Иван Кириллович Пархоменко

Jan 20, 2018 15:54




Сергей Городецкий




Корней Чуковский




Вячеслав Иванов






Алексей Чапыгин

http://lgz.ru/article/N25--6125---20-06-2007--/Vizit-k-Minotavru654/

Т.А. Пархоменко. Художник И.К. Пархоменко в лабиринте русской культуры. 1870 - 1940 годы. - М.: Издательство Главархива Москвы, 2006. - 148 с.: ил.

Книга, которая заставляет вновь задуматься о непостижимой прихотливости высшего промысла и в очередной раз поразиться непредсказуемости тех пасьянсов, что раскладывают для человека Судьба и История, подчас вслепую раздающих «кому - позор, кому - бесславье, а кому - бессмертие».
Казалось бы, всё просто: титанический бескорыстный труд во имя благородной цели, две с лишним сотни натурных живописных портретов русских и советских писателей, политических и государственных деятелей, военачальников, учёных и артистов - поражающая воображение, не имеющая аналогов галерея властителей умов и вершителей судеб России в переломные моменты её истории - поистине бесценный вклад в сокровищницу отечественной культуры вообще и гарантированно почётное место в пантеоне подвижников изобразительного искусства в частности. Однако ж вышло иначе…
Иван Кириллович Пархоменко - классический случай «знакомого незнакомца». Имя художника было на долгие десятилетия затянуто пеленой забвения, при том что его работы были известны едва ли не каждому: кисти Пархоменко принадлежат несколько канонических портретов Владимира Ильича Ленина, в том числе - знаменитый детский портрет будущего «вождя мирового пролетариата», сделанный Пархоменко по фотографии, тот самый, где Ленин «…маленький, с кудрявой головой», впоследствии красовавшейся на октябрятских значках.
Богатая на события и встречи биография художника, к описанию которой автор книги подходит весьма ответственно и основательно, выдаёт в Иване Кирилловиче Пархоменко натуру, как говаривали раньше, недюжинную. Детство, отсылающее к чеховскому «Ваньке», отчаянное письмо к императрице с просьбой помочь ему поступить в Петербургскую академию художеств (что интересно, ответ был получен, и даже положительный - делу воспрепятствовало лишь выяснившееся позже малолетство юного дарования). Отрочество, озарённое по-отечески заботливым наставничеством Николая Ге, к которому мальчика направил помещик, сочувственно отнёсшийся к его способностям. Были потом и голод, безденежье, мытарства - до тех пор, пока не определится главный талант Пархоменко, который станет кормить и самого художника, и стремительно разрастающееся число его чад и домочадцев - а именно, написание портретов. Учиться в знаменитой Парижской академии Рудольфа Жульена, учениками которой в своё время побывали Боннар, Матисс, Леже, Бакст и Лансере, Пархоменко едет, уже будучи довольно опытным портретистом, а по возвращении из Франции у него вызревает грандиозный замысел, о котором сам художник пишет так: «… Я затеял написать: целую галерею портретов современных русских писателей… Затея моя интересна, и воплотить её будет не особенно трудно при моей быстроте в работе и при умении схватывать сходство». «Я думаю не о теперешних зрителях, а что моя галерея будет в высшей степени нужна и интересна для следующих поколений». Однако ж известно, что благие намерения нечасто приводят туда, куда было задумано.
Свой замысел художнику, считавшему литературу своей второй страстью, удалось осуществить и за три года собрать галерею, насчитывающую около 90 портретов, идейным центром которой являлся, бесспорно, портрет Льва Толстого (впрочем, Горький язвительно писал об этом: «Представьте себе человека, который ловил-ловил блох и поймал «в том числе» Льва. Храброе лицо!»). Стахановский труд Пархоменко имел большой и по преимуществу доброжелательный общественный резонанс, но абсолютно никакого финансового успеха. Не суждено было оправдаться и надеждам художника на благодарное внимание потомков. Галерею, включавшую в себя живописные изображения В.Г. Короленко, И.А. Бунина, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, А.А. Блока (хороши «блохи»! - заметим от себя), постигла недобрая участь: заметная часть собрания была бесследно утрачена в лихие революционные годы (в том числе канул и бесценный портрет Толстого), а то, что уцелело, рассеяно по городам и весям России и Украины и лежит в запасниках музеев мёртвым грузом…
Феномен уникальной галереи Пархоменко ещё ждёт своего толкователя. Но первые шаги на этом пути уже сделаны, и выход в свет приятной во всех отношениях книги, принадлежащей перу Т.А. Пархоменко, может быть, станет спасительной нитью Ариадны и выведет забытого художника из сумерек лабиринта русской культуры прошлого века на сегодняшний яркий дневной свет.

Светлана ОСТУЖЕВА

корней чуковский, ХУДОЖНИКИ, сергей городецкий, алексей чапыгин, вячеслав иванов

Previous post Next post
Up