could choose to stand in for the Great Mother and teach Her way to young men. After a special ceremony, which honored them and set them apart for the season, the soles of the feet of these
women would be stained with a deep red dye that would not wash off, though eventually it would wear off, to signify that they were available to help young men gain experience. […] the red-footed women were the most sought after by all ages of men. For the rest of his years, nothing could so quickly stimulate a man of the Mamutoi as the flash of a red foot when a woman walked by, and knowing it, some women tinged their feet reddish to make themselves more attractive».
Или, в моем кривоватом переводе:
«Другие женщины, уже отпраздновавшие свой Первый Ритуал (мое примечание - речь идет о ритуале дефлорации, т.е. «первой ночи») в прошлые годы, особенно те, которые не обзавелись еще детьми, могли выбрать для себя роль Великой Матери, чтобы учить Ее обычаям молодых мужчин. После специальной церемонии почитания, ступни ног этих женщин окрасят несмываемой, но со временем выцветающей темно-красной краской, чтобы обозначить, что женщины эти будут доступны для молодых мужчин, чтобы помочь им получить опыт. […] Женщины с красными ступнями были самыми популярными среди мужчин всех возрастов. И до конца его дней ничто не могло так быстро возбудить мужчину племени Мамутой, как мелькнувшая красным ступня проходящей мимо женщины; и зная это, некоторые женщины натирали и пощипывали до красноты ступни, чтобы сделать себя более привлекательными».
И так меня зацепил этот кусок, что, придя домой я перерыла пол-интернета и всю домашнюю библиотеку, чтобы найти в источниках, более авторитетных и менее художественных, описание сходного обычая. Потому что где-то глубоко внутри он отзывается как очень, очень правдивый.
Не смотря на то, что ступни ног сильно нагружены символическими значениями во многих культурах, нашла я до смешного мало.
Во-первых, узоры хной, которые рисуют в арабских странах на руках и ногах женщины. Кстати, я нигде не нашла развернутых объяснений сакрального смысла этого обычая (трактовка «символов» био-тату на сайтах салонов в расчет не бралась). «Для красоты» -- вот и все объяснение.
Во-вторых, и это уже интереснее - в Индии есть традиция окрашивать ступни ног и руки темно-красной краской, которая известна как «альта» или «махавар» (alta или mahawar в англоязычных источниках). Красные ступни - обычная деталь наряда невесты и женщины, участвующей в религиозных фестивалях. В книге «Индийский танец» Рыжакова говорит, что "Ладони и ступни покрываются красной краской минерального происхождения - альтой. Это делается для того, чтобы охлаждать разгоряченное танцем тело. Ну и, конечно, красный цвет объединяет танцора с женским божеством, дарующим священную силу - шакти."
Подозреваю, что и хна, и альта - варианты воплощения одного и того же обычая. Но смысл почти тот же, что и у доисторических фантазий Ауэл: красные ступни - признак служения женскому божеству, Великой Матери…
Кстати, в прекрасной книге "Love for Sale. The world history of prostitution" ее автор, Нильс Йохан Рингдал упоминает, что храмовые проститутки в Индии носили всю одежду и украшения только красного цвета.
В-третьих, на закуску, литературное упоминание - строчка из произведения восточного поэта по имени Нарзул Ислам. Лирический герой зазывает возлюбленную остаться на ночь, обещая, помимо традиционной луны, песни соловья и прочих романтических глупостей, «Я у радуги пестрой пурпурную краску возьму - и багрянцем небесным окрашу ступни твоих ног».
Учитывая все вышенаписанное, обещание окрасить красным ступни, обретает глубокий смысл :)
Про традицию бинтования ступней в Китае я говорить не буду, хотя, мне кажется, этот обычай «через стенку» от окрашивания ступней.
Но, а что же в Европе? В Европе, кажется мне, все сложнее и интереснее. Климат не позволяет разгуливать босиком, зато обувь никто не отменяет… Кроме того, одежда, как и ранее раскраска тела, выполняла сакральные (=сексуальные в сознании древнего язычника) функции.
«Красные Башмачки» Андерсена, наверное, самое известное изложение древнего сказочного сюжета, где фигурирует женская обувь красного цвета.
Прекрасный разбор символов сказки есть в книге Клариссы Пинколы Эстес «Бегущая с Волками». Мне же хочется только подчеркнуть, что красные башмачки в сказке - воплощение «дьявольских» сил, что, как учил дедушка Пропп, верный признак дохристианского сюжета, где все было ровно наоборот. Поэтому красные башмачки на церемонию конфирмации, на мой взгляд, явно указывают на тот же самый мотив, что и красные ступни.
И, напоследок - десерт: не могу не вспомнить современный фетиш. Но даже если бы я забыла, мне бы о них напомнил гугл - по запросу red sole ничего другого найти нельзя
Ну что, кто еще страдает по туфлям от Лабутена? ;)